Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирмы-производители компьютерных игр, Россия




Использование в дошкольной образовательной организации и семье предназначенных для детей дошкольного возраста информационно-образовательных ресурсов развивающего, развлекающего и коррекционного характера при организации РППС ДОО

 

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств, сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

В соответствии ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:

- принцип научности, определяющий содержание, который требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;

- принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;

- принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;

- принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;

- принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков - различных по содержанию и способам осуществления;

- принцип наглядности (интерактивной наглядности). С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности исследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;

- принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);

- принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайно компьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);

- принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуальному обогащению.

- принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления. Объем образовательного материала успешно может быть освоен воспитанниками больше с помощью логики мышления, чем памяти, сознательно, творчески, обобщенно, а не механически и фрагментарно. Усвоение знаний требует использования сведений из других разделов программы, базируется на системе понятий.

Внедрение. В условиях ДОО возможно, необходимо и целесообразно использование ИОТ в различных видах образовательной деятельности.

Этапы реализации

1 этап. Подготовительный

Задачи:

1. Анализ содержания разделов образовательной программы и отбор мультимедийного обеспечения.

2. Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий.

На этом этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования ИОТ в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий и возможностей применения санитарно-гигиеническим требованиям.

Особого внимания требует отбор и подбор дидактических материалов в соответствие с программным содержанием выбранных направлений воспитательно-образовательной работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста. К данному виду работ помимо педагогов подключаются методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.

Кроме того, необходимо подключить родителей для оказания им педагогической помощи освоения детьми ИОТ в домашних условиях.

2 этап. Реализация

Задачи:

1. Опробовать механизмы использования ИОТ на занятиях с дошкольниками.

2. Продолжить формирование базы дидактических материалов, видеотеки, необходимых для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.

Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий с использованием мультимедийной техники согласно тематическим планам ДОО.

На этом же этапе необходимо подключить воспитанников и их родителей к поиску и созданию дидактических игр, упражнений и других материалов, предполагающих использование ИОТ.

3 этап. Контрольно-диагностический

Задачи:

1. Анализ эффективности использования ИОТ для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка.

2. Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию ИОТ в домашних условиях и педагогов по использованию ИОТ в воспитательно-образовательной работе.

Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию мультимедиатехники, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах учреждения и обмену опытом с другими ДОО.

В настоящее время существуют образовательные информационные технологии, предназначенные как для фронтальной работы педагога с детьми, групповой работы, а также индивидуальной работы детей под руководством взрослого. Причем эти технические средства могут органично функционировать без разрушения уже созданной развивающей среды в группе детского сада без необходимости организации специализированных компьютерных кабинетов.

Следует отметить, что решение задач общеобразовательной программы дошкольного учреждения лежит не только в плоскости поставки необходимого оборудования и программного обеспечения, но и (в основном) в формировании новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий, включающей методическое и контентное обеспечение.

Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса, существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.

Специализированные программные продукты.

Ведущая игровая деятельность в дошкольной организации и в домашних условиях может иметь следующие основные требования для реализации специализированных образовательных программ для детей дошкольного возраста:

- обогащение познавательной сферы дошкольника, то есть развитие общих представлений о сфере действительности и действиях человека в ней;

- изменение и обогащение РППС, то есть подбор тематических интерактивных игрушек, иллюстраций побуждающих к ролевой и режиссерской играм с определенным сюжетом;

- игровой опыт на аппаратном оборудовании и в реальных играх, причем с организацией дидактических игр, где ребенок осваивает игровые способы передачи реальных событий (в форме сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, в том числе совместных со взрослым), включая целенаправленное обучение детей игре;

- активизирующее общение взрослого с ребенком в процессе образовательной и режиссерской, а также ролевой игры, подобное общение должно носить проблемный характер, поддерживать ребенка, стимулировать его творческую активность.

Следует учитывать, что для работы с программным обеспечением необходимо согласовывать все основные вопросы работы педагога в должностной инструкции и иметь определенные требования к его квалификации.

