Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специальные устройства по технико-тактической подготовке




Материально-техническое обеспечение

Дальнейшее развитие хоккея, повышение эффективности подго­товки хоккеистов высокой квалификации и юных хоккеистов во многом зависят от материально-технического обеспечения. В него входят: строительство специализированных спортивных сооружений (дворцов спорта и хоккейных площадок с искусственным льдом, спе­циализированных «городков» и залов по атлетической подготовке), производство специального спортивного инвентаря (коньков, клю­шек, защитного инвентаря), производство и оснащение мест заня­тий современным специальным оборудованием, тренажерными ус­тройствами, техническими средствами, научной аппаратурой.

В современной системе подготовки хоккеистов особое значе­ние приобретает поиск новых, нетрадиционных, более эффектив­ных средств и методов тренировки, основанных на использова­нии различных тренировочных приспособлений (специального оборудования), тренажерных устройств и технических средств. Они позволяют значительно интенсифицировать тренировочный процесс, повысить его продуктивность за счет целенаправленно­го и специализированного воздействия на двигательный аппарат, органы и системы, преимущественно лимитирующие игровую де­ятельность хоккеиста.


Специальное оборудование, тренажерные устройства и техни­ческие средства можно использовать в следующих направлениях:

-для развития специальных физических качеств хоккеистов в структуре двигательных навыков;

- для совершенствования технических приемов сопряженно с раз­витием специальных физических качеств;

- для совершенствования тактической подготовки;

- для оценки уровня подготовленности, используя их как изме­рительные стенды;

- для проведения научных исследований, применяя их как инст­рументальные методики.

Применение специального оборудования и различных тренажер­ных устройств позволяет строго индивидуализировать тренировоч­ный процесс и тем самым повысить его эффективность.

Специальные устройства по физической подготовке

Физическая подготовка - это основа технико-тактического ма­стерства. Эффективное выполнение технико-тактических приемов игры во многом зависит от уровня развития специальных физичес­ких качеств. В настоящее время все большее значение приобретает использование различных тренажерных устройств, дающих воз­можность развивать специальные физические качества и двигатель­ные способности не вообще, а применительно к отдельным техни­ко-тактическим приемам, т. е. в структуре двигательных навыков.

Универсальный динамометрический стенд (УДС-4) предназна­чен для развития и измерения силовых и скоростно-силовых ка­честв (рис. 189). Он представляет собой конструкцию, состоящую их 4 основных блоков:

1. Металлической пирамиды с системой блочков, предназна­ченных для удержания и направленного движения груза (диски от штанги).

2. Подвижного кресла для принятия спортсменом удобного по­ложения при выполнении модельного движения и для оперативно­го выставления стандартной величины угла коленного сустава, ин­дивидуально для каждого спортсмена в связи с различиями в их росте и длине конечностей.

3. Рабочего блока, состоящего из корпуса прямоугольной фор­мы размером 100 х 20 х 10, двух подвижных кареток, передвигаю­щихся на шарикоподшипниках по «рельсам» в процессе выполне­ния движения спортсменом. Внутри корпуса размещена система фо­толучей. В первой каретке вмонтировано тензометрическое коль­цо для измерения величины усилий, во второй - педаль, на кото­рую давит спортсмен. Каретки шарнирно соединены между со­бой через тросик и систему блоков с дозируемым отягощением. (Для измерения и развития специальных скоростно-силовых спо­собностей кистей рук используется дополнительное устройство, основанное на шарнире Гука.)


 




       
 
 
   



4. Регистрирующая аппаратура состоит: из тензоусилителя ТУ­КИ, альтметра Ф-203 и интегратора интервалов времени Ф-481.

