Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 2. Казахстан в эпоху средневековья




Лекция № 3-4.

Тема. Государства на территории Казахстана (VI-начало XIII вв).

Цель лекции: Раскрыть процесс становления, развития и распада раннефеодальных государств на территории Казахстана; рассмотреть общественный строй, хозяйство; показать процесс формирования феодальных отношений и его особенности в земледельческих и скотоводческих районах.

Основные вопросы:

1. Возникновение Тюркской государственности.(552-603 гг.) Западно-Тюркский каганат.(603-704 гг.)

2. Социально- экономическая и политическая история Тюргешского каганата (704-756 гг.)

3. Карлукское государство.(766-940 гг.)

4. Огузское государство(конец IX – нач.XI в).

5. Кимекский каганат (конец IX – нач.XI в).

6. Караханидское государство(942-1210 г.). Государство каракитаев (1128-1213 г.).

7. Улусы найманов и кереитов (XII- нач.XIII в.).

8. Кипчакское ханство (нач.XI-1224).

9. Развитие экономики и культуры Казахстана XI- начале XIIIвв.

В I тысячелетии происходит изменение этнической среды в евра­зийском регионе, здесь все более начинают преобладать тюркоязычные племена. Первые упоминания о тюрках появляются в 542 году в китайских источниках, в которых описываются набеги гуцзюе (тюр­ков) на Китай с северо-запада. Китайцы считали тюрков потомками cюнну. В VI веке наименование "тюрк'" получает широкое распрост­ранение и означает союз племен, сложившихся на Алтае. У китайцев это звучит как туцзюе, тукю, у согдийиев - турк, туркут, тюрк, у ви­зантийцев, арабов, иранцев - тюрк. В русских источниках наряду с печенегами, половцами упоминаются торки - тюрки. Как писал в своей книге "Шежире" ("Родословная...") Шакарим Кудайберды-улы, тюрк означает "шлем". Тюркский племенной союз - Тюрк­ский Эль сложился на Алтае, и началом тюркской государственности можно считать 548 год.

В 1968 году на территории Монголии в Центральной Азии был от­крыт памятник начального периода Тюркского каганата. Изуродован­ный ребенок под брюхом у волчицы, изображенной на вершине сте­лы, - мальчик из разбитого врагами племени, которого она спасла, и есть родоначальник тюрков. Согласно легенде, в Восточном Тянь-Шане у них появилось десять совместных детей, которые затем смес­тились дальше на запад, на Алтай. Основные древнетюркские груп­пировки племен сложились на раннем этапе тюркского этногенеза и сохранили историческую преемственность. Это потомки Ашина -тюрки из Центральной Азии, переселившиеся на Алтай, а также ени­сейские кыргызы, кыпчакская группа, теле или огузы.VI век - время начала тюркских империй, в котором сближение обще тюркских культурных компонентов происходило наряду с фор­мированием их самостоятельности. Это выделение господствующих и подчиненных групп населения. В данном процессе чередовались центробежные и центростремительные силы, выразившиеся, с одной стороны, центростремительные - в сближении генетически близких компонентов, с другой, центробежные - в формировании самостоя­тельности алтайских тюрков, кыпчаков, кыргызов, огузов.

Раннее тюркское государство - Тюркский каганат (551 - 603) - воз­никло в 551 году, когда вождь тюрков Бумын принял титул кагана. В период своего расцвета оно занимало обширную территорию от Корейского полуострова на востоке до Крымского полуострова на западе, от верховьев Енисея на севере до верховья Амударьи на юге. Бумына сменил Кара-каган (552-553), затем стал править Муган-ка­ган (553-572), позднее - Таспар-каган (572-581).

Господствующим в Центральной Азии это государство стало при кагане Мугане, оно входило в систему отношений с такими крупней­шими государствами того времени, как Иран и Византия. Китай был данником каганата.Муган-каган по­корил киданей в Маньчжурии, кыргызов на Енисее, подчинил себе северокитайское государство и устремился в Среднюю Азию, где на территории от Восточного Туркестана до Каспийского моря находи­лись владения эфталитов. В 561-563 годах Муган-каган заключил союз с Ираном против эфталитов, и они были разбиты. Тюркский ка­ганат стал господствовать в Средней Азии. Затем тюрки заключили союз с Византией против персов и последние обязались платить им дань. В итоге тюрки дошли до Керченского пролива, захватили Керчь и вторглись в Крым.

Таким образом, тюркские степные племена консолидировались под властью одного вождя, одного рода, одной династии. Подчинив соперничающие племена, тюрки ставили в зависимость от себя стра­ны и народы с многообразными типами хозяйственной деятельности, с развитой государственностью. Зависимость реализовывалась в не­посредственном подчинении новой династии либо выплате обуслов­ленной дани. В результате государство, созданное кочевниками, обрело статус империи. В этом плане Тюркский каганат продолжил тради­ции хунну и стал евразийской империей.

Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникатив­ные средства - оседлость и урбанизация части населения, строитель­ство городов, религиозные искания привели к приобщению к миро­вым религиям, таким как буддизм, христианство и позже ислам. Все это не могло не отразиться на социальной и политической организа­ции общества. Вершиной достигнутого явилась собственнная пись­менность, прошедшая путь от камнеписных стел до рукописей на бу­маге. Основным признаком идентификации и источником политичес­кого единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи.

