Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знак и смысл культуры (культура как система коммуникаций)




 

Когда под культурой понимают особый вид деятельности, непременно затрагиваются такие ее формы, как язык, искусство, религия, мораль, наука. Стремление найти общее основание для материальной и духовной деятельности, репродуктивной и творческой, орудийной и мыслительной привело к выделению особого способа ее существования.

Все предыдущие определения культуры обращают свое главное внимание на те ее стороны, которые связаны с результатами специфически человеческой деятельности, а также с ее различными формами — мышлением, сознанием, оценкой и целеполаганием. Однако ни одно из них не делает предметом своего рассмотрения форму существования культуры. Между тем культура имеет свой язык, который также несет в себе надприродную сущность, создан искусственно. Это — особая сфера, занимающая собой все культурное пространство общества. Именно эту сферу рассматривает семиотическое [7]определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем, которые являются своеобразными носителями человеческой деятельности (см. схему 3).

Создание знаков — сугубо человеческая особенность. Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не создавались живыми существами специально, они сложились в процессе эволюции вида и передаются генетически.

Только человек осознанно создает свои знаки, они не являются для него врожденными, что позволило немецкому философу Эрнсту Кассиреру (1874—1945) сказать, что человек — это “животное, создающее символы”.

Сначала выясним, что такое знак. Знак это предмет, действие или событие, заменяющее другой предмет, действие, событие или отсылающий к ним. Например, человек, впервые использовавший для счета предметов камешки, сделал эти камешки знаком, заменившим сами предметы. Одной из ранних знаковых систем стал язык жестов, а потом и речь, в которой каждое слово — знак, заменяющий тот предмет, который этим словом обозначен. В процессе развития своих отношений с действительностью человечество создало множество, знаков научных и художественных, знаков поведения и знаков, без которых невозможна ни одна деятельность, производственная и любая другая. В каждом знаке мы выделяем форму его существования и область смысла, значения. Для человека важно и то, и другое, так как именно владение знаками и знаковыми системами включает его в отношения с другими людьми в мире, включает в культуру. Одни и те же знаки могут иметь различное значение в разных культурах: например, кивок головы сверху вниз обозначает утверждение у многих народов мира, за исключением Болгарии, где этот же жест обозначает отрицание; выразительное верчение пальцем у виска для одних народов обозначает большого умника, а у других народов — совсем наоборот. Есть, однако, и такие знаки, которые для всех народов одинаковы, например, знаки, употребляемые наукой, или выразительные средства различных искусств.

В обществе существуют знаки нескольких типов, наиболее известны: знаки-копии, которые воспроизводят то, что наличествует в действительности, сами этой действительностью не являясь (например, фотография); знаки-признаки, несущие некоторую информацию о предмете (явлении) вследствие естественной связи с ним (например, высокая температура у больного); знаки-сигналы, заключающие в себе информацию по договоренности и не связанные с предметами (явлениями), о которых они информируют (школьный звонок); знаки-символы, несущие информацию о предмете (явлении) на основе отвлечения от него каких-то свойств и признаков, осознаваемых в роли представителей всего явления, его сущности (государственный герб); языковые знаки.

Однако сам по себе знак не имеет смысла (и не является знаком), если он не соотносится с другими знаками и не входит в определенную знаковую систему. Существует, например, простая знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т. п., сопровождаемые многообразными словесными формулами (“имею честь представиться”, “привет”, “здравствуйте”). Некоторые элементы ее — поклоны, поцелуи — наполняются другим значением при богослужении, потому что входят в другую знаковую систему, вступая в отношения с другими элементами. Многие знаковые системы нам хорошо известны: уличные знаки, азбука Морзе, где буквы заменяются точками и тире, и т. д.

Совершенно особое место занимают в культуре знаки, принятые в научных системах. Многие из них несут в себе сложнейшие закономерности, для объяснения которых понадобились бы слишком сложные языковые построения. Лейбниц еще в XVII веке замечал, что знаки “должны быть кратки и сжатыми по форме и заключать максимум смысла в минимуме протяжения” [285, с. 72]. Кроме того, он полагал, что научные знаковые системы могут сделать процесс мышления более продуктивным.

Сложной знаковой системой является язык. Ведь звуки речи или буквенное их написание в различных комбинациях представляют собой особую форму обозначения всего богатства мира, его предметной среды, области действий, состояний и прочего. Так же, как и любой знак, слово имеет не только внешнее выражение (акустическое или графическое), но и область значения и смысла. Однако в отличие от других знаков знаки языка в большинстве своем многозначны.

Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в обществе, составляют собой культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключено нечто главное, что было понято и зафиксировано предыдущими поколениями. К примеру, герб рода, города или государства несет в себе символическое изображение того, что характеризует его носителя, его заслуги и притязания. Здесь все весомо — форма герба, составляющие его образы, цвет и другое. Если часть герба как бы отломана, отрезана, отсечена, то это значит, что предки владельца, может быть, даже очень далекие, запятнаны неким неблаговидным поступком, нанесшим урон их чести: бежали с поля брани, совершили вероломство, солгали или предали. Можно себе представить, каково было наследникам такого герба. Вероятно, поэтому рыцари далекого прошлого заботились не только о своей чести, но и о чести своих потомков.

Представления о чести содержались не только в гербах, но и в различных знаках поведения. Без понимания того, что значила честь и каковы были ее проявления, невозможно понять, что же толкало на дуэли таких людей, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, почему невозможно было избежать дуэли между Онегиным и Ленским, Печориным и Грушницким, другими персонажами литературных произведений. Можно сказать, что вся культура в целом передается из поколения в поколение через эти знаки и их системы, задача же каждого человека — понять смысл и значение как можно большего числа знаков, и мир культуры раскроет перед ним свои глубины.

Таким образом, знак имеет не только материальную или идеальную форму, но и содержание, зачастую сложное, многоплановое, концентрирующее в себе самую различную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать. Естественно, что возникает стремление выделить эту содержательную сторону в качестве определяющей культуру сущности. Поэтому в культурологии постепенно сложилось информационное определение культуры, согласно которому культура — накопленная обществом информация, заключенная в деятельности людей и опредмеченная в результатах этой деятельности, система смыслов, созданных людьми.

Обратившись к словарям, мы обнаружим, что понятие информации (лат. informatio “разъяснение, изложение”) многозначно: а) сообщение о чем-либо, передаваемое людьми; б) снижение неопределенности в результате получения каких-либо данных; в) сигналы в их значении, практическом использовании и др. Долгое время в научных трудах сохранялось представление об информации как о различного рода сведениях. Впервые измерить количество информации попытались в 20-х годах нашего века, а в 1948 году была создана теория информации, исследующая не только вопрос о ее количестве, но и способы, средства и формы ее передачи и сохранения.

Современный французский исследователь форм существования культурной информации А. Моль говорит, что “культура... выступает как необходимый материал мысли, как нечто освоенное и наличное, как содержание. В качестве материала мысли культура — нечто данное, а мысль — то, что из него создают; мышление тем самым есть становление культуры” [202, с. 46]. Здесь мы впервые сталкиваемся с тем, что культура выступает как знание, уже созданные идеи, сведения о мире, “интеллектуальное “оснащение”, которым располагает каждый отдельный человек” [там же], как система знаний общества, группы. Известный швейцарский мыслитель Альберт Швейцер (1875—1965) говорил о том, что культура — итог достижений всех людей, человечества в целом во всех направлениях отношений с миром, а Э. В. Соколов пишет, что культура — социальная память человечества [279].

Культура в каждом обществе существует благодаря преемственности. На любом этапе существования общества мы найдем три ступени культуры. Первая включает в себя все, что было создано предыдущими поколениями, и каждое явление культуры — опредмеченное знание. Эта ступень и является фундаментом, на котором зиждется культура общества, это его богатство и источник дальнейшего развития. Вторая ступень — степень освоения культурного богатства живущим поколением. (Термин “освоение” предполагает не только осведомленность о наличии некоторых фактов культуры прошлого, но и распредмечивание заложенного в них знания и, главное, способность им воспользоваться.) Мера этого освоения — и есть мера культуры современного общества. Чем полнее осваивается культура прошлого, тем большими возможностями располагает общество в своем прогрессе. Третья ступень — и есть творческая деятельность живущего поколения. Эта деятельность зависит от степени освоения прошлого, и если оно было недостаточным, то возможен застой в развитии культуры, за которым может последовать ее разрушение. Примеры такого процесса можно найти в истории многих культур прошлого.

Культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, способы трудовой и другой деятельности, традиции и формы организации жизни в обществе живут исключительно в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано не только с тем, чтобы эта информация не исчезла, но и с тем, чтобы она была востребована каждым следующим поколением. Утрата культурной информации может привести к деградации общества. Об этом говорят не только исследования ученых, связанные с культурами исчезнувших цивилизаций, но и произведения писателей, которые звучат как предостережения человечеству.

Итак, мы рассмотрели некоторые наиболее распространенные определения культуры. Однако то, что мы перечислили и объяснили, не исчерпывает ни онтологически[8] (по особенностям бытия), ни феноменологически[9] (в своих проявлениях) такого сложного явления, как культура. Каждое из уже названных определений выделяло какой-либо один принцип, лежащий в основании культуры. Между тем существуют и такие определения культуры, которые пытаются охватить культуру как систему, как можно в более полном ее выражении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.