При выполнении модельного, отталкивающего движения нога­ми спортсмен из положения сидя на кресле давит на педаль карет­ки ногой, согнутой под углом 110° в коленном суставе. Регистри­руются следующие параметры: максимальная изометрическая сила (.Ртах), максимальная динамическая сила (Рцш), время достижения максимума изометрической силы (гтах), время достижения усилия, равного весу собственного тела спортсмена (1Р). Кроме этого рас­считываются и анализируются следующие параметры: средняя ско­рость прохождения отдельных участков амплитуды движения {V- з/С); градиент силы, т.е. отношение максимума динамическо­го усилия, проявляемого при преодолении сопротивления, равно­го весу тела спортсмена ко времени его достижения (I = ГЛш/1р); мощность - произведение динамической силы на скорость

Прыжковая тумба используется для развития взрывной силы ско­ростно-силовых качеств и скоростно-силовой выносливости. Ее конструкция обеспечивает установление различной высоты. Для развития взрывной силы ног используют упражнения в прыжках «в глубину» с последующим максимальным выпрыгиванием вверх-

Для развития скоростно-силовых качеств и скоростно-силовой выносливости выполняют упражнения в напрыгивании толчком


одной или двумя ногами и спрыгивании с последующим отталки­ванием одной ногой, имитирующим толчок в беге на коньках.

Для избирательного воздействия на разные мышечные группы с целью повышения силовых и скоростно-силовых качеств приме­няют отдельные разновидности конструкций тренажера «Геркулес», основанные на преодолении сопротивления в виде груза или ос­тальных пружин.

Эспандер поясной используется для развития скоростно-сило­вых способностей и силовой выносливости хоккеиста в процессе выполнения технико-тактических приемов. Для этого резиновый амортизатор длиной 4 м одним концом крепится к борту хоккей­ной арены, другим - к поясу хоккеиста. Упражнения в беге на конь­ках, ведении, обводке, бросках и передачах шайбы выполняются при преодолении усиливающегося сопротивления растягивающе­гося амортизатора. В современном хоккее, когда в игровой дея­тельности хоккеисту приходится постоянно преодолевать сопро­тивление противоборствующего противника (толчки, прижима­ния, «зацепы», «задержки»), эти упражнения приобретают особую значимость.

 

Тренажер сопряженного воздействия на технику и физические ка­чества. В основе его конструкции заложен принцип дозированно­го сопротивления в стартовом беге на коньках с клюшкой и шай­бой, что отвечает специфике соревновательной деятельности, ког­да хоккеисту в ходе матча приходится преодолевать сопротивле­ние, создаваемое противником, в виде «зацепов» и «задержек» клюшкой, руками. Тренажер состоит из механизма крепления (1,2) его к борту хоккейной коробки (9) и рабочего блока (рис. 190).


Рабочий блок включает в себя два основных механизма:

механизм задаваемых сопротивлений;

механизм обратного действия.

Оба механизма и катушка со шнуром (10) расположены на од­ном несущем вале (4), что обеспечивает синхронность их работы.

Механизм задаваемых сопротивлений состоит из корпуса (12), тормозного диска (11), тормозной колодки (5), винта напряжений (6) и шкалы величины напряжений (7).

Механизм обратного действия (8) представляет блочок с систе­мой пружин, обеспечивающих обратное наматывание шнура на ка­тушку.

Тренажер используется следующим образом: спортсмен с поясом и пристегнутым к нему шнуром (3) располагается в стартовом поло­жении. Винтом по шкале напряжений ему задаются нагрузки. По сигналу спортсмен стартует и стремится пробежать отрезок 10-15 м с предельной скоростью (с ведением или без ведения шайбы), пре­одолевая заданное сопротивление. При возвращении спортсмена назад механизм обеспечивает наматывание шнура на катушку.

Данный тренажер позволяет успешно моделировать различные «задержки» и «зацепы» путем изменения величины сопротивления в ходе выполнения упражнения. Тренажер одновременно является и измерительным стендом, причем критериями оценки выполне­ния хоккеистом упражнения могут быть стартовая скорость и*ве-личина динамических усилий, измеряемых фотодиодным и тензо-метрическим устройствами.