В древнетюркских письменных памятниках о начале Тюркского Эля и его первых каганах первый тюркский летописец Йоллыг-тегин сообщал: "Когда вверху возникло Голубое небо, а внизу - Бурая зем­ля, между ними обоими возник род людской. И воссели над людьми мои предки - Бумын-каган, Истеми-каган. Воссев на царство, они учредили Эль и установили законы народов тюрков... Так повествует о начале новой эпохи в Великой степи, эпохи господства тюркских племен­ самый больш письменный памятник тюрксков тех време- руническая надпись в честь Кюль-тегина, прославленного воина Каганского рода. Эль, состоял из племен, родов. Родоплеменная организация - бодун и воен­но-административная организация - Эль взаимодополняли друг дру­га. Каган - хан "'держал Эль и возглавлял бодун". Он по праву стар­шего в генеалогической иерархии возглавлял племенной союз и выс­тупал в роли вождя, был верховным судьей, верховным жрецом, вы­полнял функции военного руководителя, подчинявшего другие пле­мена и страны и принуждавшего их платить дань и подати. Хан опи­рался на племенную аристократию - беков. Обращение каганов к со­племенникам было в форме: "Тюрк беклер бодун" - "Тюркские беки и народ", "Знать и народ", иногда в резком противопоставлении "Именитые беки и простой народ". Беки были аристократией по кро­ви и по праву происхождения из того рода, особый статус которого считался неоспоримым, освещенным традицией. Элитой аристокра­тии по крови в Тюркском Эле был род Ашина. Из этого привилегиро­ванного сословия, куда входили другие знатные роды, иерархия кото­рых была общеизвестна и общепризнанна, формировалась высшая имперская аристократия - советники, высшие военные командиры, военно-административные руководители.

Высшим божеством тюрков было Небо - Тенгри-хан. Они покло­нялись божеству Земли - Воды - Жер-Су, женскому божеству плодо­родия - Умай.

Давление извне, междоусобицы и социальные противоречия внут­ри страны ослабили Тюркский каганат, и в 603 году он разделился на два самостоятельных государства: Восточный - Центральноазиатский и Западный - Среднеазиатский каганаты.

Распад Тюркского каганата был обусловлен тем, что, с одной сто­роны раздробленный Китай к тому времени объединился и значи­тельно укрепился под династией Суй (581-618), а с другой, начались распри среди тюрков в самом династийном роде Ашина. В 581-583 годах случился джут, заставивший тюрков испытать большую нужду. "Тюрки вместо хлеба употребляли растертые в порошок кос­ти", - свидетельствовали современники.

Восточный каганат перенес долгую полосу кризиса, подчинение Китаю. Его возрождение происходит при Кутлуге - Эльтериш-кагане. Значительного расцвета он достиг при его брате Капаган-кагане. а также при Бильге-кагане и Кюль-тегине, чьи деяния запечатлены в "вечном камне".

Ядром Западно-тюркского каганата (603-704) стали "десять пле­мен" (самоназвание Он Ок Эли - государство десяти стрел), занимав­шие земли усуней от гор Каратау до Джунгарии, а также оседлоземледельческие оазисы Восточного Туркестана и Средней Азии. В Согде, Бухаре находились наместники кагана, здесь их владения дохо­дили до верховьев Амударьи и Гиндукуша, от Исфиджаба и Чача до Южного Афганистана и Северо-Западного Пакистана.

Западнотюркский каганат был государством с развитой городской и земледельческой культурой, процветающей торговлей по Великому Шелковому пути. В VI—VII веках в долинах рек Таласа,Чу, Или воз­никли десятки городов и укрепленных крепостей. Эги крупные горо­да не уступали по размерам городам средневековой Средней Азии, состоявшим из цитадели, шахристана, рабада. Только в Чуйской долине существовало около 18 таких городов и большое количество мелких поселений. Первым лицом в государстве западных тюрков был каган - верховный владыка, правитель, военачальник. Власть кагана передавалась по наследству, он руководил всеми внутри- и внешнеполитическими делами государства, был распорядителем всех земель: Каган опирался на знать из династийного рода, предста­вители которого занимали высшие должности в государстве и были наместниками кагана над вассальными племенами. Существовало семейное рабство. Основная масса населения состояла из свободных общинников-скотоводов. Столицей и зимней ставкой кагана был го­род Суяб в Чуйской долине (близ Токмака), а летней резиденцией -Мингбулак (близ Туркестана).

В 630-634 годах каганат утратил свои среднеазиатские владения к западу от Сырдарьи, государство вступило в полосу кризиса, главной причиной которого были давление извне и борьба за власть племен­ных союзов. В Семиречье вторглись китайские войска, в 657 году ополчение "десяти стрел" потерпело поражение, управление каганом стало осуществляться через китайского ставленника.

Государства тюргешей(704-756 г.г.) В 699 году вождь тюргешей Уч-Элиг устранил ставленника китай­ского императора в Западно-тюркском каганате и установил свою власть. Тюргеши - многочисленное племя, населявшее западную часть каганата на территории Чу-Илийского междуречья и контроли­ровавшее большую часть караванных путей Семиречья. Уч-элиг-каган основал государство Тюргешский каганат (704-756), главная ставка которого находилась в городе Суябе, а затем была перенесена в Тараз. Тюргеши вели постоянную борьбу с китайцами и арабами, стремившимися установить свое влияние в этом регионе. К этому времени арабы завоевали Иран, Ирак, Сирию, Палестину и, несмот­ря на сопротивление Западно-тюркского каганата, им удалось захва­тить его южную часть и включить в состав Арабского халифата. С проникновением арабов здесь постепенно распространяется ислам.