В рамках внедрения широкие возможности ИОТ должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. В том числе любая развивающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна:

- позволять строить содержание образовательной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики;

- допускать реализацию любого способа управления образовательной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой, - образовательными целями;

- стимулировать все виды познавательной активности, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных воспитательно-образовательных задач – как основных, так и второстепенных;

- учитывать в содержании дидактического материала и образовательных задач уже приобретенные знания, умения и навыки детей;

- стимулировать высокую мотивацию к получению знаний, причем она не должна идти за счет интереса к самому аппаратному оборудованию;

- обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний. Диалог должен выполнять следующие функции: активизировать познавательную деятельность детей путем включения их в процесс рассуждения, т.е. моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;

- содержание темы занятий и трудность поставленных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка, а обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для их устранения;

- диагностировать с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;

- не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по его вводу;

- оказывать содействие при решении образовательных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения;

- информировать ребенка об образовательной цели, сообщать ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок;

- проявлять дружелюбие, особенно при оказании помощи;

- адекватно использовать все способы предъявления информации в виде текста, графики, изображения, в том числе движущиеся, а также звук и цвет. Не навязывать темп предъявления информации;

- вести диалог, управляемый не только компьютером, но и ребенком, позволить последнему задавать вопросы;

- позволить ребенку вход и выход из программы в любой ее точке, обеспечить доступ к ранее пройденному материалу;

- допускать модификацию, внесение изменений в способы управления воспитательно-образовательной деятельностью.

Организация воспитательно-образовательного процесса на основе использования ОИТ позволяет на более высоком уровне решать задачи образовательной программы ДОО, интенсифицировать все уровни воспитательного процесса, готовить пользователей к применению современных информационных технологий.

Общие требования для всех групп программного обеспечения:

- Легальность устанавливаемого ПО;

- Обеспечение квалифицированной технической поддержки, консультаций и других форм сопровождения;

- Соответствие характеристикам, комплектации, классу и типу, а также архитектуре применяем ого аппаратного оборудования;

- Надежность и работоспособность в любом из предусмотренных режимов работы, как минимум, в русскоязычной языковой среде;

- Наличие интерфейса, поддерживающего работу с использованием русского языка и национальных языков РФ. Для системного и инструментального программного обеспечения допустимо наличие интерфейса на английском языке;

- Наличие документации, необходимой для практического применения и освоения программного обеспечения, на русском языке;

- Возможность использования шрифтов, поддерживающих работу с кириллицей;

- Наличие спецификации, оговаривающей все требования к аппаратным и программным средствам, необходимым для функционирования данного программного обеспечения;

- Программное обеспечение, предоставляемое с исходными кодами и инструментальными средствами для последующих модификаций, является более предпочтительным.

Предлагаемые на российском рынке программные продукты, ориентированные на детей дошкольного возраста и включают:

- обучающие программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько задач. Игры направлены на решение задач, стимулирующих различных видов активности детей, отвечающих за развитие ориентации на плоскости и в пространстве, математических представлений, грамотности, экологическому воспитанию и др.;

- развивающие программы, способствующие познавательному развитию дошкольников. Они являются инструментами для творчества, для самовыражения ребёнка;

- диагностические программы, применяемые для выявления уровня умственного, физического, этического, психологического развития;

Содержание программ разнообразно и соответствует различным образовательным областям. Это арифметика, геометрия, знакомство с буквами и чтение, знакомство с детской литературой, география, история, животные и растения, времена года, минералы, правила дорожного движения, время, созвездия, время и часы, измерение величин, знакомство с музыкой, творчество – рисование и конструирование.

В настоящее время в России существует несколько ведущих коммерческих организаций, выпускающих компьютерные игры и образовательные программы для детей дошкольного возраста.

