Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 41. Государственный аппарат




НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Российской Федерации.

Конституции буржуазных государств. М.: Юрид. лит., 1982.

Конституции социалистических государств: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1987. Т. 1, 2.

Конституции государств Европы: В 3 т. М.: НОРМА, 2001. Т. 1-3.

 

 

Примерный план:

1). Понятие государственного аппарата.

2). Органы государственного аппарата: понятие и виды.

3). Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

 

Методические рекомендации. Анализируя понятие государственного аппарата, следует помнить, что нередко оно отождествляется с такими категориями как «государственная власть», «публичная (особая публичная) власть», «государственный механизм». Однако есть основания полагать, что такое тождество отсутствует. Поскольку признаки государственного аппарата можно выделить, сравнивая его с различными объектами, постольку следует обратить внимание на такие из них, как органы власти догосударственного (первобытного) общества и органы негосударственной власти государственно-организованного общества (например, органы влати политических партий и иных объединений).

В связи с тем, что первичными элементами государственного аппарата выступают его органы, последние подлежат специальному рассмотрению с точки зрения их признаков и видов. Так как существует довольно много критериев классификации органов государственно аппарата, целесообразно рассмотреть только те из них, которые имеют общетеоретическое значение. Это, например, основная форма реализации функций государства (правотворческая, исполнительно-распорядительная, судебная); способ формирования; порядок принятия решений; объем компетенции; положение в иерархической структуре государственного аппарата и т.п.

Эффективность работы государственного аппарата в первую очередь определяется принципами его организации и деятельности. Необходимо рассмотреть причины формирования указанных принципов и исследовать их систему. Причем не нужно ограничиваться анализом только общих принципов организации и деятельности государственного аппарата, которые имеют место или которые хотели бы видеть различные авторы в демократической России, как это нередко делается в учебной и специальной литературе. Целесообразно остановиться на принципах, получивших распространение и в условиях недемократических политических режимов.

 

Литература

Аверьянов В.Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев: Наукова думка, 1990.

Аппарат управления социалистического государства. М.: Юрид. лит., 1976-1977. Ч. 1, 2.

Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000.

Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.

Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: Правовые проблемы. М., 1984.

Буравлев Ю.М. Проблемы формирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. 2003. № 7.

Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12.

Гомеров Н.И. Государство и государственная власть. Новосибирск, 2002.

Григонис Э.П. Механизм государства.. Теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс.... докт. юрид. наук. СПб., 2000.

Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Емцов Г.Н. Государство и право в условиях гражданской войны: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

Ершов В.В. Суд в системе органов государственной власти // Государство и право. 1992. № 8.

Ефимов В.И. Система государственной власти. М., 1994.

Исполнительная власть в Российской Федерации / Отв. ред. А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М.: БЕК, 1996.

Исполнительная власть в Россиии. История и современность, проблемы и перспективы развития: К 80-летию Института государства и права РАН / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2004.

Ковачев Д.А. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1985. № 4.

Кодлаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М., 1993.

Конюхова И.А. Двухпалатность как принцип организации национальных парламентов: опыт России и мировая практика // Журнал российского права. 2004. № 1.

Копейчиков В.В. Механизм Советского государства. М.: Юрид. лит., 1968.

Копейчиков В.В. Механизм государства в советской федерации. М.: Юрид. лит., 1973.

Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах // Политические исследования. 1997. № 3.

Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных законов. М.: Зерцало, 2004.

Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.

Лазарев Б.М. Компетенция органов государства. М., 1972.

Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.

Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Социалистическое государство. М.: Юрид. лит., 1972.

Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. Теория государства. М.: Зерцало, 1998. Гл. 6.

О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.

Олещук Ю. Госаппарат в России // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 4.

Органы Советского общенародного государства / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Наука, 1979.

Пикулькин А.В. Система государственного управления. 2-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Правительства, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.: Юрид. лит., 1994.

Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1987.

Рачинский В.В. Публичная власть: вопросы теории: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Уфа, 2003.

Скитович В.В. Судебная власть как системное образование // Правоведение. 1997. № 1.

Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления: Вопросы организации и деятельности центральных органов. М., 1984.

Тенненбаум В. О. Государство: система категорий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1971. Гл. 6.

Тихомиров Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе. М.: Юрид. лит., 1968.

Тихомиров Ю.А. Управление делами общества (Субъекты и объекты управления в социалистическом обществе). М., 1984.

Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: БЕК, 1995. Гл. 6.

Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М.: 2001.

Толстик В.А. Основы теории государства. Нижний Новгород, 1995.

Уилсон Дж. Американское правительство. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1995.

Фетисов А.С. Разделение властей - критерий демократического государства // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Функционирование государственного аппарата управления. М., 1998.

Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2001.

Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международ. отношения, 2001.

