Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Казахстан в 70-80 годы




Лекция № 25-26

Цель лекции: Раскрыть тенденции социально- экономического развития Казахстана в 70-80-е годы, показать причины нарастания застойных и кризисных явлений не только в экономике, но и в других сферах жизнедеятельности казахстанского общества.

Основные вопросы:

1. Тенденции социально- экономического развития.

2. Состояние промышленности.

3. Кризисные явления в сельском хозяйстве.

4. Политическая жизнь и национальные отношения.

5. Движение «Невада-Семипалатинск».

6. Нарастание застойных явлений.

7. Разработка и осуществление долгосрочных отраслевых и территориальных программ.

8. Проблемы развития культуры и образования.

 

Приверженность к шаблонам и стереотипам, все более утверждавшимся в 70-е начале 80-х г.г., привели к закостенению и формализации демократических институтов. Складывавшаяся ситуация все в большей степени мешала реализации демократического потенциала Советов. И хотя за 1970-1980-е годы были приняты десятки постановлений руководящих органов об улучшении деятельности Советов, сдвигов не происходило, да и не могло произойти. Процесс «огосударствления» распространился и на профсоюзы, комсомол, общественные организации. Сращивание общественных организаций с партийно- государственным аппаратом свел на нет их самодеятельное начало.

Все более проявлявшееся стремление выдать желаемое за действительное особенно ярко проявлялось в Конституции 1977 г., где законодательно было закреплено: Советы- органы народной власти. Определены важнейшие функции Советов.

Вслед за принятием Конституции СССР началась подготовительная работа по принятию Конституции Казахской ССР была разработана в полном соответствии с Основным Законом Советского государства и принята в апреле 1978 г. Одновременно с ней была принята попытка учесть особенности республики, обусловленные ее историческим и политическим развитием, хозяйственной жизнью, национальным составом, бытом, языком населения.

В конституционном порядке была определена также роль общественных организаций. Как и прежде, провозглашались основные демократические свободы: слова, собраний, шествий и демонстраций, совести и т.д.

Некоторое оживление общественной и хозяйственной жизни республики опять не внесло кардинальных положительных сдвигов, т.к. несмотря на внесенные в новую Конституцию СССР изменения, положения, закрепляющие роль концепции «развитого социализма», в ней не оказалось механизма практической реализации провозглашенных принципов.

Характерная для данного периода обстановка разрыва между словом и делом, принимаемыми решениями и их исполнением к апатии и безразличию советских людей. Неудачи реформ 1956-1965 гг., отсутствии ощутимых результатов породили неверие в провозглашенные цели и намерение. «Синдром усталости» от перемен, тяготение к более устойчивым формам жизни в немалой степени способствовали расцвету механизма торможения в 70-80-е годы.

Негативные тенденции проявились и в области национальных отношений. Отсутствие должного анализа происходящих в данной сфере процессов, ограничение самостоятельности республик закономерно вызвало опасения за сохранение национальной самобытности, культуры, традиции и языка. Показательно, что за 70-80-е годы в республики не было принято ни одного специального постановления или решения об улучшении изучения родного языка в школах, но зато немало их было об улучшении преподавания русского языка. «Нажимная» политическая ориентация в отношении русского языка объяснялась «полной и окончательной решенностью национального вопроса», «нерушимой дружбой народов», «сближением и слиянием наций и народностей».

Показателем полого игнорирования интересов казахского народа является решение Политбюро ЦК КПСС весной 1979 г. о создании немецкой автономной территории Казахстана, куда после упразднения немецкой автономии на Волге были переселены тысячи его граждан.

Был сформирован комитет по созданию немецкой автономии на территории Казахстана, который возглавил второй секретарь ЦК Компартии Казахстана А. Коркин. По решению комитета предполагаемым административным центром будущей автономии был выбран г. Ерейментау, расположенный в Акмолинской области. В состав ее также должны были войти несколько районов Акмолинской, Павлодарской, Карагандинской, а также Кокшетауской областей. Весть о создании немецкой автономии быстро распространилась по Казахстану, особенно в ее северной части.

Утром 16 июня 1979 г. группы казахской молодежи стали собираться в центре Целинограда (Акмолы), на площади Ленина. Молодежь несла в руках транспаранты «Казахстан неделим» и «Нет немецкой автономии».

Руководство республики и КГБ приложили максимум усилий к тому, чтобы информация о демонстрации не получила широкого распространения. Полным молчанием обошла происшедшее и пресса. Но слухи о волнениях 1979 г. в Акмоле долго циркулировали по республике.

В начале 70-х годов свертывание реформы сказывалось не так болезненно, как в последующем периоде. Оттягиванию негативных последствий в экономическом развитии способствовал экспорт значительного количества нефти зарубеж, позволивший закупить часть импортных товаров для народного хозяйства. Но отрицательные тенденции накапливались и все более ощутимо стали проявляться уже со второй половины 70-х годов.

