Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шпенглер (Spengler) Освальд




В отличие от относительно бесконфликтной эволюции взглядов в 6 веке до н. э., новое мировоззрение оказалось резко враждебным породившему ее обществу, отвергая любое знание, которое не укладывалось в ее парадигму. Оно не только не способствовало преодолению гносеологического кризиса, но и вело к его нарастанию. В 3 - 4 веках процесс накопления эмпирического знания полностью остановился, и античная цивилизация вступила в пору окончательного упадка и гибели. Среди причин угасания античной мысли называют множество явлений самого различного порядка - от исторически предопределенной цикличности развития цивилизаций до этнического перерождения центров цивилизации и растворения господствующего этноса среди покоренных народов. Весьма интересная точка зрения принадлежит О. Шпенглеру, указавшему на особо присущую античной

Во втором и третьем веках нашей эры ситуация еще более усугубилась благодаря возраставшему влиянию христианского учения. Рост числа его сторонников, и особенно приобретение христианством статуса государственной религии при императоре Константине, способствовало возрождению теологического взгляда на природу душевных явлений и, фактически, означало возврат к теологической традиции развития психологии. Но предстояла уже не просто смена гносеологических эпох, а смена самой цивилизации.

Но, в целом, античная цивилизация уже не имела сил для поступательного развития. Процесс формирования новых идей уже шел как бы по инерции, не порождая новые движения общества, а, напротив, подчиняясь внешним и непонятным для себя движениям. Античная культура вступила в длительную фазу своего заката.

Секундами, бросаясь в долгий бег,

И если можешь мерить расстоянье

Которым, в сущности, цена одна.

И равно тверд в удаче и несчастье,

А не тобою властвует она.

И если ты своей владеешь страстью,

Когда в тебя не верит лучший друг.

И если ты себе остался верен,

Когда теряют голов вокруг.

Земля – твое, мой мальчик, достоянье

И, более того, ты – Человек.

 
 


(1880 — 1936)

Известный германский культуролог. Автор получившего большую популярность труда «Закат Европы» (1918). Согласно Шпенглеру, культура – это особый организм, система, которая, обладает внутренним единством и обособлена от других, подобных ей систем. Единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

Шпенглер выделяет 8 существоваших ранее и ныне существующих культур: египетская, индийская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западноевропейская) и др. Каждая культура имеет свой срок существования (около тысячелетия), зависящий от внутреннего жизненного цикла. Каждая культура имеет две фазы своего развития. Первая фаза есть собственно «культура», когда, в соответствии с заложенными в ней возможностями и ограничениями, развиваются науки, искусство, создаются особые, свойственные именно данной системе идеалы. Когда первая фаза исчерпывает себя, наступает фаза «цивилизации». На этой фазе культура развивается технически, но деградирует духовно. Отмирает искусство и фундаментальные науки. Продолжают совершенствоваться лишь технологии, обеспечивающие материальный комфорт. Дух прагматизма, «жизни сегодняшним днем» заполняет общество, которое перестает к чему–либо стремиться, что-либо производить и даже просто биологически самовоспроизводиться. В итоге любая культура исчезает.

цивилизации ограниченность, вытекающую из характерного увлечения формой явления и его внешней атрибутикой. С системных позиций это увлечение сказывается на преимущественной представленности в античной теоретической мысли горизонтальных связей, тенденции находить гармонию среди явлений одного уровня системной организации. Характерный пример этого – известные три единства античной драматургии (единство времени, пространства и действия).

Разумеется, античная мысль знакома со всеми видами связей. Идеи динамического развития прослеживаются в ней начиная от первых, еще туманных, диалектических постулатов Гераклита, до глубокого понимания эволюционного развития органической природы у Аристотеля. Также как анализ вертикальных связей наглядно выступает в психологических воззрениях Платона о соотношениях мышления и мотивации, или мотивации “низменной” - биологической и “благородной” - социальной, ставших спустя два тысячелетия исходной точкой учения З.Фрейда. Эти же связи со всей убедительностью обнаруживает и Аристотель, говоря о воспроизведении всеобщего в индивидуальном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.