Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Издержки производства в долгосрочном периоде 2 страница




Правило минимизации убытков: фирма всегда минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде при таком объеме производства, при котором МС = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC.

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия (рис. 13.2), необходимо выполнение следующих трех условий:

фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия, а это означает, что МС = MR, т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;

каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);

не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

Все три условия долгосрочного равновесия обобщенно можно записать в виде следующего уравнения: Р = MR = MC = min АТС.

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

12. Социально-экономические последствия деятельности монополий.

Характерные черты чистой монополии. Издержки, цены, доход, предложение и спрос в условиях чистой монополии. Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом. Общественные издержки монопольной власти. Х-неэффективность. Способы поощрения конкуренции и сдерживания монополизма. Специфика российского антимонопольного законодательства и проблемы его совершенствования.

Характерные черты чистой монополии:

Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист — это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, в данном случае слова «фирма» и «отрасль» — синонимы.

2. Нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а «соглашается с ценой».

Это связано с незначительностью ее доли совокупного предложения. Чистый монополист, напротив, «диктует цену», поскольку он контролирует общий объем предложения данного продукта. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может изменить его цену, манипулируя количеством предложенного продукта.

4. Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов по определению. Но в чем же причина отсутствия конкурентов? Оказывается, возникновение монополии обусловлено существованием барьеров для вхождения в отрасль. Причем барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и т.д. Определенные препятствия позволяют монополии удерживать конкурентов от вхождения в отрасль, другими словами, в условиях чистой монополии вхождение в отрасль заблокировано.

5. Реклама. Как же отсутствие заменителей продукции монополистов отражается на их рекламной деятельности? В зависимости от типа предлагаемого продукта или услуги монополист может рекламировать их, а может и отказаться от рекламы. Например, чистый монополист, продающий такой предмет роскоши, как бриллианты, мог бы разместить рекламу во многих изданиях, чтобы увеличить спрос. В результате некоторые люди, вместо того чтобы поехать в отпуск, купили бы разрекламированные бриллианты. Коммунальные предприятия, напротив, не видят смысла в широкой рекламе своих услуг и продуктов, поскольку люди, которым нужна вода, газ, электричество или телефонная сеть, знают, к кому обращаться.

Издержки, цены, доход, предложение и спрос в условиях чистой монополии:

Равновесие в краткосрочном периоде. Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество q товара, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков.

 

 
 

a) убытки

 

Как видно из рис. 15, фирма производит такой объем товара qе, при котором MR = MC. Цена Ре при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D. Если цена Ре превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 15а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске объема товаров qе равны цене (кривая АТС1 на рис. 15б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.

Когда же суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рис. 15б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

Поскольку у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р = МС, при монополии универсальное правило 2 (МС = MR) выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС < Р) и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой D.

Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии. Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qе (когда МС = MR) имеет вполне конкретную (Ре на рис. 15) величину. Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рис. 15а показывает, что выпуская qа единиц товара (где суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке (цена Ра выше Ре, а средние суммарные издержки ниже).

Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до qе: теряя в «удельной» прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль. Наконец, в-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рис. 15б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

Равновесие фирмы-монополиста в долгосрочном периоде. Если фирма является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли. Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм.

Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

Барьеры подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также создаются, когда условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Наконец, естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать систему сбыта продукции и т.п. Это зачастую приводит к серьезным затратам, что останавливает потенциальных производителей данного товара при внедрении в отрасль.

Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

В связи с тем, что монополист обязательно сокращает объемы производства до уровня ниже потенциально возможных ради получения монопольной прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, принимаются антимонопольные законодательства.

В системе экономических отношений выделяют естественные монополии. Традиционно монополия трактуется как рыночная ситуация, характеризующаяся такими условиями производства, которые обеспечивают экономию на масштабах производства, а также технологическую надежность и доступность услуг для потребителя.

В России в соответствии с Федеральным законом1 естественная монополия рассматривается как «состояние товарного рынка при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем спрос на другие виды товаров». Естественные монополии в России регулируются в следующих сферах:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 

Практически во всех странах с развитой экономикой осуществляется реформирование естественных монополий, нацеленное на создание конкурентной среды, снижение издержек и цен и в целом на повышение эффективности данных отраслей экономики. В России также проводится реформирование естественных монополий.

Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом:

Стремящийся к прибыли монополист использует то же логическое обоснование, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Точнее говоря, фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC).

Сравнение столбцов (4) и (7) табл. 24-1 показывает, что максимизирующий прибыль объем продукта составляет пять единиц; пятое изделие является последней единицей продукции, чей предельный доход превышает предельные издержки. Какую цену назначит монополист? Из данных табл. 24-1 (столбцы 1 и 2) видно, что есть только одна цена, при которой пять единиц могут быть проданы, - 122 дол.