 

Название Адрес Характеристика
«1С» URL: http://www.1C.ru/ Разработчик игровых и обучающих программ.
  1. 5.
Акелла URL: http://www.akella.com/ Группа компаний, занимается разработкой и изданием мультимедиа энциклопедий и компьютерных игр, продажей CD-ROM и Video CD. Информация о выпущенной продукции и последних разработках.
  1. 3.
Бука URL: http://www.buka.ru/ «Бука» является российским издателем компьютерных игр. Среди проектов «Буки» можно отметить следующие: Дальнобойщики, Аллоды, Вангеры.
«Кирилл и Мефодий» www.nachalka.info Производство обучающих и развивающих электронных изданий на компакт-дисках для детей и взрослых. Детский обучающий образовательный портал.
  1. 12.
Компания Никита URL: http://www.nikita.ru/ Разработчик игровых и обучающих программ.
НевоСофт URL: http://www.nevosoft.ru/ Разработка и распространение небольших, но интересных и красивых игр для всей семьи, так называемых "казуальных игр".
  1. 9.
Нивал URL: http://www.nival.com/ Российские разработчики компьютерных игр. Создатели Аллодов.
  1. Ведущ
«Новый Диск» URL: http://www.nd.ru/ Каталог продукции "Нового Диска" можно условно разделить на следующие категории: Игры. Детские программы. Обучающие, образовательные программы. Хобби.
«Руссобит-М». http://www.russobit-m.ru/ Разработчик игровых и обучающих программ.
"Четвертый Рим" URL: http://www.4rome.ru/ Полиграфические работы "под ключ", Веб-дизайн, Создание игр.
  1. 14.
Doka URL: http://www.doka.ru/ На сервере компании "Doka" представлены следующие разделы: светотехника, звук, спец. эффекты и отделение программных разработок. Новости. Архивы. Реквизиты.
  1. 18.
Elemental Games - разработка компьютерных игр URL: http://www.elementalgames.com/ Официальный сайт разработчиков приключенческой игры с элементами РПГ "Космические рейнджеры" (издатель на территории России, стран СНГ и Балтии - фирма "1С").
  1. 15.
Gamos URL: http://www.gamos.ru/ Основное направление деятельности компания "Геймос" - разработка компьютерных игр. Среди известных - "Цветные линии" (Color Lines), "Балда","Филлер "(7 COLORS), "WildSnake" и "Братья Пилоты. По следам полосатого Слона". На сервере новости, партнеры, поддержка, игры.
  1. 8
Garage Power Interactive Studio URL: http://garagestudio.boom.ru/ Российские разработчики и издатели трехмерных компьютерных игр.
Interplay Entertainment Corp. URL: http://www.interplay.com/ Производитель и издатель компьютерных игр, сделанных по самым современным технологиям.
  1. 7.
K-D Lab URL: http://www.kdlab.com/ Российские разработчики компьютерных игр. Самый известный проект – Вангеры.
  1. 13.
NewGame Software - российские разработчики стратегических игр URL: http://newgame.agava.ru/ Информация о компании. Новости. Игры - короткое описание. Проекты. Публикации в прессе. Файлы. Ссылки. Контакты.
  1. 11.
New Media Generaion – URL: http://www.nmg.ru/ Игры, интерактивные мультфильмы, познавательные и образовательные продукты на CD-ROM, все для обучения, расширения кругозора, развлечения.
  1. 4.
Rime Studio URL: http://rime.by.ru/ Разработка компьютерных игр. Информация о проектах студии, персонал, вакансии.
  1. 17.
Sound Create Studios URL: http://www.scs.h11.ru/ Сайт компании - разработчика игр. Создание звука и музыки к сторонним проектам. Работа для программистов, дизайнеров, художников и музыкантов.
  1. 8.
Sivers Studio URL: http://www.t-guild.com/gamesite/SS/index.htm Мультимедийное издательство Sivers Studio. Разработка энциклопедий, игр, презентаций, сайтов.
  1. 10.
TS Group Entertainment URL: http://www.tsgroup-inc.com/ Сервер российской компании TS Group Entertainment, занимающейся производством игр. На страницах сервера вы найдёте информацию о компании, её проектах, а также сможете найти несколько демоверсий игр, к которым компания имеет отношение.
  1. 6.
YAV - computer games land URL: http://www.yav.ru/ Российская фирма, занимающаяся разработкой компьютерных игр и мультимедиа-проектов.