Чиркин В.Е. Публичное управление. М.: Юристъ, 2004.

Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006.

Цабрия Д.Д. Система управления: к новому облику (государственно-правовые аспекты). М., 1990.

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005.

 

Тема 42. Разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата

Примерный план:

1). История становления и развития принципа разделения властей.

2). Основные модели реализации принципа разделения властей.

3). Особенности разделения властей в современной Российской Федерации.

 

Методические рекомендации. Среди общих принципов организации и деятельности государственного аппарата особое место занимает принцип разделения властей. Становление этой руководящей идеи имеет многовековую историю. Так, некоторые исследователи усматривают ее еще в библейских текстах, хотя основательную научную разработку она получает в период перехода к буржуазному строю, требовавшему ограничения абсолютизма и произвола власти монархов. Поэтому в курсовой работе нужно проследить генезис принципа разделения, без чего невозможно правильное понимание главных его положений, тем более, что он одобрялся не всеми крупными идеологами буржуазного правопорядка (например, Ж.-Ж. Руссо). Непреемлимым он считался и для отечественного государства в советский период его развития.

Несмотря на единое терминологическое обозначение указанного принципа, трактовки его содержания как в науке, так и на практике порою весьма существенно отличаются друг от друга, что позволяет говорить о различных моделях идеи разделения властей. Необходимо рассмотреть основные из этих моделей (например, варианты, предложенные Дж. Локком, Ш. Монтескье и др.), выявив их общие черты и установив причины их несовпадения. Кроме того, целесообразно проанализировать и современные интерпретации данного принципа, отражающие новые реалилии в организации и функционировании органов государственной власти, неизвестные ранее. Речь идет о дискуссии, связанной с появлением новых ветвей государственной власти (например, контрольной и президентской), их месте и роли в государственном аппарате наряду с «традиционными» (законодательной, исполнительной и судебной), а также о развитии идеи разделения властей в федеративных государствах, предполагающих разграничение публичных полномочий не только между ветвями власти, но и между различными уровнями государственного аппарата (федеральным и региональным).

Полученные выводы нужно интерполировать на организацию государственной власти в Российской Федерации, Конституция которой закрепила разделение властей в числе общих правоых принципов. При этом следует иметь в виду, что в силу технико-юридических недостатков федерального Основного Закона, обусловленных, судя по всему, политическими причинами, истолкование указанного принципа вызывает определенные сложности (например, размещение конституционных норм, посвященных российской прокуратуре, в главе «Судебная власть»). При рассмотрении третьего вопроса плана весьма желательно использовать постановления Конституционного Суда РФ, в которых отражена официальная позиция этого органа государственной власти относительно содержания принципа разделения властей.

 

Литература

Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. Тбилиси, 1972.

Авакьян С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России // Журнал российского права. 1997. № 7.

Агаев М.Б. Президентская власть в системе государственной власти. М., 1994.

Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М.: РОССПЭН, 2003.

Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1988.

Бахрах Д.Н. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. № 3.

Баширов Р.А. Конституционные основы исполнительной власти Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Омск, 2005.

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2001. № 10.

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.

Бутаков А.В. Российская система разделения властей: традиции и новации // Правоведение. 1997. № 1.

Воскресенский В. Судебная власть, правосознание, прокуратура // Законность. 1993. № 9.

Гаганова Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. 2003. № 3.

Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4/5.

Гранкин И.В. Законодательные органы: перспективы развития. М.: Изд-во гуманитар. литературы, 2007.

Дегтев Г.В. Некоторые теоретические особенности становления института президентства на современном этапе // Государство и право. 2005. № 2.

Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. № 3.

Джангирян Ж.Д. Разделение властей в Республике Армения: конституционная модель и практика // Государство и право. 2004. № 9.

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Дмитриев Ю.А., Николаев А.М. Система государственной власти в России и в мире: историко-правовая ретроспектива. М., 2002.

Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. М., 1995.

Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М., 1992.

Ефремова Н.Н. Генезис судебной власти в России // Государство и право. 2005. № 11.

Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М.: Юристъ, 2002.

Желтов В.В. Власть: очерки теории. М.: Флинта, 2007.

Завражнов Е.В. Судебная власть в Российской Федерации: общетеоретические вопросы и проблемы реализации: Автореф. дисс....канд. юрид. наук. Омск, 2006.

Звягин Ю.Г. Разделение властей – конституционное требование // Журнал Российского права. 1998. № 8.

Козлов Ю.М. Исполнительная власть: федеральный уровень // Вестник МГУ. Сер. Право. 1992. № 6.

Иванов В.В. Принцип разделения властей в Конституции США 1787 г. и Конституции Франции 1791 г.: сравнительный анализ // Государство и право. 2000. № 12.

