Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Брунер Джером Сеймур (Bruner) (р.1915,)




Американский психолог, специалист в области исследования когнитивных процессов. Родился в Нью Йорке, закончил Гарвардский университет, получив в 1941 г. степень доктора философии. Участвовал во второй мировой войне. С 1944 по 1972 г. работал в Гарвардском университете, пройдя путь от преподавателя до профессора и директора Центра когнитивных исследований. С 1972 Брунер работал профессором Оксфордского университета в Англии.

Брунеру принадлежит ряд оригинальных описаний феноменов восприятия. Он показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. На основе своих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта он ввел термин социальное восприятие. Брунер также обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросс-культурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители.

затронула позиции сторонников необихевиоризма, чьи идеи теперь стали казаться чрезмерно упрощенными даже в Америке – стране, где Уотсон и Скиннер являлись национальными знаменитостями. Реакцией на крайности бихевиористской концепции, с одной стороны, и желанием сохранить в новых условиях лучшее из того, что удалось получить пионерам информационного подхода – с другой, стало одно из последних крупных направлений в современной психологии, получившее название когнитивной психологии.

Развитие этого направления было связано с именами Дж.Брунера, А.Ньюэлла и Г.Саймона, создавших ряд известных компьютерных моделей мышления типа “универсального решателя проблем”, а также Дж.Миллера, создавшего вместе с Дж.Брунером в 1960 г. Центр когнитивных исследований в Гарвардском университете в Америке. В это же время благодаря У.Найссеру возникает и сам термин “когнитивная психология”, закрепившийся за обозначением кибернетического подхода к изучению познавательных процессов.

В методологическом отношении последователи этого течения гораздо осторожнее, чем их предшественники оценивают роль и содержание психических функций, рассматривая психику в целом как сложную систему разнообразных процессов приема, хранения и переработки информации. При этом информации придается расширительное толкование, явно выводящее ее за рамки концепции Шеннона, а все информационные процессы считаются подверженными влиянию, как внешних стимулов, так и многочисленных внутренних особенностей.

Одним из центральных положений когнитивной психологии стала «компьютерная метафора», устанавливающая тесную аналогию между работой человеческого мозга и работой компьютера. Сама идея компьютерной метафоры для объяснения работы мозга восходит к кибернетическим взглядам Н.Винера, однако, все убыстряющееся развитие компьютерных технологий

 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.