 

В зависимости от коммерческой мощности, эти фирмы иногда ведут образовательную работу среди родителей и педагогов детских садов.

 

Создание образовательного контента для организации игровых сеансов. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе[24].

При подготовке контента (презентации, викторины, диафильмы и т.п.) необходимо учитывать:

· общедидактические принципы подготовки материалов;

· психологические особенности восприятия информации с экрана и на печатной основе;

· эргономические требования представления информации на экране и бумажном носителе.

Одновременно следует стремиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые современными информационно-образовательными технологиями.

Отдельно стоит уделить внимание и использованию электронных образовательных ресурсов для занятий в детском саду. ЭОР: Образовательный ресурс – это контент, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

 

По способу применения ЭОР могут быть классифицированы как:
- распределенные ЭОР, размещенные в различных ИОС (порталы, электронные библиотеки, хранилища, системы дистанционного обучения) и используемые в режиме удаленного доступа на основе Интернет-технологий;
- ЭОР для применения в локальных сетях образовательных учреждений и организаций;

- однопользовательские ЭОР, предназначенные преимущественно для использования на персональных компьютерах.[25]

Необходимо также и помнить еще об одной их форм электронного документа, помогающего развитию системы методической и технической поддержки педагогов.

Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.

Электронные издания различают:

- по наличию печатного эквивалента

электронный аналог печатного издания: Электронное издание, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.);

самостоятельное электронное издание: Электронное издание, не имеющее печатных аналогов;

- по природе основной информации

текстовое (символьное) электронное издание: Электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку.

изобразительное электронное издание: Электронное издание, содержащее преимущественно электронные образы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки.

звуковое электронное издание: Электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения,

программный продукт: Самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода,

мультимедийное электронное издание: Электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами;

- по целевому назначению:

учебное электронное издание: Электронное издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения,

справочное электронное издание: Электронное издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения,

электронное издание для досуга: Электронное издание, содержащее общедоступные сведения по организации быта, разнообразным формам самодеятельного творчества, различным видам увлечений, компьютерные игры,

художественное электронное издание: Электронное издание, содержащее произведения художественной литературы, изобразительного искусства, театрального, эстрадного и циркового творчества, произведения кино, музейную и другую информацию, относящуюся к сфере культуры и не являющуюся содержанием научных исследований[26].

 

Следует остановиться на важных психолого-педагогических аспектах разработки образовательного контента и использования электронных образовательных ресурсов.

Стимулирование познавательной активности (формирование мотивации) – необходимая составляющая воспитательно-образовательного процесса, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки, а также качество представления контента не оправдывает его ожиданий.

Создание предпосылок к восприятию материала. Для создания предпосылок к восприятию материала будут полезны такие виды деятельности как создание положительной психологической атмосферы, предварительные беседы, чтение художественной литературы в группе, организация тематических игр и т.д.

Подача материала на занятии. Форма и метод подачи материала определяются в зависимости от решаемых задач. Важной задачей является корректное оформление порций образовательного/воспитательного материала (слайд, кадр, музыкальное сопровождение и т.д.).

При создании образовательного контента нужно дополнительно учитывать специфические принципы использования образовательных информационных технологий:

· распределять материал на известные ступени и небольшие законченные части (порции образовательного материала);

· указывать на каждой ступени отдельные части последующего материала (анонс) и, не допуская существенных перерывов, приводить из него данные для возбуждения любознательности ребенка, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;

· формировать и выстраивать материал таким образом, чтобы при изучении нового повторялся изученный.

 

При подготовке занятия педагогу необходимо помнить, что за основу берется интегративно-тематический подход (ФГОС: организация воспитательно-образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возрастными возможностями и особенностями дошкольников). Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление, которое отражается в различных образовательных областях. Интегрированные занятия позволяют всецело использовать возможности разнообразных средств ИОТ и образовательного контента, что способствует познанию ребенком предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности и передачи образов, специфических для той или иной деятельности.