Иванов Р.Л. Проблемы законодательной техники в Российской Конституции и юридическая практика // Вестник Омского ун-та. 1999. Вып. 2.

Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития / Под ред. И.Л. Бачило. М., 1998.

Исполнительная власть в Россиии. История и современность, проблемы и перспективы развития: К 80-летию Института государства и права РАН / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2004.

Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. М., 1995.

Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Зерцало, 2004.

Колоколов Н.А. Судебная власть: о сущем феномене в логосе. М.: Юристъ, 2005.

Концепция разделения властей: история и современность. М., 1992.

Корнилаева А.А. Теория парламентского контроля в кониексте принципа разделения властей: Автореф. дис... кан. юрид. наук. Уфа, 2002.

Корнилов А.Б. Теория разделения властей. Тверь, 1995.

Котелевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 3.

Котенков А.А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе (статья первая) // Государство и право. 1998. № 9.

Котляревский С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных законов. М.: Зерцало, 2004.

Крылов Б.С. Разделение власти: система сдержек и противовесов // Журнал российского права. 1998. № 6.

Личность и власть (Конституционные вопросы) / Отв. ред. Ю.П. Еременко, В.Т. Кабышев. Ростов н/Д., 1995.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М: Мысль, 1988. Т. 3.

Лузин В.В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Государство и право. 1999. № 3.

Лукашук И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. 1996. № 7.

Марченко М.Н. Теория разделения властей и различные ее модификации на Западе // Журнал российского права. 1997. № 4.

Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное правои политические институты: Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2002. Раздел 4.

Мельников Н.В. Прокурорская власть // Государство и право. 2002. № 2.

Митин С.С. Государственная власть: понятие и закономерности организации: Автореф. дис... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

Монтескье Ш. Избранные произведения. М. 1955.

Нарутто С.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного принципа единства системы государственной власти в Российской Федерации // Правоведение. 1999. № 4.

Никеров Г.И. Судебная власть в правовом государстве (Опыт сравнительного исследования) // Государство и право. 2001. № 3.

Николаев Е.А. Принцип разделения власти и проблемы государственного строительства // Право и политика. 2003. № 12.

О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 8.

Осавелюк А.М. Современный механизм системы сдержек и противовесов зарубежных государств // Государство и право. 1993. № 12.

Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и право. 2000. № 7.

Полянский И.А. Правовая природа исполнительной власти и ее место в организации государственной власти // Правоведение. 1999. № 4.

Природа исполнительной власти в Российской Федерации // Право и политика. 2002. № 1.

Прохоров А.В. Организационное обеспечение социалистического правового государства // Правоведение. 1989. № 4.

Разделение властей и парламентаризм. М., 1992.

Разделение властей: история и современность / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.

Рафиков Р.Р. Особенности судебной власти в Российской Федерации как особой формы государственной деятельности // Право и политика. 2004. № 3.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М.: ТЕРРА – Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000.

Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999. № 2.

Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Исполнительная и судебная власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право. 2000. № 1.

Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М.: Юристъ, 2006.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид. лит., 1994.

Серебрякова М.Ю. Лильберновское государство «общего блага» (к истокам концепции правового государства) // Правоведение. 1994. № 4.

Скитович В.В. Судебная власть и принцип разделения властей // Вестник МГУ. Сер. Право. 1994. № 3.

Тарасов А.М. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты оценки его эффективности // Государство и право. 2002. № 11.

Тиунова Л.Б. Разделение властей в Российской Федерации: Конституционная модель // Правоведение. 1996. № 4.

Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство или разделение // Сов. государство и право. 1990. № 2.

Тулаев А.Н. Особенности парламентского контроля за деятельностью правительства в странах Западной Европы // Журнал российского права. 2004. № 1.

Универсальное и национальное в концепции разделения властей. («Круглый стол») // Вестник Московского ун-та. Социально-политические исследования. 1993. № 3.

Усанов В.Е. Разделение властей как основа конституционного строя и его роль в формировании парламентаризма в современной России // Государство и право. 2005. № 12.

Фетисов А.С. Разделение властей - критерий демократического государства // Социально-политический журнал. 1995. № 6.

Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (Научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. 2000. № 10.

Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М.: Академический Проект; Культура, 2005.

Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации. Тюмень: Изд-во Тюменск. ун-та, 1997.

Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2003. № 9.

Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-Пресс, 2003.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. М., 1993.

Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Сов. государство и право. 1990. № 8.

Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 1997. Гл. 3.

Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: Юристъ, 1999.

Чиркин В.Е. Современное государство. М.: Международ. отношения, 2001.

Чиркин В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество, субсидиарность // Государство и право. 2002. № 5.

Чиркин В.Е. Публичное управление. М.: Юристъ, 2004.

Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006.

Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.