Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания к темам занятий




План самостоятельной работы студентов (СРС).

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Истории Казахстана» предполагает умение студента целенаправленно работать с литературой, составлять план, тезисы, краткий конспект основных положений, делать выписки, сноски и др. СРС по дисциплине «Истории Казахстана» оформляется в виде рефератов, докладов, сообщений и сдается на проверку преподавателю.

Тема 1 Казахстан в эпоху первобытного общества. (4,5 часа)

Цель: Рассмотреть и сравнить различные системы периодизации истории Казахстана. Выявить этапы эволюции человека и общества в эпоху камня.

Основные вопросы:

1.Напишите аннотацию на книгу А. Маргулана, К. Акишева и др. «Древняя культура Центрального Казахстана». Алма-Ата, 1986. Кратко изложите содержание первоисточника, акцентируя внимание на особенностях бронзового века на этой территории.

2.Назовите и напишите имена ученых, которые занимались проблемами доисторического периода, оцените их вклад в изучении данного периода.

3.Подготовтье рефераты по теме:

А) Основные теории происхождения человека

В) История изучения археологических памятников

С) Древнейшие письменные источники по истории Казахстана

D) Материальная и духовная культура эпохи бронзы.

Методические рекомендации: Студентам необходимо четко определиться в хронологической последовательности изучаемых периодов, содержании основных понятий по теме, а также в основных подходах, которые существуют в исторической литературе по изучаемой литературе.

Литература

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

Тема 2 Племенные союзы эпохи раннего железа. (4,5 часа)

Цель: Охарактеризовать основные этапы развития и складывания раннеклассовой государственности на территории Казахстана.

Основные вопросы:

1.Напишите письменную работу «Л.Н. Гумилев о хуннской империи». Выделите основные признаки государственности в хуннском обществе в соответствии с концепцией Л.Н. Гумилева.

2.Составтье список письменных источников о раннее государственных объединениях. При составлении списка используйте хрестоматию по истории Казахстана.

3. Подготовьте рефераты по теме:

А) Полихромный стиль в ювелирном искусстве.

В) Источники о хозяйстве саков.

С) Этнополитическая история усуней.

D) «Великое переселение народов»: причины, последствия.

Методические рекомендации: Отечественные источники позволят углубить знания в области межэтнических связей в эпоху расцвета племенных союзов Казахстана.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

5.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Тема 3 Тюркские государства VI- нач. XIII вв. (4,5 часа)

Цель: Определить основные тенденции развития тюркских государств VI - начале XIII вв., культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами.

Основные вопросы:

1.Прочитав и изучив текст памятника в честь Кюль-Тегина и Бильге-кагана, выпишите все положения касающиеся системы государственного устройств тюрков.

2.Составтье словарь понятий и терминов по теме «Раннесредневековые государства на территории Казахстана».

3.Дайте список исторических персоналий по изученной теме.

4. Подготовьте рефераты по теме:

А) Система управления в тюркских каганатах.

В) Государство карлуков: система взаимоотношений с соседями.

С) Огузы: приемники традиций тюркской государственности.

D) Кимаки и кыпчаки: общее и особенное в системе государственного устройства.

Е) Развитие феодальных отношений в государстве Караханидов.

F) Устройство государства киданей.

 

Методические рекомендации: С помощью карты, необходимо изучить, каким образом изменяется этническая территория тюркоязычных племен в период раненого средневековья, использовать глоссарий.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

5.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Тема 4 Казахстан в эпоху монгольского завоевания. Государства на территории Казахстана в XIV-XV вв. (4,5 часа)

Цель: Показать основные этапы развития и складывания феодальной государственности на территории Казахстана. Выяснить каким образом на развитие ее институтов повлияло монгольское нашествие.

Основные вопросы:

1.По выбору прочитайте нижеследующие книги, напишите отзыв на данные произведения:

А) Греков Б.Я., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. – М.-Л., 1950.

В) Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – Саранск, 1961.

С) Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. – А., 1999.

D) Кычанов Е. Жизнь Темучжина, думавшего покорить мир. – А., 1999.

2.Составтье библиографическую базу данных по теме: Золотая Орда и ее падение.

3.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Правовые традиции монгольской эпохи».

4.Хан Государство

А. Урус Улуг-Улус

В. Узбек Ак-Орда

С. Есен-Буга Ханство Абулхайра

D.Абулхаир Могулистан

Ногайская Орда

5.Установите правильную последовательность в появлении государств на руинах Улуг Улуса:

А) Ак-Орда

В) Ногайская Орда

С) Могулистан

D) Ханство Абулхаира

Методические рекомендации: нужно уяснить для себя, что в ходе продвижения монгол на территорию Казахстана происходили изменения в административном, политическом, военном устройстве традиционных тюркских государств, но в итоге привнесенное монголами оказалось ассимилировано в тюркской среде.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

5.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Тема 5 Казахстан во второй половине XV – начале XVIII вв. (4,5 часа)

Цель: Определить этапы этногенеза казахов, составляющих родовых, племенных единиц. Выяснить причины образования Казахского ханства, его политическую, социально-экономическую природу.

Основные вопросы:

1.Заполните таблицу:

 

Название государства Территория Политическое устройство Административное устройство Социальная структура общества
Казахское ханство        

 

2.Расскажите и напишите о причинах откочевки султанов Керея и Джаныбека из ханства Абулхайра?

3.Составтье логическую схему:

- система организации власти в казахском ханстве (XVI-XVII вв.)

- политическая организация Казахского ханства (XVI-XVII вв.)

- административное и политическое устройство казахского ханства (XVI-XVII вв.).

