Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение Джона Локка




Значение и влияние идей Декарта на дальнейшее развитие философско-психологической мысли было огромным. Одним из наиболее важных для психологии достижений французского мыслителя явилось его рефлекторное учение, которое привело к отказу от представлений о душе как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что раньше, начиная с Аристотеля, называли растительной и животной душами, стало выступать как действие рефлекторной машины, как деятельность телесного организма, устроенного и работающего по законам механики. Эта новая точка зрения ориентировала усилия последующих ученых на объективное изучение явлений органической природы, а также производного от них большого круга психических явлений.

Имеет место и обратное влияние, когда душа своей собственной деятельностью может через колебание шишковидной железы вызывать изменения и перераспределения животных духов, направляя их к тем или другим частям и органам тела и определяя в конечном итоге необходимое движение.

Начиная с Декарта, психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании. Декарт считал, что человек отличается от животного тем, что Бог соединил в нем душу с телом. Однако этот вывод ставил проблему связи двух независимых субстанций в человеке, и требовал ответа на вопрос о том, как они между собой соотносятся. Многочисленные факты, указывали на взаимное влияние и обусловленность души и тела. Декарт отмечал, например, что голод и различные телесные болезни ведут к печали духа, что особенности телосложения и темперамента определяют характер эмоций, чувств и образ мыслей, и что при полном прекращении жизнедеятельности организма душа покидает тело. Все эти факты не могли не привести к выводу о том, что тело определенным образом оказывает воздействие на духовную субстанцию. В свою очередь и самая духовная субстанция, то есть мышление оказывает влияние на тело, определяя целесообразность различных двигательных актов в поведении человека в целом.

Согласно теории Декарта, телесное и душевное, сосуществуя в человеке независимо друг от друга, могут вступать во взаимодействие. Это взаимодействие души и тела осуществляется в органе местопребывания мыслящей субстанции – шишковидной железе, которая находится в центре мозга. Движения животных духов в мозгу могут затрагивать шишковидную железу, приводить ее в колебание и тем самым производить изменения в состояниях духовной субстанции в форме осознания производимых животными духами толчков и колебаний шишковидной железы.

Продукт взаимодействия души и тела был назван Декартом страстями души. Страсти это страдательные состояния души, которые, не представляют собой собственные действия души, а всегда полностью или частично зависят от объекта и являются переживаниями движения животных духов, вызываемых различными внешними обстоятельствами. Что касается собственных действий души, то они составляют другой вид душевных состояний, которые порождаются самою душою и с которыми связаны мыслительные акты в их чистом виде без телесных проявлений. К чистым душевным актам относятся, кроме мышления, волевые побуждения и произвольные движения и действия. Не редко, продуцируемые душою чистые идеи, надавливая на животные духи, вызывают их движения. Таким образом, и собственные действия души могут также сопровождаться движениями.

В целом в поведении и деятельности человека Декартом отмечается 3 уровня. Первый уровень связан с протеканием безусловно-рефлекторных актов, когда животные духи при своем движении не затрагивают шишковидной железы. Второй уровень составляют страсти души или восприятия, представляемые душе вещами. Третий уровень это чистые мышление и воля, с которыми связано созерцание высших врожденных идей и осуществление произвольных актов.

Новым содержанием наполнилось у Декарта и понятие души или психического. За психическое принималось только то, что непосредственно осознает сам субъект. Сведением психического к сознанию и самосознанию было устранено прежнее деление души на растительную. чувствующую и разумную, положено начало для интроспективного понимания предмета и метода психологии.

В отличие от Декарта, крупнейший английский мыслитель 17 в. Джон Локк, в основу своей философско–психологической системы взглядов положил критику теории врожденных идей, учение о внешнем и внутреннем опыте, учения о простых и сложных идеях, учения о побудительных силах, представления об уровнях познания. В своем единстве все разделы системы Локка представляют собой стройную концепцию человека и его познавательных способностей.

Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Под опытом Локк понимал все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных общим термином «идеи». Идеями Локк называл и ощущения, и образы восприятия и памяти, общие понятия и аффективно–волевые состояния.

ДжонЛокк

(1632—1704)

Великий английский философ и психолог. Родился в семье судейского чиновника. Учился в Оксфордском университете и по окончании его некоторое время преподавал там. В 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу Шефтсбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи, лидеру противников режима реставрации Стюартов. В течение 20 лет Локк занимал различные политические должности и неоднократно был вынужден эмигрировать из Англии во Францию и Нидерланды. Не оставляя научные занятия, Локк становится идеологом партии вигов.

После революции 1688 г., лишившей династию Стюартов английской короны, Локк возвратился на родину и, оставив политическую деятельность, приступил к изданию своих трудов. Важнейший из них – «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал 20 лет, был опубликован в Лондоне в 1690 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.