Республика была по-прежнему ориентирована на одностороннюю сырьевую специализацию. Решение 9-12 съездов Компартии Казахстана свидетельствует о сохранении прежней структурной и научно- технической политики. Наращивание темпов добычи полезных ископаемых, энергоносителей сопровождалось низкой эффективностью использования сырья и энергии. Так, к середине 80-х годов СССР тратил на производство каждой единицы продукции в 2-3 раза больше энергии и сырья, чем страны Западной Европы и США. По расчетам Совета по изучению производительных сил республики АН КазССР, потери угля при его добыче составляли 50-60%, нефти- 70%, железной руды- 11,5%. Низкая эффективность в применении материальных ресурсов производства дополнялась большими потерями рабочего времени вследствии невыхода на работу.

Без сколько-нибудь серьезных ограничений сохранялось планирование по валу. На съездах Компартии Казахстана итоги подводились в традиционном духе, когда на первый план выходили материалы о громадном размахе строительных работ, об успехах в области машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетике и т.д. Подобный подход предопределил нескончаемый поток победных рапортов, новых «повышенных» обязательств, выдвижение очередных призывов. Набирало силу бумажное, лозунговое состояние. Руководством республики широко поддерживалось гигантомания в промышленном строительстве. Мифологическое мышление требовало все новых символов мощи социалистического государства. Именно в начале 70-х годов создаются крупные территориально-производственные комплексы (ТПК)- Павлодар-Экибастуз, Мангистауский, Каратау-Жамбылский, Шымкентско-кентауский. Как и прежде, обычным делом была корректировка годовых, квартальных и месячных заданий. Только за 1981-1985 гг. планы различных министерств и ведомств корректировались более 300 раз.

Однако наибольший вред директивное планирование, помноженное на необдуманность решений, принесло экологии республики. Достаточно указать на положение, которое сложилось в Приаралье. В следствие ошибочного стратегического выбора в размещении производительных сил в бассейне Аральского моря, интенсивного использования земельных и водных ресурсов, преобладания монокультур хлопчатника и риса, площадь морского дна оголилась на 27 тыс. кв. км. Из-за увеличения солености моря более чем в 3 раза Арал полностью потерял рыбопромысловое значение. Кроме того, усилился вынос солей и пыли с осушенного дна. Климат Приаралья резко ухудшился. Нарушение равновесия равновесия окружающей среды негативно сказывалось на условиях проживания и здоровья людей.

70-80-е годы ознаменовались крупномасштабными решениями по сельскому хозяйству, предусматривающими укрепление материально-технической базы, всемерную интенсификацию, специализацию и концентрацию производства. Резко возросли ассигнования на нужды села. За 1971-1980 гг. капитальные вложения в сельское хозяйство республики составили свыше 18 млрд. рублей. Огромные средства были вложены в мелиорацию и химизацию земель. Совхозы и колхозы, например, за 1976-1977 гг. получили 58 тыс. тракторов, свыше 42 тыс. автомобилей, 41 тыс. комбайнов, много другой сельскохозяйственной техники, более 5,3 млн. тонн минеральных удобрений. Энергические мощности села увеличились более чем на14% и достигли 54 млн. л.с.

Однако в целом объемы производства сельскохозяйственной продукции неуклонно уменьшались: в 9 пятилетке на 14%, 10-на 13%, 11-на 0,4%. За 1965-1985 гг. пало 4,2 млн. голов крупного рогатого скота, 55 млн. овец и коз, 5,1 млн. свиней, выход приплода на 100 голов по этим категориям сократился соответственно на 10,3 и 69 голов.

Главной причиной низкой эффективности сельского хозяйства явилось отчуждение крестьянства от результатов труда. По сути, сложившаяся еще на рубеже 20-30 годов административно-командная система управления сельским хозяйством, видоизменяясь и модифицируясь, продолжала действовать и в 70-наачале 80-х годов. Как только ущемлялись экономические интересы крестьянства, сразу же падали показатели.

Тормозом на пути интенсификации стали государственные плановые закупки сельхозпродукции. По сути, это была та же продразверстка, которая выбивалась всеми методами и средствами. С 1971 по 1985 гг. Казахская ССР ежегодно отправляла в союзный фонд по 300 тыс. т. мяса, по цене не более 2 руб. за килограмм. Прибыль составила около 9 млрд. рублей, тогда как затраты за производство составили 18—27 млрд. рублей. Все это привело к тому, что в 1986 г. в Казахстане большинство колхозов и совхозов полностью утратили собственные оборотные средства и вели свою производственную деятельность за счет кредитов.

Принятая в 1982 г. Продовольственная программа и новые попытки остановить деградацию сельскохозяйственного производства заметных результатов не дали. Как и прежде, программа была разработана в рамках устаревшей системы управления, не затрагивала коренных интересов крестьянства, экономических интересов тружеников села. В результате ситуация в сельском хозяйстве стала принимать все более кризисные формы. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение продуктами питания.

Таким образом, социально- экономическое развитие Казахстана 70-80-х имело противоречивый характер. Прогрессивные начинания в сфере экономики не привели к желанным результатам. Причины этого командно-административный стиль руководства партийно-государственного аппарата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.