Тюргешский каганат укрепился при правлении кагана Сулука, илийского каратюргеша (тюргеши делились на илийских каратюргешей и чуйских сарытюргешей). Сулук вел активную дипломатию, он женился на дочери кагана Восточного каганата, а также дочери царя Ти­бета, ему удалось нейтрализовать Китай. Однако большая опасность для тюргешей исходила от арабов, которые всячески пытались скло­нить Сулука на свою сторону, но он успешно боролся против них, за что арабы прозвали его Абу Музахим (бодающий).

В VI-VI1I веках происходит переселение согдийцев в Семиречье и другие районы юга и юго-востока территории Казахстана. Переселе­ние согдийцев тесно связано с развитием международной торговли и с арабскими завоеваниями Средней Азии. Не покорившиеся согдийцы эмигрировали на территорию Казахстана и здесь находили союзников тюрков в борьбе с арабами. Переселение согдийцев по­влекшее возникновение их поселений и расселение в городах, оста­вило заметный след в истории земледельческой и городской культуры юга Казахстана и Семиречья. Согдийцы восприняли язык и культуру местных тюрков. Наибольшую роль в развитии культуры земледелия, строительного искусства, ремесла они сыграли в VII - VIII веках. С ними связано распространение согдийского письма, буддизма, культового зодчества и искусства. С появлением согдийцев тюрки в Семиречье освоили производство монет. Монеты чеканились согдийцами от имени тюркских каганов, но с надписями на согдийском язы­ке. Так происходило взаимодействие тюрков и согдийцев.

В середине VIII века необычайно остро столкнулись интересы ки­тайцев и арабов за свое влияние в этом регионе, что привело к Талас­ской битве в июле 751 года на реке Талас, недалеко от Тараза. Войска арабов, посланные наместником аббасидских халифов в Хорасане Абу Муслимом, нанесли сокрушительное поражение китайцам, кото­рых возглавлял танский губернатор в Куче генерал Гао-Сянь Чжи -кореец по происхождению, по-корейски его звали Ко Сон Чжи. Решающую роль в разгроме китайцев сыг­рали карлуки, неожиданно нанесшие им удар в тыл. Это сражение имело большое значение, оно надолго положило конец попыткам Ки­тая вмешиваться в дела этого региона, с другой стороны, это усилило влияние здесь арабов. Имеется предположение о том, что через зах­ваченных в плен воинов Ко Сон Чжи, среди которых оказались ре­месленники, в арабские страны пришла технология изготовления бу­маги, во всяком случае, как говорится в источниках, в мусульманских странах они "занялись изготовлением бумаги и шелкоткачеством". В 756 году Тюргешский каганат пал.

Его сменило государство карлуков - Карлукский каганат (756-942) со ставкой в Суябе. Карлуки - это тюркские племена, населяв­шие территорию между Западным Алтаем и Тарбагатаем. В VIII ве­ке, теснимые уйгурами, они переселились в Семиречье и далее на за­пад, в Казахстане они постепенно расселились на территории от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, между озерами Балхаш и Иссык-Куль. Вожди их носили титул эльтебер, верховный правитель - джабгу, а с 840 года - каган. В Карлукскую конфедера­цию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные пле­мена, а также согдийцы, подвергшиеся тюркизации. В 40-е годы X века произошло падение державы карлуков.

Обширную территорию Казахстана по Иргизу, Уралу, Эмбе, Уилу, в Приаралье, долину Сырдарьи, предгорья Каратау, Чуйскую долину занимали племена огузов. Наиболее компактно они жили в Приара­лье, Северном Прикаспии, в низовьях Сырдарьи. В IX - начале X ве­ка в бассейне среднего и нижнего течения Сырдарьи и примыкавших к нему степях Западного Казахстана сложилось государство огузов -Мафазат аль-гузз (Степь огузов). Столицей огузского государства стал Янгикент, находившийся на важном караванном пути. По этни­ческому составу огузское государство было пестрым, в него входили многочисленные тюркоязычные и ираноязычные племена. Главой го­сударства был джабгу. Известно, что в 965 году огузский джабгу в союзе с киевским князем Святославом разгромили Хазарский кага­нат. В 985 году огузы в союзе с русскими князьями нанесли пораже­ние Волжской Булгарии. В 1041 году во время правления джабгу Шахмалика огузы захватили Хорезм. Однако в XI веке государство огузов стало приходить в упадок, начались междоусобицы, волнения, усилилось внешнее давление сельджуков. К середине XI века огуз­ское государство перестало существовать, часть огузов под давлени­ем кыпчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию, часть - к Караханидам Мавераннахра и к сельджукам Хорасана, часть раствори­лась среди племен Дешт-и Кыпчака.