Для проведения интегрированного занятия необходимо, чтобы была осуществлена связь между образовательными областями и заданная тема изучалась в одни те же дни. Это позволит объединить мастерство нескольких специалистов дошкольного учреждения (например, музыкального работника и воспитателя) и родителей, а также будет содействовать развитию их профессионального и творческого содружества. Такая связь между субъектами образовательного процесса позволит повысить познавательную и творческую активность детей. Составляя циклы занятий, воспитателю следует хорошо продумать, с какого занятия лучше начать тот или иной цикл.

При подготовке интегрированных занятий с использованием ИОТ необходимо помнить, что эти занятия требуют серьезной подготовки со стороны педагога при подготовке образовательного контента.

Требования к подготовке кадровых ресурсов.

Каждый специалист системы дошкольного воспитания должен уметь построить свой «маршрут» трансляции знаний и выработки с детьми навыков поведения с использованием инновационных технологий. Однако не все педагоги готовы к определению этого «пути».

Образовательная программа ДОО рассматривается как модель организации образовательного процесса ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения. Образовательная программа разрабатывается на основании ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы.

До введения государственной экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразовательных программ, в переходный период, было рекомендовано использовать в работе ДОО программы, технологии и методические пособия, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. В этих условиях особенно остро встает вопрос о профессиональном мастерстве воспитателей.

Профессиональная деятельность воспитателя ДОО – многогранна, что подтверждается перечнем его функций: информационная, развивающая, обучающая, познавательная, творческая, воспитательная, преобразующая, мобилизующая, исследовательская, прогностическая, конструирующая, коммуникационная, речевая и многие другие[27]. Педагог, работающий с детьми в дошкольном образовательном учреждении, - личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью многих качеств. Подтверждением этому являются должностные обязанности воспитателя: он осуществляет воспитание, обучение, присмотр и уход, реализуя образовательную программу дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Уставом ДОО; целесообразно и эффективно использует средства обучения, дидактические материалы и оборудование в образовательном процессе; осуществляет координацию деятельности помощника воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и других преподавателей в рамках единого образовательного пространства в работе с группой детей; согласовывает свою деятельность с воспитателем-напарником, психологом, старшим воспитателем, медицинским персоналом; несет персональную ответственность за жизнь ребенка, обеспечивает охрану его здоровья, заботу об эмоциональном благополучии, физическом, интеллектуальном и личностном развитии.

Воспитатель должен знать основные развивающие программы и технологии обучения и воспитания детей дошкольного возраста, способы прогнозирования психического развития ребенка, основы коррекционной работы с детьми; должен уметь использовать элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей и социально-психологических особенностей группы по реализации дифференцированного подхода к ребенку и при работе с разными группами; должен разрабатывать новые педагогические технологии и методики; вести работу по их апробации, участвуя в исследовательской экспериментальной деятельности; должен уметь самостоятельно создавать среду развития ребенка, в том числе быть автором пособий, игр, оригинальных средств обучения и воспитания[28].

Анализ перечня функций воспитателя ДОУ показывает, что педагог должен иметь разнообразные профессионально-необходимые навыки; быть эрудированным в различных областях знаний; знать психологию и уметь применить знания на практике; обладать способностью координировать действия педагогов, работающих с детьми в группе; уметь взаимодействовать с родителями и т.д.

В условиях введения ФГОС ДО воспитатель должен уметь не только организовать деятельность детей, но и участвовать в разработке основной общеобразовательной программы ДОО. Для этого требуется большая эрудированность со стороны каждого участника образовательного процесса дошкольного учреждения.

Воспитатель на основе примерной общеобразовательной программы, выбранной дошкольным учреждением, планирует свою деятельность, с учетом специфики национально-культурных, демографических и климатических условий.

