Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение технике передвижения на коньках




Техническая подготовка хоккеистов

Основу технической подготовки как одной из важных сторон си­стемы формирования хоккеиста высокой квалификации составляет процесс обучения и совершенствования технических приемов игры. Успешность обучения во многом зависит от степени готовнос­ти обучаемых к овладению техническими приемами. Различают фи­зическую, моторную и психическую готовность.

Недостаточная физическая подготовленность негативно отража­ется на эффективности освоения технических приемов. Например, успешное овладение приемами бега на коньках требует опреде­ленного уровня развития силы мышц и подготовки суставных свя­зок ног.

С моторной готовностью связана быстрота овладения техни­ческими приемами, которая определяется координацией движе­ний и накоплением двигательного опыта. Их недостаток должен быть компенсирован предварительной подготовкой с введением в нее соответствующих подводящих упражнений, более доступ­ных обучаемым.

Психическая готовность определяется степенью мотивации к ов­ладению техническими приемами как наиболее важной предпосыл­кой достижения конечной цели. Она определяется также устойчи­востью интересов к занятию данным видом спорта, уровнем раз­вития таких психических качеств, как настойчивость, решитель­ность, смелость, инициативность.

Недостатки отдельных сторон подготовленности обучаемых сле­дует учитывать в процессе обучения и с помощью соответствую­щих средств, методов и методических подходов воздействовать на факторы, их лимитирующие.

Рассмотренные в первом разделе общие положения по постро­ению педагогического процесса по этапам обучения являются


основополагающими к обучению и совершенствованию различных технических и тактических приемов игры, которыми следует руко­водствоваться и которые следует творчески применять с учетом воз­растных особенностей и подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, условий обучения и специфических особенностей конкретного приема, требующих соответствующих методик и ме­тодических подходов. Поэтому для более глубокого и детального представления о закономерностях обучения и совершенствования техническим приемам игры и применения их в практике работы тренеров-преподавателей необходимо рассмотреть так называемые частные методики обучения отдельным техническим приемам.

Передвижение на коньках - это неестественное, достаточно сложное по координации движение, требующее определенных фи­зических и психических напряжений. Поэтому для успешного ос­воения различных способов передвижения на коньках необходима соответствующая предварительная подготовка.

Еще до выхода на лед следует вводить в занятия специально-подготовительные и подводящие упражнения.

Специально-подготовительные упражнения предназначаются для более целенаправленного воздействия на те мышечные группы и те качества, которые преимущественно задействованы в передвиже­нии хоккеиста на коньках. Они по структуре адекватны основным движениям хоккеиста. К ним относятся: ходьба в основной стойке хоккеиста, имитация бега на коньках, в том числе прыжковая, на месте и с продвижением вперед, имитация бега скрестными шага­ми по кругу влево и вправо, имитация скрестными шагами по ло­маной линии (змейкой) и др.

Подводящие упражнения - это различные передвижения зани­мающихся на коньках в основной стойке хоккеиста на резиновом коврике в спортивном зале и на утрамбованном снегу. Они спо­собствуют освоению отталкивающих движений коньками и сколь­жению на них. Таким образом, они как бы подводят к освоению основных элементов техники передвижения на коньках.

При выходе на лед следует начинать с освоения отталкивающих Движений попеременно левой и правой ногой и скольжения на двух и одной ноге, обращая внимание на то, чтобы при отталкивании носок конька разворачивался слегка наружу, а движение ноги было направлено назад и в сторону. При этом после толчка скольжение на одном и двух коньках осуществлялось в положении «основная стойка», т. е. ноги слегка согнуты в тазобедренном, коленном и го­леностопном суставах, туловище несколько наклонено вперед. Пер-вЬ1е упражнения следует выполнять без клюшки. На начальном эта­пе обучения для овладения отталкивающими движениями и сколь­жением полезно использовать обычный стул, на который занима-


ющийся опирается в движении вперед. Параллельно можно изу­чать простейшие способы торможения: «плугом» и «полуплугом». После того как занимающиеся научатся правильно выполнять тол­чок и скользить на двух и особенно одном коньке, удерживая рав­новесие, следует переходить к изучению бега скользящими шагами как основополагающему звену конькобежной подготовки. При обу­чении бегу скользящими шагами следует обратить особое внима­ние на «посадку» хоккеиста, перенос центра масс и нагрузку ноги в фазе одноопорного отталкивания, продолжительное скольжение на одной ноге, полное выпрямление ноги в конце отталкивающего дви­жения, на оптимальное подтягивание стопы ноги (невысоко надо льдом, но не задевать носком конька льда), на мягкую, плавную постановку конька на лед после фазы подтягивания, синхронные движения рук и ног. Руки с клюшкой выносятся к впереди скользя­щей ноге одновременно с переносом центра масс. Типичные ошибки, появляющиеся при обучении скользящим шагом:

- движение на прямых ногах;

- туловище сильно наклонено вперед за счет сгибания в тазо­бедренном суставе, голова опущена;

- продолжительное скольжение на двух коньках;

- слишком короткое по времени скольжение на одном коньке, слабо выражен перенос центра масс на впереди скользящую ногу;

- слабое по силе и обрывистое отталкивание;

- при подтягивании конька, после отталкивания, носок конька

скребет по льду;

- асинхронность в движении рук и ног.