В Северном, Восточном и Центральном Казахстане жили тюрк­ские племена кимаков и кыпчаков. В IX веке здесь образовалось го­сударство кимаков, в его состав вошли многочисленные тюркские племена, часть из них переселилась сюда из Центральной Азии. Пра­вил государством джабгу, который с конца IX века принял титул кага­на (хакана). Государство кимаков (IX - начало XI в.) имело ставку в Кимакии (Имакии) на Иртыше. Кимаки поддерживали связи с госу­дарствами саманидов, огузов, карлуков,

Средневековые государства на территории Казахстана базирова­лись на кочевом, полукочевом скотоводстве, тесно связанном с осед­лым земледелием. Центрами религии, торговли, связи между земле­дельческими оазисами и кочевой степью, между Востоком и Западом на Великом Шелковом пути были города в долинах рек Сырдарьи, Таласа, Чу, Или - Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Каялык, Мирки, Кулан и другие. Формировались они в Vl-Х веках на основе ранних земледельческих и ремесленных поселений, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, обществен­ные места, чеканились деньги. В них сложилась местная строитель­ная традиция, близкая к среднеазиатской.

Не позднее первой половины VII века у тюрков возникло самосто­ятельное орхоно-енисейское руническое письмо. История его воз­никновения и открытия такова. В 582 году в Оленьем урочище на бе­регу реки Боин-Цаган в Центральной Азии над местом захоронения Тюркского кагана Таспара была воздвигнута каменная стела с надпи­сью в честь усопшего и его предшественников. Надписи сделаны на согдийском языке, а также на санскрите. Но ровно через полтора века в 732 году первый тюркский летописец, потомок первых каганов "принц счастливой судьбы" Йоллыг-тегин написал на тюркском язы­ке, тюркской письменностью на "вечном камне" (бенгю таш), на двух стелах тексты в честь Билге-кагана и Кюль-тегина, здесь же упоми­наются основатели государства тюрков.

Древнетюркское письмо состояло из 37 или 38 знаков, достаточно точно передававших фонетические особенности тюркского языка. Оно было открыто впервые ученым Д. Г. Мессершмидтом, который по заданию Петра 1 в 1720-1727 годах исследовал Сибирь и обнару­жил это письмо в долине Енисея. Д. Г. Мессершмидта сопровождал пленный шведский офицер И. Страленберг, которому тюркское пись­мо напомнило скандинавские рунические тексты, и они назвали это письмо руническим. А после того, как ученый Н. М. Ядринцев в 1889 году открыл в Северной Монголии в долине реки Орхон камен­ные стелы с такими же надписями, тюркское письмо стали называть "орхоно-енисейским руническим". Первым дешифровал древне-тюркские тексты датский ученый В. Томсен, а русский тюрколог В. В. Радлов впервые дал их связное чтение.

Памятниками древнетюркской письменности являются тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина, надписи на надмогильных кам­нях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подомье, на Северном Кавказе. Надписи на дрсвнетюркском письме также обнаружены на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах из Восточного Казах­стана, на глиняном пряслице из Талгара (близ г. Алматы). на монетах и других бытовых предметах из различных частей Казахстана и ши­роких степных просторов Евразии. Это письмо в XI—XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским.

Широкое распространение получили предания о Коркуте. Они были известны Алишеру Навои. Существуют записи легенд о Кор­куте у В. Вельяминова-Зернова. у Г. Потанина со слов Ч. Валиханова. В народном предании Коркут - это мудрый наставник, прорицатель, хранитель заветов предков, родового строя. Согласно преданиям, Коркут изобрел кобыз - музыкальный инструмент, звучанием которо­го сопровождались заговоры и заклинания. Ч. Валиханов считал ле­генду о Коркуте одним из стержневых моментов казахской менталь­ное™, для него Коркут - шаман, поэт, а мировоззрение казахского народа, по мнению Ч. Валиханова, это синкретический синтез доис­ламских верований и ислама. И сегодня актуальны мысли Коркута-ата о том, что поток жизни неумолим: "Как бы густо не выпал снег, до весны ему не остаться". Но люди должны оставаться людьми. Самое страшное - это потеря человечности: "Черным домам, куда не прихо­дит гость, лучше обрушиться; горьким травам, которые не ест конь, лучше бы не вырасти; горьким водам, которые не пьег человек, луч­ше бы не течь; грубому сыну, от которого нет славы имени отца, луч­ше бы не выходить из спинного хребта отца, не входить в чрево мате­ри, не рождаться на свет" [32, с. 22]. Востоковед В. Радлов записал заклинание казахского шамана-баксы, где о Коркуте-ата говорилось следующее: "Назову его мертвым - он не мертв, назову его живым -он не жив. Отец - Святой Коркут",

Свидетельством развития средневековой культуры является науч­ная деятельность философа, ученого-энциклопедиста, выходца из Отрара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда Ибн Мухаммеда Ибн Тархана Ибн Узлага аль-Фараби ат-Турки (870-950). Он занимался филосо­фией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, извес­тен исследованиями в области этики. Ему был присвоен титул "Му-аллим ассана - Второй учитель" (под первым имелся в виду Аристо­тель). Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В моло­дые годы он покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднего и Ближнего Вос­тока - Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер Фараби в Дамаске.

Фараби - ученый, мыслитель мирового уровня, он сблизил и син­тезировал в своем творчестве достижения арабской, персидской, гре­ческой, индийской, тюркской культур. Ему принадлежат труды "Большая книга музыки", "Слово о классификации наук". "Геммы премудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного горо­да". Рукописи Фараби имеются во многих библиотеках мира, а наука о его наследии оформилась в фарабиеведение.