Графически этот анализ представлен на рис. 24-4 (Ключевой график), где данные о спросе, предельном доходе, средних валовых издержках взяты из табл. 24-1. Сравнение предельного дохода и предельных издержек снова показывает, что максимизирующий прибыль объем продукта составляет пять единиц, или количество Qm. Единственная цена, при которой Qm может быть продано, определяется путем восстановления перпендикуляра вверх от максимизирующей прибыль точки на оси продукта и затем под прямым углом от точки, в которой он достигает кривой спроса, до вертикальной оси. Найденная цена равна Pm. Чтобы назначить цену выше, чем Pm монополист должен сдвинуться вверх по кривой спроса; это означает, что продажи опустятся ниже максимизирующего прибыль уровня Qm. Если монополист назначит цену меньше, чем Pm, это вызовет рост объема продаж сверх максимизирующего прибыль уровня. РИС. 24.4

Столбцы (2) и (5) табл. 24-1 показывают, что при пяти единицах продукции цена продукта - 122 дол. - превышает средние валовые издержки в 94 дол. Экономическая прибыль, следовательно, равна 28 дол. на единицу продукции; валовая экономическая прибыль тогда составит 140 дол. (5 х 28 дол.). На рис. 24-4 прибыль на единицу продукции показана отрезком А Pm а совокупная экономическая прибыль вычисляется путем умножения прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства Qm.

Максимизирующая прибыль комбинация производства и цены может быть определена путем сравнения валового дохода и валовых издержек, имеющих место при каждом возможном уровне производства. Используя данные столбцов (3) и (6) табл. 24-1, читатель может проверить все выводы, к которым мы пришли, проводя анализ на основе сопоставления предельного дохода с предельными издержками. Аналогично построение графика зависимости валового дохода и валовых издержек от объема продукта также покажет, что максимальная прибыль достигается при пяти единицах.

Издержки «погони за прибылью». Экономисты используют термин издержки «погони за прибылью» при определении деятельности по использованию доходов или богатства, а также специфических ресурсов или общественных фондов для поддержания монополии. Мы знаем, что монополист может зарабатывать экономическую прибыль в течение долгосрочного периода. Следовательно, неудивительно, что он может пойти на значительные расходы, чтобы получить или сохранить монопольные привилегии, гарантируемые государством. Монополистический барьер для вхождения в отрасль может быть обусловлен законодательством или особой лицензией, выдаваемой государственными органами, как, например, в радио- и телевизионном вещании. Стремясь поддержать или увеличить обусловленные этим положением экономические прибыли, монополист может израсходовать значительные суммы на легальные платежи, «обработку» членов Конгресса, рекламу, связи с общественными организациями, чтобы склонить правительство к обеспечению привилегированного положения или его сохранения. Эти расходы ничего не добавляют к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Издержки «погони за прибылью» могут привести к более высоким совокупным издержкам и большим потерям эффективности, чем показано на рис.24-4

В условиях чистой монополии производитель максимизирует прибыль, производя объем продукции, при котором MR = МС. В этом случае прибыль составляет АPmна единицу продукции, а совокупные прибыли измеряются белым прямоугольником.

X-неэффективность. В то время как эффект масштаба может свидетельствовать в защиту монополии лишь в немногих случаях, понятие Х-неэффективности показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям.

С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низкие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. С другой стороны, существуют факты, что X-неэффективность - неспособность производить продукцию при наименее дорогой комбинации затрат - более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам, и что монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии, предоставленные государством.

Все кривые средних издержек, использованные в этой и других главах, основаны на допущении, что фирма выбирает из существующих технологий именно ту, которая является наиболее эффективной, или, другими словами, ту технологию, которая позволяет добиться минимума средних издержек для каждого уровня производства. X-неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек. На рис. 24-6 X-неэффективность представлена издержками на единицу продукции АТС x (в противоположность АТС c) для объема Qc и средними издержками АТС 'x (а не АТС m) для объема Qm. Любая точка над кривой средних издержек на рис. 24-6 достижима, но отражает внутреннюю неэффективность, или «плохой менеджмент».

Эта диаграмма показывает, что Х-неэффективность - неэффективная внутренняя деятельность фирмы - приводит к более высоким, чем необходимо, издержкам. Например, издержки на единицу продукции могли бы быть равны АТС x, а не АТСc для Qc единиц продукции и АТС 'x, а не ATCm для Qm единиц продукции.

Почему же имеет место X-неэффективность, которая, очевидно, ведет к снижению прибыли? Ответ состоит в том, что цели менеджеров, например рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение работой некомпетентных родственников и друзей, могут противоречить задаче минимизации издержек. X-неэффективность может также возникнуть на той фирме, где недостаточно простимулированы работники или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета расчетов издержек и доходов.

Для нашего анализа уместен вопрос: являются ли монополистические фирмы более чувствительными к X-неэффективности, чем конкурирующие производители? Вероятно, действительно более чувствительны. Теоретически фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными. Монополисты и олигополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению X-неэффективности.

Эмпирические данные об X-неэффективности в основном представлены в виде анекдотических случаев и отрывочных сведений, но тем не менее они наводят на мысль, что X-неэффективность тем больше, чем меньше уровень конкуренции. Например, согласно обоснованным оценкам, X-неэффективность может составлять 5% или более издержек монополистов, но только 3% издержек «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60% общего объема продукции. По мнению специалиста, «данные фрагментарны, но убедительны. X-неэффективность существует и в большей степени подвержена снижению, когда давление конкурентов сильно, чем когда фирмы обладают изолированным рыночным положением».