Для развития скоростно-силовых качеств при использовании метода сопряженных воздействий применяются различные виды отягощений для всего тела и его звеньев. В качестве отягощения для воздействия (преимущественно) на мышцы нижних конечностей ис­пользуются утяжеленные пояса (10-12 кг), вес которых можно из­менять, вкладывая или вынимая из имеющихся в них карманов свинцовые пластины. Упражнения с утяжеленными поясами мож­но применять как на льду хоккейного поля, так и в безледовых

условиях.

Отягощения для звеньев тела используют для избирательного воздействия на отдельные мышечные группы, так как они способ­ствуют усилению напряжения мышц в процессе выполнения раз­личных технико-тактических приемов. Для воздействия на мышцы плечевого пояса и кистей рук применяют утяжеленные шайбы (300— 500 г) и клюшки (1,8-2,5 кг). Для воздействия на группы мышц ниж­них конечностей, участвующих в работе при беге хоккеиста на конь­ках (особенно приводящих мышц), применяют отягощения на ко­нек или голеностоп (1,0-1,5 кг).

В последнее время в практике хоккея широкое распространение получила круговая тренировка. Ее эффективность во многом зави­сит от использования на отдельных «станциях» (точках) различ­ных тренажерных устройств.


При организации круговой тренировки, расстановки тренажер­ных устройств и снарядов по «станциям» следует руководствоваться следующими принципами:

1. Последовательное воздействие на отдельные мышечные группы. Сначала проводятся упражнения на мышцы плечевого пояса и рук, затем мышц ног и туловища и наоборот. Этого прин­ципа обычно придерживаются при развитии силовых и скорост­но-силовых качеств.

2. Комплексное воздействие на основные физические качества. Сначала проводятся упражнения на скоростные и скоростно-си-ловые качества, затем на ловкость и гибкость, и заканчивается круг упражнениями на выносливость. (В первом и втором случаях упражнения на станциях чередуются с определенными интерва­лами отдыха.)

3. Воздействие на скоростную и скоростно-силовую выносли­вость. В этом случае упражнения скоростного и скоростно-сило-вого характера выполняются на станциях слитно, без интервалов отдыха с максимальной и субмаксимальной мощностью. Обычно для развития анаэробных способностей хоккеист проходит один круг с околопредельной интенсивностью за 40-50 с. Упражнение выполняется серийно. В каждой серии 3-4 повторения (круга). Ин­тервал отдыха между повторениями 1,5-2 мин, между сериями -10-12 мин. Всего 3-4 серии.

Придерживаясь этих принципов, следует оборудовать атлети­ческие залы и «хоккейные городки».

Специальные устройства по технико-тактической подготовке используются как тренажеры и приборы срочной информации для


повышения эффективности обучения и совершенствования техни­ко-тактических приемов.

Щит-мишень применяется для совершенствования точности по­падания шайбы в цель при выполнении бросков и ударов и пред­ставляет собой щит размером 210 х 130 см с четырьмя концентри­ческими мишенями (диаметр 70 см), расположенными в углах

(рис. 191).

Кроме этого для освоения техники и точности выполнения брос­ков и передач шайбы полезно использовать набор различных по величине и конфигурации мишеней, развешивая их на борту хок­кейной площадки на разной высоте.

Баллистический маятник позволяет определять скорость поле­та шайбы (силу) в бросках и ударах и применятся как тренажер и прибор срочной информации для их совершенствования.

Он представляет собой деревянный щит размером 950x700x35 мм, подвешенный посредством соединительных труб на конических осях на станину (рис. 192). Вверху на станине в 30 мм от оси подве­са крепится индикатор биений. При ударе шайбы щит отклоняется по радиусу относительно оси подвеса и толкает щуп индикатора, с циферблата которого считывается величина отклонения маятника, соответствующая определенной скорости полета шайбы.

Для освоения техники передвижения на коньках по ломаной ли­нии, ведения шайбы и обводки применяются различной конструк­ции стойки или покрышки от автомобильных колес.