Уста­новление государства тюркской династии Караханидов. Возникло го­сударство Караханидов (942-1210). Родоначальником династии был Сатук Богра-хан (915-955), который в 942 году объявил себя каганом. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья,ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка - в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части - восточную, включаю­щую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне. и западную - Мавераннахр с центром сначала в Таразе, а потом в Са­марканде. В XI—XII веках это государство приходит в упадок и попа­дает под власть киданей, которые образовали свое государство в Се­миречье. Важным событием при Караханидах было принятие династией исла­ма, это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 году объявил об этом, а в 960 году во внутренних областях государства Караханидов, скорее всего в Семиречье, ислам приняли 200 тыс. шат­ров (арабское имя Сатук Богра-хана - Абд-ал-Керим).

Формирование каракитаев (1128-1213 г.г.) тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей.Кидань (цидань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в до н.э. как монголоязычные племена.Они обитали у северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешли под эгиду Киданьского государства (империи Ляо -железная)). В 1125 объединенные силы суньского Китая и Чжурчженского гос-да положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжучженям, а другая через земли енисейских кыргызов дошла до р.Эмиль и здесь постороила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствии смешения с прототюркскими местными племенами, закрепляется имя каракитаи.В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его канглов и карлуков.Предводитель каракитаев Елюй Даши,заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал гос-во в Жетысу. Ставка карахытайского гурхана находилась в Баласагуне.Эта династия дала имя Китаю (Китай означает земля Киданей). Принц из динас­тии Ляо Елюй Даши распространил свою власть от Восточного Тур­кестана (Кашгара) до Амударьи. Он принял титул гурхана-«хан ханов» В 1141 году он начал войну со среднеазиатским правителем Хорасана и, раз­бив его, стал повелителем Мерва и Хорасана. Затем захватил между­речье Сырдарьи и Амударьи. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения- с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов т.к. опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находилась южная часть Жетысу, северо-восточная область Испиджаба, Кульжинский край. Часть Жетысу, к северу от р. Или, принадлежала карлукскому хану вассалу гурхана, столицей которого был Койлык. Маверанахром и Восточном Туркестаном продолжали править караханиды, выплачивая дань каракитаям. Елюй Даши умер в 1143 году, и власть перешла к его вдове Табуян, а в 115- г. гурханом стал его сын Елюй Иле. После смерти Иле в 1163 г. некоторое время страной правила его сестра, а с 1169 –сын Елюй Чжилугу.К концу XII века государство киданей было самым могуществен­ным в Центральной Азии. В него входили земли между Иртышом и Амударьей, а далее к западу - Фергана и Самарканд платили ему дань. Кардинальные изменения на этой территории произошли при последнем гурхане Чжилугу (Чжулху), который правил с 1169 по 1203 или 1214 год. С его именем связан новый период в истории гос-ва каракитаев, когда наместники в различных областях стали практически независимыми правителями и власть гурхана стала посуществу номинальной.Если гурханы относились к исламу терпимо, то при Чжилугу начались гонения против мусульман из-за приверженности последнего к христианству. В Жетысу началось широкое мусульманское движение направленное против каракитаев. Гурхану удалось одержать победу над восставшими, но с появлением в 1211 г. в Жетысу найманов обстановка резко изменилась. Вождь найманов Кучлук смог стать практически правителем и до самой смерти гурхана управлял страной от его имени. Жетысу стало ареной кровопролитных междоусобных войн, мятежей и мусульманскихвосстаний. Кучлук, с одной сто­роны, и хорезмшах Ала-Эд-Дин Мухамед, с другой, нанесли пораже­ние карахытаям, и их владения в Илийской долине стали принадле­жать найманам. Так продолжалось до 1218 г., до появления Чингизхана.

В XII конфедерация найманов с кереитами и меркитами представляла крупное центральноазиатское гос-во. Полагают, что термин «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь»,по чмслу племен вошедших в конфедерацию.Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен «сегиз -огуз» исследователи отождевствляют с найманами. В VIII в. племенное объединение Огузов занимало земли от р.Орхона до Верхнего Иртыша. Там же в последствии жили найманы. После образования гос-ва каракитаев найманы входили в его состав, но после смерти Елюй Даши получили назависимость, провозгласив своим правителем Инанч-бильге-Буку хана. Гос-во найманов занимало территорию к западу от кереитов, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. После крушения киданьской державы в 1125 г. на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений, ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Таким образом, В период правления Наркеш Даяна (1160-1203 г.г.)высокими темпами развивалось земледелие и утверждается городская оседлость. В правление Инанч- бильге государство усиливается и освобождается от каракитайского господства. Он развивает торговые связи с соседними государствами. Но междоусобная борьба между сыновьями Бильге-Буюруком и Даян-ханами привела к разделу ханства на 2 части.В 1204 г. армия Чингиз –хана одержала победу над Даян-ханом. В 1211 г. сын Даян хана Кучлук прибывает в Жетысу и захватывает власть у каракитаев. В 1218 г. после нашествия Жебе нойона найманское ханство распалось. Основным хозяйством найманов было скотоводство. Религией найманов было христианство несторианского толка.

