Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская Православная Церковь в Польше




 

В Белоруссии и на правобережной Украине православный русский народ, оставшийся под польским гнетом, терпел в XVIII веке неслыханные страдания. Чрезвычайно влиятельное в Польше католическое духовенство, фанатично враждебное православной вере, подталкивало правительство на ужесточение притеснитель­ных мер против Православной Церкви и православных подданных. В 1717 году запрещено было строить новые православные храмы и чинить ветхие. В 1736 году по требованию католических епис­копов издан был универсал, по которому для рукоположения православного священника требовалось соизволение короля.

Ксендзы подстрекали католическую шляхту и чернь на пре­следование православных. Православную веру поносили и оскорб­ляли, называли её «собачьей», «холопской», клеймили как арианскую ересь. Для оскорбления религиозных чувств православ­ных их храмы продавали арендаторам-евреям, которые взимали плату за то, чтобы открыть храм для богослужения, и при этом хулили Христа и христианство. За недоимки арендаторы закры­вали храмы, предавали священников суду, выгоняли их из домов и даже добивались их казни. Украина и Белоруссия официально именовались в католических церковных инстанциях partes infidelium (страны неверных). Туда направлены были толпы миссионеров ¾ иезуитов и базилиан, которые мечом и огнем загоняли православных в унию.

Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, отрубали им саблями паль­цы, ломали руки и ноги. На монастыри нападали толпы бесновав­шейся черни, грабили и сжигали святые обители, монахов мучи­ли и убивали. Архиепископ Георгий (Конисский) так описывал жизнь православных в Польше: «Духовные и сильные мирскою властью гоняли православный народ, как овец, в костел или униатский храм. Во время самого чтения Евангелия входил в храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева... Детей били розгами пред глазами матерей, матерей ¾ пред глазами детей... На моих глазах несколько раз секли де­вицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры и ¾ не отреклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме, младенца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтоб отреклась нашей веры, и ¾ не отреклась. Другая закована была в кузницу (же­лезный ошейник) и удавлена».

С 1707 по 1728 годы Могилевскую кафедру занимал епископСильвестр (князь Четвертинский), который много потерпел от врагов Православия. Самая жизнь его постоянно находилась в опасности.

Великим страдальцем и борцом за Православие был архиепископГеоргий (Конисский). Он был подданным России, родился в 1717 году в Нежине в дворянской семье. Учился в Киев­ской Академии и принял там монашеский постриг. В 1751 году он был назначен ректором Академии, а через 4 года состоялась его хиротония во епископа Могилевского. Это была тогда единствен­ная православная епархия на территории Речи Посполитой. Святитель Георгий страдал от изуверского фанатизма католиков еще больше своих предшественников ¾ епископов Сильвестра, Арсе­ния, Иосифа и Иеронима.

В 1759 году в Орше банда вооруженных пистолетами и саблями головорезов напала на него во время богослужения в храме. Чтобы спасти жизнь архипастыря, его вывезли тайком из города в телеге, прикрытой навозом. В 1761 году в Могилеве подстрека­емая доминиканским миссионером толпа студентов-иезуитов на­пала на архиерейский дом и семинарию, разломала ворота, по­била и поломала все, что попадало под руки. Разъяренные из­уверы избили и покалечили монахов, семинаристов, служителей.

Архипастыря укрыли в сырых подвалах архиерейского дома. В своих гонениях на Православие костел и католическая шляхта зашли слишком далеко, и Господь остановил их. Правос­лавные подданные Речи Посполитой видели в России свою естест­венную покровительницу и защитницу. В Петербург, ко двору и в Синод, сотнями шли из Польши жалобы и просьбы о заступни­честве. В 1762 году присутствовавший на коронации Екатерины II епископ Георгий в речи перед императрицей поведал о скорбях своей гонимой паствы и умолял Екатерину заступиться за пра­вославных. Правительство России наконец склонилось к мысли о необходимости защитить русское население Польши.

В 1765 году на польский престол взошел король Станислав-Август, который искал дружбы с Россией и пользовался покро­вительством Екатерины. С речью перед королем выступил епис­коп Георгий. «Одна только вера, ¾ сказал он, ¾ ставится нам в преступление... Наши храмы, где прославляется Христос, за­творены, а жидовские синагоги открыты... За то, что страшимся бесстыдно поступать против совести, присуждают нас в темницы, на раны, на меч, на огонь». Речь архипастыря была переведена на все европейские языки и привлекла внимание Запада к стра­даниям православных, тем более что в Польше дискриминации подвергались и немногочисленные протестанты. Король обещал заступиться за православных и протестантов. Но из-за сопро­тивления костела, магнатов и шляхты ничего не было сделано для улучшения их участи. Последовали энергичные ноты от го­сударств Российского, Английского, Прусского, Шведского и Датского. Сейм, на который король не смог оказать влияния, отверг требования держав. И Россия направила свои войска в Польшу. Только тогда сейм смирился.