Тренировочные подвесные мешки* предназначаются для углуб­ленного освоения скоростного маневра на коньках, ведения шаи-

* Тренировочные мешки аналогичны применяемым в тренировке боксеров. 380


бы и силовой обводки, а также для освоения техники силовых при­емов воздействия на соперника грудью, плечом и верхнезадней по­верхностью бедра.

Тренировочные мешки в количестве 3-5 шт. подвешиваются на тросах к потолочной консоли вдоль борта хоккейного поля на рас­стоянии 3 м (по прямой линии). Расстояния между мешками 3-5 м. Посредством блочного устройства их можно поднимать на различ­ную высоту от поверхности льда и опускать.

Для совершенствования тактической подготовленности хокке­истов в настоящее время используются видеоаппаратура, компью­терная техника и другие технические средства. Электронные уст­ройства позволяют моделировать различные ситуации. Хоккеист, находясь в условиях дефицита времени, должен оперативно нахо­дить рациональные решения в предъявляемых ему игровых ситуа­циях. Учитываются правильность решения тактических задач и за­траченное время. Такие занятия способствуют развитию у игроков оперативного тактического мышления и имеют положительный перенос на практику.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы место и значимость хоккея в отечественной системе физическо­го воспитания?

2. Охарактеризуйте структуру соревновательной деятельности хоккеиста.

3. Дайте характеристику хоккею как виду спорта и средству физического воспитания.

4. Каковы истоки возникновения и развития хоккея с шайбой?

5. Дайте краткую характеристику основным этапам развития хоккея в на­шей стране.

6. Какие основные факторы определяли успехи отечественного хоккея?

7. Расскажите о классификации техники хоккея и назовите признаки, ее оп­ределяющие.

8. Опишите основные приемы техники передвижения хоккеиста на коньках.

9. Дайте краткий анализ приемам техники владения клюшкой и шайбой.

 

10. Охарактеризуйте основные приемы техники силовых единоборств.

11. Объясните функции хоккеистов в зависимости от игрового амплуа.

12. Сформулируйте основные принципы атакующих действий при атаке с хода и позиционной атаке.

13. Сделайте краткую характеристику малоактивным и активным оборо­нительным системам.

14. Покажите особенности игры в численном неравенстве.

15. Раскройте средства, методы и методические подходы к обучению при­емам техники передвижения хоккеиста на коньках.

16. Опишите методику обучения отдельным приемам техники владения клюшкой и шайбой (ведению и обводке, передачам и броскам шайбы, финтам и отбору шайбы).

17. Расскажите об особенностях методики обучения технике силовых приемов.


18. Сформулируйте основные задачи тактической подготовки.

19. Раскройте основные формы, средства и методы тактической подготовки.

20. Покажите на конкретных примерах особенности методики обучения индивидуальным, групповым и командным тактическим действиям в обороне

и нападении.

21. Сформулируйте задачи физической подготовки.

22. Покажите значимость физической подготовки.

23. Раскройте сущность основных средств и методов физической подготовки,

24. Покажите особенности структуры соревновательной деятельности

вратаря.

25. Раскройте особенности техники и тактики игры вратаря.

26. Покажите особенности методики технической, тактической и физичес­кой подготовки вратаря.

27. Сформулируйте основные направления материально-технического обес­печения процесса подготовки хоккеистов.

28. Приведите примеры использования тренажеров по физической и тех­нической подготовке.

29. Дайте характеристику измерительным стендам и покажите их значи­мость в учебно-тренировочном процессе.

Литература

Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М., 1985. ГорскийЛ. Тренировка хоккеистов. - М., 1981. Горский Л. Игра хоккейного вратаря. - М., 1974.

Донской Д. Д., Зациорский В. М. Биомеханика: Учебник для институтов фи­зической культуры. - М., 1979.

Колосков В. И., Климин В. П. Подготовка хоккеистов. - М., 1981. Костка В. Современный хоккей. - М., 1976.

Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры.- М., 1991. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. - Киев, 1984. СавинВ. П. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры.-М., 1990. Тарасов А. В. Тактика хоккея. - М., 1963.


Глава 10. ФУТБОЛ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.