Наиболее ранние сведения о кереитах (X-XIII в.в.) связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав кереитов неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере- меркиты, на востоке- татары, на юге- тангуты. Предводители кереитских племен имели две рециденции. Северная в г. Хатун-балык на р. Орхон, и южную на –севернее излучины р.Хуанхе. Известно, что в 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Ке­реиты занимали территорию восточной Монголии, среднего течения реки Орхон,Керулен, Селенга, Аргун.Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные связи с найманами, канглами, уйгурами и т.д. В начале 80-х гг. хан Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрул был пожалован китайский титул «ван» т.е. «царь», что означало официальное признание суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. Кереиты и найманы находились на одном уровне социального и политического развития: государства имели свою территорию, в них функционировал аппарат управления, представленный органами управления, ханской ставкой, войсками и дружиной. Ханы имели летовки и зимовки. У найманов и кереитов ханская ставка ведала ханским имуществом, армией. Действовало обычное право, имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью. Должности у элитарной части передавались по наследству. Приобщение найманов и кереитов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Таким образом, X-XII вв. –период расцвета государства во времена правления Маркуса хана и Куршакуз хана. В период правления Торы(Тогрул) хана также происходит подъем ханства.Но уже в 1202 г. происходит падение государства в результате монгольского нашествия. Кереиты разделились на 3 ветви: Одна вошла в состав монгольского государства; Вторая- переселилась в северный Казахстан и Жетысу; Третья- продвинувшись в Западную Сибирь образовала государственный союз в районе рек Иртыш, Есиль, Тобол и после нашествия монголов вошла в состав улуса Джучи, став частью Среднего жуза.

Племена джалаиров о битали в верховьях реки Орхон. Это были кочевые скотоводческие племена. Их государственные образования представляли собой улусы. Улус владел определенной территорией, имел свои границы. Правитель улуса - хан располагал аппаратом уп­равления, войском, имел ставку - орду.

В ходе борьбы с монголами в 1190 -1206 годах из Центральной Азии на территорию Казахстана прибыло много разгромленных групп найманов, кереитов, джалаиров. Часть из них осталась в Восточ­ном Казахстане и подчинилась монголам, часть переселилась в Се­миречье и далее на запад и влилась в состав многих формирующихся тюркских народов, в частности в состав казахского народа. В 1211 го­ду глава найманов Кучлук-хан покорил карахытаев и установил свою власть в Семиречье. Найманы вошли в родоплеменной состав Сред­него жуза. Часть кереитов осталась в Северном Казахстане и тоже влилась в Средний жуз казахов под названием "керей".

В начале XI века на огромной территории от Иртыша до Волги гегемонию установили кыпчаки,которые стали преемниками кимаков. Так возникло Кыпчакское ханство (начало XI в. - 1219 г.). В пер­вой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков). Во второй половине XI в. перейдя через р.Волга, в 1054 г. заняли русские земли и дошли до берегов Дуная В XI—XII веках кыпчаки были самыми многочис­ленными из всех тюркоязычных народов Центральной Азии и Вос­точной Европы. В кипчакский союз входили племена –ильбори, токсоба, иетиоба, карлук, кимак, Огуз, куман, башкурт, чигиль и др. Быстрое развитие кочевого скотоводства, рост поголовья скота, для прокормления которого требовалось обширные пастбища, стимулировали объединение разрозненных племен в единый союз, направленный прежде всего против Огузов. Политическая обстановка в степи в начале XI в. относительно стабилизировалась. Огромные степные пространства от Иртыша ина востоке до причерноморских степей постепенно становятся достоянием кыпчако-половецких ханов. Именно в XI в они захватывают Янгикент, Джент, и др. города долины р.Сырдарьи. На карте М.Кашгарского район Аральского моря, восточное побережье Каспия отмечены как область обитания кыпчаков. Находясь в непосредственной близости с Хорезмом, с этим крупным мусульманским государством в Средней Азии,племена кыпчаков вынуждены были втянуться в орбиту их внешнеполитических отношений, и настолько они были связаны с жизнью Хорезма, что,возможно, из кыпчакских вождей вышла последняя,самая блестящая династия Хорезмшахов. Но став владетелями Хорезма, хорезмшахи начали борьбу со своими кочевыми соплеменниками, используя в то же время в этих войнах и самих кыпчаков. Основатель четвертой династии Кутб-ад-дин Мухаммед вступил на престол Хорезма в 1097 г., который вел пассивную политику в отношении кыпчаков.Уже преемник Кутб-ад-дин Мухаммед сын Атсыз переходит от обороны к наступлению.С этой целью он захватил низовье Сырдарьи с г.Джентом и совершил поход на Мангышлак, где тоже жили племена кыпчаков. В 1133 г. он предпринял поход в Туркестан, но дальнейшее продвижение в Дешт-и-Кыпчак было остановлено султаном Санджаром, который увидел в этом неповиновение вассала. В дальнейшем Атсызу удалось покорить обширную территорию, населенную кыпчаками и внести раскол в ряды кыпчаков в 1133 г., вследствие чего в степях Казахстана образовались две группы кыпчаков. Разделение произошло,вероятно, по тем двум областям, которые сложились еще в предшествующую кимакскую эпоху, когда сами кыпчаки делились на две части- кыпчаков,отделившихся и живущих к западу от кимаков, и кыпчаков, обитавших в кимакской области Андар аз-Кифчак. Каждый из этих районов обладал своими естественно-географическими условиями, удобными для кочевого скотоводства,для содержания скота посезонно на летних и зимних пастбищах. Для кычаков, кочевавших в бывших области Андар аз-Кифчак, такими летними пастбищами были долины рек Иртыша и его притоков, джайляу Алтая и Тарбагатая.На зимовку они пригоняли свои стада в низовья Сарысу, Чу,и Таласа. Ставка правителей левого крыла находилась в городе Сыгнаке. Что касается кыпчаков, обитавших к северу от Аральского моря, то их летние выпасы находились на южных склонах Уральских гор. Зимовать они прикочевывали со своими стадами в низовья Сырдарьи, в окрестности Аральского моря. Память об этих кочевках кыпчаков в летнее время где-то у Уральских гор сохранилась и позднее. Автор XIV в. ал-Омари писал: «Ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища их, как и некогда летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор». Под царями Турана подразумеваются ханы кыпчаков XI-XII вв. - правого крыла в Сарайчике на берегу р.Урал.