В 1767 году были отменены все законы, направленные против православных и протестантов. Но католическая церковь остава­лась в Польше государственной религией.

Униатские клирики, и даже архиереи, вступили в перегово­ры с епископом Георгием о возвращении в православие. Некоторые приходы поголовно выходили из унии и возвращались в лоно Ма­тери-Церкви. Православный архипастырь просил Екатерину II потребовать от Польши свободы и безопасности для желавших пе­рейти из унии в православие. Но удерживаемая сложными полити­ческими рассчетами, императрица отказалась выполнить эту просьбу. Между тем католическая шляхта, недовольная уступчи­востью короля, открыла конфедерацию в городе Баре, которая подняла восстание против короля в защиту привилегий католи­ческого населения. Король обратился с просьбой о помощи к русскому правительству. Восставшие конфедераты развязали террор против православных на Украине. Убивали женщин, детей, стариков, мучили священников и монахов. Ответом на резню кон­федератов явилось крестьянское восстание гайдамаков, которые сурово расправились в Умани со своими притеснителями. Екатерина II увидела в восстании гайдамаков не столько дружест­венное России православное националъное движение, сколько крестьянский бунт, и распорядилась подавить восстание.

Одно­временно фельдмаршалу Румянцеву приказано было, действуя вместе с королевскими войсками, разгромить конфедератов. Во­жаки конфедератов Красницкий и Потоцкий обратились за помощью к Франции и Турецкой Порте. Турция объявила войну России и потерпела поражение. В этих обстоятельствах прусское прави­тельство предложило разделить территорию Польши. В 1772 году произошел первый раздел. Россия получила восточную часть Бе­лоруссии с Могилевом и Витебском. На отошедшей к России тер­ритории униаты массами возвращались сами в Православие. В самой Польше в 1770-1780 годы 800 униатских приходов верну­лось в лоно Святой Церкви. На русской земле, оставшейся в пределах Речи Посполитой, учреждена была православная Пере­яславская епархия.

Но притеснения православных в Польше не прекращались. В 1789 году епископ Переяславский Виктор, утвержденный королем, был схвачен, закован в кандалы и силой доставлен в Варшаву. Многие из священников вынуждены были бежать в Россию.

В начале 90-х годов в Польше начались новые междоусоб­ные смуты. Образовалась антирусская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина II опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. Гродненский сейм 3 июля 1793 года принял требования России и Пруссии: состоялся второй раздел Речи Посполитой, по которому к России отошли исконно русские земли ¾ Минская область, половина Волыни, Подол. Тог­да же была учреждена отдельная Минская епархия.

Прошло полгода ¾ и в Польше вспыхнул новый мятеж. Ночью в Великий Четверг 1794 года заговорщики напали на русский гарнизон в Варшаве. Под ножами тайных убийц пало более 2000 русских солдат. Восстание было подавлено войсками А.В. Суво­рова. Вслед за взятием Варшавы в 1795 году последовал третий и последний раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Гродненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель не досталось России ¾ вместе с Русской Гали­цией они были присоединены к Австрии и Пруссии. Задуманная в Риме насильническая и авантюристическая уния, поставившая в положение париев едва ли не половину населения Речи Посполитой, обернулась для Польши потерей национального суверени­тета. Цепляясь за остатки великодержавных претензий, поль­ские шовинисты погубили свое государство.

На территориях, отошедших к России, продолжалось мас­совое возвращение униатов к прародительской вере. К 1795 году 2300 униатских приходов с более чем миллионом прихожан вос­соединились с Православной Церковью. Всего за годы правления Екатерины II примерно два миллиона униатов вернулись в Пра­вославие. Возвращение униатов всегда и везде проходило добровольно и мирно. АрхиепископГеоргий (Конисский) скон­чался в 1795 году. Господь судил ему увидеть благодатные плоды его архипастырских трудов и исповеднических подвигов. Кро­вавые скорби православных в землях, возвращенных Россией, прекратились. Но еще целый миллион униатов оставался в на­шей стране, а за ее пределами, в отошедшей к Австрии Гали­ции, католическое и польское меньшинство продолжало господ­ствовать над удерживаемым в унии русским народом и над не­многочисленным православным населением, сохранившим, несмот­ря на вековые религиозные гонения, веру отцов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.