К основным свойствам воспитателя, обеспечивающего успех его деятельности, относятся: интерес и любовь к своей профессии и детям, увлеченность, ответственность, уравновешенность, творческие способности, требовательность, справедливость, доброжелательность, наблюдательность и многие другие качества.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по количественным и качественным показателям результатов обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей.

 

Компетентности педагога ДОО:

– эффективно использовать имеющиеся условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

· достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

· реализации программ воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении;

· эффективного использования здоровьесберегающих технологий;

· индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого ребенка;

· собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;

 

– эффективно применять свои умения в процессе воспитания и обучения детей в дошкольном образовательном учреждении;

– осуществлять личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса;

– выстраивать индивидуальные траектории развития ребенка на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

– разрабатывать и эффективно применять новые образовательные технологии, позволяющие получать положительные результаты развития и обучения детей.

В заключение, стоит выделить два направления в соответствии с этими требованиями к развитию профессионализма педагога ДОО:

Во-первых, непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне ДОО, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога.

Во-вторых, развитие профессионализма через курсы повышения квалификации с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и очно-заочно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации.

Опираясь на вышеописанный материал, можно, в том числе, выдвинуть и дополнительные рекомендации по внедрению в профессиональную переподготовку педагогов для дошкольного образования новых стандартов курсовой подготовки:

- необходимо сформировать системное понимание вариантов применения информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий в дошкольном образовании;

- формирование системного понимания методологии создания современной ИОТ-инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения (с учетом современного состояния ИОТ продуктов и решений для применения в дошкольном образовании);

- систематизация знаний, умений и навыков педагогов по применению метода проектов в дошкольном образовательном учреждении;

- систематизация (сформировать или расширить) умений и навыков разработки электронных учебных материалов (включая содержательные, эргономические, методические и технические аспекты);

- систематизация (сформировать или расширить) умений и навыков по вопросам контроля (варианты контроля, виды тестовых заданий, составление тестовых заданий и формирование тестов, оценивание ответов и их математическая обработка).

 

Аппаратное обеспечение. Учитывая положения ФГОС ДО, а также состояние материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений (в части информационно-образовательных технологий) рекомендуется комплексное решение для использования педагогом для работы с детьми в групповых помещениях и(или) в методических кабинетах (или иных выделенных помещениях). Аппаратное обеспечение должно быть рассчитано на срок службы не менее пяти лет. Все компоненты решения должны быть совместимы между собой, обеспечивать возможность быстрого ремонта на уровне замены блоков, а также последующего усовершенствования оборудования (upgrade) без его полной замены. Конструкция и технические характеристики решения (его компонентов) должны обеспечивать максимально возможную безопасность и безвредность применения в реальных условиях дошкольных учреждений.

Использование аппаратного оборудования. При использовании ИОТ в образовательном пространстве ДОО должно проходить контроль за количеством взаимодействий (занятий, игровых сеансов) детей с различным оборудованием. Построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами[29]. При этом следует учитывать степень адаптированности оборудования к специфике ДОО.

К компьютерным системам в дошкольном образовании должны быть предъявлены следующие требования:

- Высокая универсальность и адаптируемость к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций; достаточное быстродействие при реализации этих функций;

- Обеспечение одновременной независимости работы детей по одинаковым или разным программам; обеспечение управляемой взаимосвязи между детьми для организации совместной работы; наличие в составе системы нескольких участников;

- Обеспечение возможности протоколирования хода решения системы образовательных задач;

- Наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией; необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамичных изображений;

- Простота и доступность интерактивного взаимодействия ребенка с техническим средством в процессе, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам;

- Адаптивность к индивидуальным и возрастным особенностям, к возможностям детей;

- Простота и удобство при эксплуатации неподготовленными пользователями; высокая надежность в этих условиях;

- Защищенность от случайных и преднамеренных неверных действий ребенка и педагога;

- Гигиеничность и безопасность работы со всеми элементами технических средств;

- Минимальная стоимость при требуемых функциональных возможностях;

- Простота и удобство в обращении, применении и разработке программного обеспечения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.