Факт существования в степях Казахстана двух владений кыпчаков подтверждает и фольклорный материал. В казахском сказании о каракыпчаке Кобланды, имеются сведения о разделении кыпчакского народа на «верхних и нижних». Подразделение такое существовало и у половцев,осевших в Венгрии.

Таким образом, разделившись в 30-х гг. XII вв на два подразделения, кыпчаки образовали два владения: одно занимавшее степи Западного Казахстана и Северного Приаралья, другое – Сыгнакское, куда входили в основном пространства Центрального Казахстана. Недаром только с середины XII вв в источниках появляется известие о Сыгнакском владении неверных кыпчаков, т.е. не принявших ислам. Именно на них собирался двинутся походом в 1152 г. Атсыз.Это была одна из последних его акциий, ибо в 1156 г. он умер, оставив своим преемникам, как сообщает Джузджани, территорию «Сахри, Туркестана и Дженда. Все это оказалось в его владениях». Такая раздробленность могущественного племени кыпчаков существенно облегчала стремление последующих хорезмшахов под предлогом борьбы за веру подчинить кочевников. Весь период предмонгольского нашествия отмечен борьбой хорезмшахов за овладение Сыгнаком и Джентом. В 1196 правитель Хорезма Текеш выступил в поход против правителя Сыгнака Кадыр Буке хан но потнрпея поражение. Однако несмотря на поражение Текеш не оставил притязания на Сыгнак. Кыпчаки составляли несколько основных групп племен - алтайско-сибирскую; казахстанско-приуральскую; подонскую, включая предкавказскую; днепровскую, включая крымскую; дунайскую, включая балканскую. На Руси их называли половцы, в Европе - команы, на Востоке - кыпчаки.. Кыпчаки в эпоху средневековья сыграли важную роль в развитии таких стран, как Индия, Египет, Китай, Византия, Грузия, Болгария, Хорезм. Кыпчаки стали заметным компонентом эт­ногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, кыргызов, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских народов. Они вошли в состав турецкого, венгерского, грузинского, болгарского, русского, украин­ского, монгольского, китайского, индийского и арабского народов.

Известно, что в домонгольский период кыпчаки во главе с ханом Атраком играли важную роль в военной организации Грузинского царства Давида IV и его преемников. Кыпчак Шамс-ад-Дин Ильди-гиз был основателем династии Ильдигизидов в Азербайджане. В тя­желые для Византийской империи времена начала XI века, когда ее существованию угрожали турки-сельджуки с востока, а печенеги с севера, опередив Папу Римского и западноевропейское рыцарство, кыпчаки, вступив в союз с императором Алексеем, оказали ему нео­ценимую помощь, разгромив печенегов. Многие кыпчаки породни­лись с семьями византийской аристократии, они занимали высокое положение, например, кыпчакский полководец Альпамиш и другие. Кыпчакские династии стояли во главе государств в Средней Азии. Особенно заметным было их влияние в Хорезме. Государство Хорезмшахов объединяло большую часть Средней Азии, весь Афганистан, почти весь Иран, часть Южного Казахстана. Основателем кыпчак-ской династии Хорезмшахов был Кутб-ад-Дин Мухаммад.

Культура средневекового Казахстана. Памятником средневековой архитектуры является мавзолей Бабаджа-хатун (X-XI в.) в окрест­ностях Тараза. Позднее были возведены мавзолей Айша-Биби (XI-XII в.), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в самом Таразе.