4.Объяснить значение терминов и ответить на вопросы:

 

Задание Ответ
  Объяснить значение термина «джут»  
  Переносное жилище кочевников  
  Самоназвание джунгарских племен  
  Напиток из кобыльего молока  
  К какому жузу относятся племена аргынов, найманов и киреев?  
  Назовите основные виды скота у казахов  
  Как называют летние пастбища?  
  Какая религия была распространена в Казахском ханстве?  
  Аристократическое сословие в казахском обществе, потомки Чингисхана  
  Назовите налог, собираемый с земледельцев и ремесленников в Казахском обществе  

Методические рекомендации: На основе изученного материала описать политическую историю Казахского ханства и социальную стратификацию казахского общества.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

5.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Тема 6 Колонизация Казахстана Россией. Политика Аблай хана. (4,5 часа)

Цель: Выявить преемственность и отличия в политике Российской империи в отношении Казахстана, раскрыть содержание взаимоотношений двух сторон, охарактеризовать динамику процесса присоединения.

Основные вопросы:

1.Заполнить содержание таблицы:

 

Содержание вопроса Ответ
  В какой местности был проведен куралтай 1726 года?  
  Объяснить значение термина «курултай»  
  Где произошло в 1726 году сражение с джунгарами  
  Какие земли входят в состав Младшего жуза  
  Относятся ли к «аксуйеку» старшины родов?  
  Столица Казахского ханства в 17-18 веках  
  Какие земли входят в состав Старшего жуза?  
  Какие земли входят в состав Среднего жуза?  
  Объясните значение термина «жуз»  
  Как называется зимнее пастбище у казахов?  

 

2.Расположить события в хронологическом порядке и проставить даты (посольство Абулхаира в Россию, создание казахского ополчения под руководством Богембай батыра, принятие «Жеты Жаргы»).

3.Составтье сравнительную таблицу геополитических интересов Российской и Китайской империй в Казахстане.

4.Напишите реферат «Передовые люди в Казахстане»:

А) Тевкелев

В) В.Н. Татищев

С) Абулхаир хан

D) Аблай хан

5.Прочитайте и проанализируйте книгу Левшина А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. – Алматы, 1996.

6.Поготовтье подробный конспект монографии Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40 гг. ХIX в.».

Методические рекомендации: Необходимо уделить проблемам внутри – и внешнеполитической деятельности казахских ханов и российского правительства, эволюции хозяйственной и сословной жизни страны, истории социальных движений, общественной мысли и культуры.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

5.Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. А., 1993.

Тема 7 Национально-освободительное движение в Казахстане. (4,5 часа)

Цель: Определить основные причины национально-освободительных движений.

Основные вопросы:

1.Составтье текущую библиографию по национально-освободительным движениям в Казахстане.

2.Напишите реферат, посвященный лидерам национально-освободительных восстаний в Казахстане в XIX веке.

Методические рекомендации: В ходе работы студенты должны осознать, что реализация идеи централизованного государства была, по сути, неосуществима по двум главным причинам: 1) централизация сама по себе противоречила принципу дисперсного состояния номадов, 2) идея осуществлялась в ходе вооруженного противостояния двух систем и при условии явного перевеса сил России была практически невозможна.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

Тема 8 Казахстан в начале ХХ века. (4,5 часа)

Цель: Проследить процессы складывания новых форм хозяйства в Казахстане, их влияния на традиционное общество.

Основные вопросы:

1.Подготовтье доклад-презентацию по портретам политических деятелей начала ХХ века.

2.Составтье таблицу основных документов, регулирующих аграрное переселение крестьян из центральных регионов России с подробным описанием условий переселения.

3.Систематизируйте данные о выпускниках-казахах российских вузов.

Методические рекомендации: Главными составляющими изучаемого периода является процесс экономической и культурной интеграции региона с центральными районами России. Необходимо выяснить, как общественно-политические преобразования в России сказались на изменении ситуации в крае.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

Тема 9 Казахстан в период гражданского противостояния. (4,5 часа)

Цель: Определить политическую ситуацию в Казахстане в период жесткого гражданского противостояния в 1917-1920 гг.

Основные вопросы:

1.Подготовить реферат по темам:

А) Политический портрет Букейханова А.

В) Политический портрет Байтурсынова А.

С) Революционно-демократические союзы молодежи, возникшие после Февральской революции.

D) История политических партий «Уш Жуз» и «Шура и исламия»

Е) Политическая биография М. Шокая

Методические рекомендации: Особенно проследите трудности и противоречия в период установления Советской власти в Казахстане, определите сущность событий в Коканде в связи с провозглашением здесь автономии, проследите процесс образования Алаш-Орды и её отношение к Советской власти в период Гражданской войны, особенности ведения военных действий на территории края и расстановку политических сил в крае в годы Гражданской войны.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.

Тема 10 Казахстан в период становления тоталитарной системы (20-30 гг. ХХ века). (4,5 часа)

Цель: Показать процесс формирования промышленности, закрепление за республикой роли сырьевого придатка.

Основные вопросы:

1.Составтье сравнительную таблицу методов проведения коллективизации и индустриализации.

2.Составтье сравнительную таблицу по методам коллективизации в Казахстане, на Украине и в России.

3.Подготовтье реферат на тему:

А) История строительства Турксиба.

В) Депортация в Казахстан репрессированных народов в 1930-е годы.

С) Учредительный съезд Советов Казахстана и его решения.

D) Книга М. Шокая «Туркестан под властью Советов».

Методические рекомендации: На основе исторических источников необходимо показать процесс формирования тоталитарной системы социализма в СССР, ее особенности в Казахстане.

Литература:

1.Бекмаханова Н.Е., Зарифова М.А. Хрестоматия по истории Казахстана. А.1992.

2.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. А.1996.

3.История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Очерк. А.1993.

4.История Казахстана под ред. Г. Кана. А.2002.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.