Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, предмет и метод Административного права РФ




Раздаточный материал

по дисциплине «Рынок ценных бумаг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административное право является базовой ведущей и в известной степени определяющей отраслью правовой системы любой страны. В настоящее время в российской правовой науке сохраняется дискуссионность в определении понятия административного права. Обусловлено это следующим факторами: дискуссионность определения предмета отрасли, значительный объем отношений, включаемых в эту категорию. Административный буквально - управленческий. Соответственно административное право понимается как управленческое право или право управления. Административное право опосредует управленческие (административные) общественные отношения, придавая им упорядоченный характер, и в них практически исключается равенство их участников. Отличительным признаком отношений, входящих в предмет административного права является наличие специфического субъекта, то есть, органов исполнительной власти. Отношения без их участия в большинстве случаев не могут относиться к предмету административного права. К признакам управленческих отношений так же можно отнести: основание их возникновения, стороны юридически не равноправны, являются видом организационных отношений, специфическая сфера их возникновения. Учитывая изложенное при определении предмета административного права необходимо учитывать:

· Сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности.

· Наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти.

· Практическую реализацию распорядительных полномочий, предоставленных субъектам для осуществления государственно-управленческой деятельности.

 

В. Ф. Волович выделял следующие виды общественных отношений, регулируемых административным правом:

· Организация и функционирование публичного государственного управления и регулирования.

· Взаимоотношения органов исполнительной власти, органов государственного управления с физическими и юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм.

· Обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина.

· Установление порядка совершения управленческих действий, совершаемых органами исполнительной власти, их должностными лицами.

· Закрепление осуществления административных производств и процедур.

· Юридическая форма укрепления организованности в обществе, укрепление государственности, законности и правопорядка.

· Установление административно-правовых режимов (ЗАТО, ЧС, военное положение).

· Укрепление обороноспособности страны.

· Административно-деликтное регулирование отношений, возникающих в процессе применения мер административного принуждения.

 

Административное право регулирует общественные отношения, в которых преобладает юридическое неравенство субъектов, что не исключает горизонтального регулирования отношений между ними.

 

Управленческие отношения можно классифицировать в зависимости от цели их возникновения. Исходя из данного критерия выделяются две группы:

· Внутренние (внутриорганизационные) – их содержанием является формирование управленческих структур, определение основ взаимодействия между ними, распределение компетенции и их субъектами выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица.

· Внешне – они связаны с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему исполнительной власти.

 

В общем виде предмет современного административного права составляет система общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе государственного управления и регулирования и реализации исполнительной власти. В настоящее время остается нерешенным вопрос о включении в предмет административного права отношений, возникающих в сфере деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему органов государственной власти, но они подчинены единой задаче российской системы управления, обеспечивают реализацию исполнительной власти, что свидетельствует об их близости и единоначалии с системой государственного управления.

 

Метод. Административно-правовое регулирование осуществляется приоритетно императивными нормами, усмотрение допускается только в установленных ими пределах. Во-первых, для механизма административно-правового регулирования типичен распорядительный характер, то есть, предписания, включая запреты. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне предоставлен определенный объем властных полномочий, которые в рамках реализации управленческой деятельности адресуются другой стороне. Последняя сторона обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. В-вторых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения, который является юридически властным. В-третьих, властность и односторонность не исключают в необходимых случаях использования дозволительных средств. При всей внешней простоте определение метода административного права так же относится к обсуждаемой проблеме. Козлов полагает, что способы правового регулирования, составляющие административно-правовой метод, подразделяются на предписания, запреты и дозволения. Соответственно метод административного права, по его мнению, это единая категория, использующая в уникальном сочетании универсальные правовые средства. По мнению Манохина метод административного права многогранен, в него включаются:

· Власть и подчинение.

· Рекомендации.

· Согласование.

· Равенство.

 

В конечном счете, административно-правовой метод соответствует определению императивного метода, данного в свое время Алексеевым С. С.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.