Многократное повторение движения с акцентом на правильное выполнение наиболее важных фаз, исправление появляющихся ошибок, в том числе с помощью подводящих упражнений, позво­ляют в относительно короткий срок освоить этот способ передви­жения на коньках.

Параллельно с бегом скользящими шагами следует обучать простейшим поворотам. Сначала поворот (влево и вправо) на двух коньках, не отрывая их ото льда. Затем поворот на внутреннем коньке попеременными толчками внешним коньком. После их ос­воения можно перейти к повороту переступанием и затем к пово­роту скрестными шагами.

Наиболее сложным по координации и технике исполнения явля­ется поворот скрестными шагами, так как в процессе его выполне­ния движения ног асимметричны: «внутренняя» нога больше согну­та в коленном суставе и отталкивание ею выполняется внешним реб­ром лезвия конька, а «внешняя» нога переносится скрестным движе­нием с последующим толчком внутренним ребром лезвия конька. При данном приеме могут появляться следующие типичные

ошибки:

- отсутствие должного наклона туловища, поворота головы

и разворота плеч в сторону поворота;


 

- недостаточное сгибание ног в коленных суставах;

- в заключительной фазе отталкивания нога остается согнутой;

- резкая и жесткая постановка конька на лед после выполнения толчка из-за чрезмерно высокого поднимания ноги в скрестном движении.

При обучении поворотам большинство хоккеистов выполняют их в одну сторону (больше влево) лучше, чем в другую. В этой свя­зи следует уделять больше внимания выполнению поворотов в «не­удобную сторону». С овладением рассмотренными техническими приемами передвижения на коньках, как правило, появляются хо­рошая устойчивость, умение управлять коньками. Продолжая их совершенствовать, следует переходить к обучению приемам, тре­бующим больших физических усилий: торможениям, старту и бегу короткими шагами.

Так как способы торможения «плугом» и «полуплугом» были освоены на начальной стадии обучения передвижению на коньках, на этом более позднем этапе следует начинать с разучивания тор­можения на параллельных коньках с поворотом туловища на 90° левым или правым боком. Затем торможение на одном коньке с поворотом туловища на 90° и наконец торможение на двух или одном коньке с поворотом туловища на 90° прыжком. При выпол­нении поворотов следует контролировать своевременность откло­нения туловища в сторону, противоположную движению, и амор­тизированное сгибание ног в коленном, голеностопном и тазобед­ренном суставах, способствующих гашению скорости поступатель­ного движения.

Изучение стартов бега короткими шагами целесообразно про­водить параллельно с совершенствованием торможений. Начи­нать следует с обучения старту лицом вперед, при этом обращая внимание на более низкую посадку и увеличение наклона тулови­ща вперед в исходном положении, позволяющие сделать первое мощное отталкивание, на разворот конька носком наружу под уг­лом 85-87° во время выполнения толчка, на частоту шагов и силу отталкивающих движений. При освоении старта лицом вперед сле­дует переходить к обучению старту боком вперед, а затем к стар­там из различных положений. В процессе обучения и совершенство­вания стартов и бега короткими шагами следует практиковать уп­ражнения в переходе с бега короткими шагами на бег скользящи­ми шагами и наоборот, а также переход с бега короткими шагами на торможение, после которого снова следуют старт и бег в том же Или обратном направлении.

К обучению бега спиной вперед, как менее естественному и наи­более сложному способу передвижения, приступают после того, как освоены рассмотренные способы передвижения. Начинать надо со скольжения спиной вперед по прямой и ломаной линии без отрыва коньков ото льда. В беге этим способом важно освоить толчковое ■'йижение, выполняемое не носковой частью, а всей «рабочей» плос-


костью внутреннего ребра конька путем разворота пятки кнаружи. Сила толчка будет заметно больше, если своевременно перед тол­чком ОЦМ будет перемещен на толчковую ногу. После этого мож­но переходить к выполнению поворотов в движении спиной вперед сначала влево и вправо по дуге, затем повороты из положения ли­цом вперед в положение спиной вперед и обратно. Освоив эти при­емы, можно переходить к обучению наиболее технически сложного приема передвижения на коньках - бега спиной вперед скрестными шагами. В качестве подводящих упражнений следует применить:

бег спиной вперед по прямой линии, попеременно отталкиваясь правой и левой ногами, отрывая коньки ото льда;

бег спиной вперед переступанием по дуге (вправо и влево) и ло­маной линии (змейкой), не делая скрестного движения ногами пос­ле окончания толчка. После правильного и свободного выполне­ния этих упражнений можно рассчитывать на успешное выполне­ние бега спиной вперед скрестными шагами.

По мере овладения отдельными приемами передвижения на коньках для дальнейшего совершенствования их необходимо включать почти в каждое занятие и выполнять в различных соче­таниях с другими приемами передвижения, с техническими при­емами владения клюшкой и шайбой, во взаимосвязи с развитием физических качеств, в стандартных, усложненных и сложных, вне­запно меняющихся условиях игровой деятельности. В процессе обучения следует добиваться:

• эффективности выполнения различных приемов передвижения на коньках (т. е. рациональности, легкости, непринужденности, эко­номичности);

• вариативности, т. е. умению частично видоизменять одни при­емы и быстро переключаться на другие в соответствии с быстро меняющимися игровыми ситуациями;

• высокой скорости передвижения, быстроты маневра;

• надежности;

• устойчивости к действию сбивающих факторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.