В средние века в период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский.Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Он происходил из знатной тюркской семьи и получил хорошее образование. Извест­но также, что он был министром при дворе правителя восточной ча­сти государства Караханидов. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма "'Кутадгу Билиг", переведенная на русский язык как "Наука быть счастливым", "Благодатное знание". Эта книга является энциклопедическим произведением на родном языке тюрков, поли­тический трактат с философским осмыслением мировоззренческих проблем смысла жизни, места и роли человека в обществе, природе. Сам Юсуф Баласагунский в предисловии поэмы писал, что она напи­сана "тюркскими словами", и что "если на арабском и таджикском языках таких книг много, то на нашем языке это впервые собранная воедино мудрость". "Благодатное знание" является этико-моралистическим трактатом с глубоким философско-дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на котором должен основываться "счастливый" и "праведный" правитель - это соблюдение закона, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни

Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029-1101). Он происходил из высших слоев караханидской знати, получил блестящее образование в Кашгаре, Бухаре, Нишапуре. Его книга "Диван лугат ат-тюрк" ("Словарь тюркских наречий") - тюркская энциклопедия, написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историко-культурный, эт­нографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора - песни, эгюсы, преда­ния, легенды, более 400 пословиц, поговорок и устных изречений. Словарь М. Кашгарского является бесценным и порой единственным источником информации о жизни тюрков в средние века: о предметах их материальной культуры - одежде, обуви, голов­ных уборах, жилище, домашней утвари, инструментах, хозяйствен­ных постройках, тканях, украшениях, оружии, доспехах, конской сбруе, сельскохозяйственных орудиях, музыкальных инструментах; об этнонимах и тононимах, родоплеменном делении, о терминах род­ства и свойства, о титулах и названиях различных должностных лиц, названиях пищи, питья, о домашних и диких животных и птицах, терминах животноводства, о растениях и злаках, об астрологических терминах, о народном календаре, о названиях месяцев и дней недели, о географических названиях, о городах, о названиях болезней и ле­карств, анатомической терминологии, о металлах и минералах, о во­енной, спортивной и административной терминологии, об именах исторических и мифологических героев, о религиозной и этической терминологии, о детских играх и забавах и т. п. Особое значение име­ет Словарь для изучения этнической истории тюркских народов, их исторической географии. В средневековье жил и творил глава тюркской ветви суфизма, мыслитель и поэт Ходжа Ахмет Ясави (по разным данным он прожил 73 года, 85 лет, 125 лет, 133 года, точно известна лишь дата смерти -1166 г.). Полное имя "Кул Ходжа Ахмад ибн Ибрагим ибн Махмуд ибн Ифтихар Ясави", Ясави происходит от названия города Ясы (Туркестан). Ахмет Ясави имел много титулов, наиболее часто встре­чаются "Наставник жителей Туркестана", "Благопросветленный сул­тан познавших истину, оказывающий помощь достигающим едине­ния с Богом" [50, с. 29]. Родился он в городе Исфиджаб (Сайрам), ко­торый в XI в. превратился в центр исламской науки и культуры в Средней Азии. Его наставником был Арслан Баб, который передал Ахмету свой талисман-финик, который будто бы перешел к нему по наследству от самого пророка Мухаммеда. Ахмет Ясави был тюркским суфием, чья известность распростра­нилась далеко за пределы степей Туркестана и охватила огромную территорию Мавераннахра,Хорасана, Поволжья, Азербайджана, Анатолию - то есть практически все районы, где жили тюрки-му­сульмане. Им было основано тюркское мусульманское братство - йа-савийа. Ахмет Ясави хотя и владел в совершенстве суфийской прак­тикой, хорошо знал исламские науки, арабскую и персидскую лите­ратуру, он вводил в свою практику элементы, присущие древнетюрк-ским языческим, шаманским традициям. Например, сохранилось предание о том, что под влиянием тюркского кочевого быта Ахмет Ясави проводил совместные молитвы мужчин и женщин. Его пропо­веди имели стихотворную форму, доступную и легко запоминаю­щуюся, его стихи отличались простотой, естественностью, близос­тью к устному народному творчеству. Его произведение "Диван-и-хикмет" - "Книга мудрости" написа­на на кыпчакском диалекте тюркского языка. Согласно различным версиям, генеалогия Ахмета Ясави восходит к потомкам пророка Му­хаммеда. Он является прародителем тюркских суфиев. Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ис­лама с массовым сознанием тюркских народов с их тенгрианско-шаманистскими представлениями. Проповедуемые ими идеи справед­ливости, нравственного очищения и совершенствования человека на­шли отклик в душе тюркского народа. Построенный на рубеже XIV-XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию Тимура мавзо­лей "Хазрет султан" в Туркестане является местом паломничества мусульман.

Вопросы для самопроверки:

1. В нач. второй четверти XI в. в источниках появляется новое название территории от Иртыша до Волги. Назовите прежнее название и объясните, с чем связано появление нового?

2. В VI-VIII вв. Киев платил дань хазарам, в IX в. успешно с ними воевал, а в Х в. разгромил Хазарский каганат. Почему?

3. Какие государства в IX-X вв. были союзниками Огузов, а какие их противниками. Почему?

4. В IX-X вв. в огузском государстве сохранялись пережитки эпохи военной демократии. В чем это проявлялось?

5. Назовите формы землевладения, распространенные в государстве Караханидов?

6. В XII в. Семиречье было под властью каракытаев. Почему их появление не сопровождалось разрушением городов и оседлых поселений?

7. Формирование каракытайского государственного объединения сопровождалось утверждением и закреплением патриархально-феодальных принципов управления. В чем проявлялось своеобразие системы наследования верховной власти каракытаев?

8. Противники или союзники?

- саки и персы в VIII-VI вв. до н.э.

- тюргеши и арабы в VIII в.

- арабы и китайцы в VIII в.

- Огузы и русские в 985 г.

- гуньмо и беки

- каган и «карабудун»

 

Литература: /4/, /10/, /11/, /17/.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.