Способы поощрения конкуренции и сдерживания монополизма:

Способы поощрения конкуренции:

1)доступность и удешевление кредитов;

2)информативность (как открыть бизнес и т.д.);

3)уменьшение административных барьеров (чтобы бизнес было открыть действительно просто).

Сдерживание монополизма осуществляется государством и его органами (проводится так называемая демополизация):

сокращение прибыли монополистов за счет высоких налогов;

устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления

на цены в высококонцентрированных отраслях);

устанавливается государственная собственность на монополии;

осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;

государство проводит специальную антитрестовскую политику.

Специфика российского антимонопольного законодательства и проблемы его совершенствования:

Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений:

1. Стимулирование предпринимательства;

2. Развитие конкурентных начал;

3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики.

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный.

Прямой - включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке.

косвенного регулирования - относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году - закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 года Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии” “МЭ и МО”, 1999 г., №7.

Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.

В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике.

Несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в РФ:

1. Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

2. Принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

3. Малый бизнес так и не получил должного развития.

Специалисты по антимонопольной политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики и развития конкуренции:

1. Наладить антимонопольный контроль над проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 2003 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 222 млрд. рублей);

2. Ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

3. Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

4. Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

13. Монополистическая конкуренция, ее основные черты.

Сущность и элементы монополистической конкуренции. Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции. Особенности равновесия в долгосрочном периоде для монополистической конкуренции. Роль маркетинга на рынке монополистической конкуренции.

Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов, хотя четких границ здесь нет. Однако важно отметить тот факт, что каждое предприятие в определенных рамках обладает контролем над ценой.

Теория монополистической конкуренции была направлена на уничтожение «стены» между конкуренцией (полной или неполной) и монополией, соединяя их друг с другом и не устраняя различия между ними. Таким образом, введение в качестве объекта исследования монополистической конкуренции положило конец биполярной классификации рынка.

Монополистическая конкуренция включает в себя переплетение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии.

Признаки:

в отрасли действует много предприятий и имеется достаточно свободный вход в эту отрасль и выход из нее;

все предприятия отрасли имеют определенную возможность «назначать» цену на производимый ими товар, так как каждое из них продает товар, отличный от товаров других предприятий.

Кривая спроса отдельного предприятия в условиях монополистичепской конкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Следовательно, дифференциация товара означает, что предприятия отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром, но и достаточно различные, для того чтобы товаропроизводитель чувствовал некоторую свободу в отношении «назначения» цены на свой товар.

Кривая спроса отдельного предприятия имеет падающий характер. Его эластичность выше, чем эластичность спроса отрасли, так как на рынке продаются товары-заменители, производимые другими предприятиями. Падающий характер кривой спроса указывает на возможность получения предприятием монопольной прибыли в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономическая прибыль всех предприятий отрасли становится равной нулю.

Рис. 22.1. Прибыль и убытки в краткосрочном периоде и равновесие в долгосрочном интервале

На рис. 22.1 наглядно представлено положение предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Как мы уже знаем, предприятие будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, ориентируясь на такой объем выпуска продукции, который соответствовал бы совпадению (равенству) предельных издержек и предельного дохода (Дпред. = Ипред). На рис. 22.1 это — точка К. Ей соответствует объем производства QК .

При этом если кривая средних общих издержек занимает положение, то предприятие получает максимальный объем прибыли, соответствующий площади заштрихованного прямоугольника Ц0БАЦ1 . Если кривая средних общих издержек окажется выше кривой спроса предприятия (С) и займет положение, характеризуемое , то предприятие будет нести убытки, соответствующие площади прямоугольника Ц0БВЦ2 . В первом случае экономическая прибыль вызовет приток капиталов, и в результате обострения конкуренции она будет сведена на нет. Во втором случае произойдет отток капиталов из отрасли (бегство капитала), и в итоге будут созданы условия для получения нормальной прибыли.

Особенности равновесия в долгосрочном периоде для монополистической конкуренции:

В долгосрочном периоде в результате миграции капиталов и других факторов производства в рамках внутри- и межотраслевой конкуренции формируется тенденция безубыточного функционирования предприятий, когда они получают нормальную прибыль, но экономическая прибыль становится равной нулю. На рис. 22.1 такая ситуация характеризуется положением кривой средних общих издержек когда предприятие не получает прибыли, но и не несет убытков, т.е. при максимизирующем прибыль объеме производства фирма просто покрывает свои издержки и получает нормальную прибыль.

Однако описанная картина долгосрочного равновесия не столь идеальна, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что существует целый ряд усложняющих обстоятельств, которые вызывают сбои в таком механизме монополистической конкуренции. Нередко конкуренты не в состоянии воспроизвести товары и предоставить услуги, которые производятся и оказываются уже закрепившимися на этом рынке предприятиями. В качестве примера можно назвать выгодное местоположение предприятия или наличие у него патента. Кроме того, могут существовать и финансовые барьеры для вступления в отрасль, а экономические прибыли не столь значительны, чтобы идти на риск инвестирования капитала. Наконец, дифференцирование производителей на основе их размещения и доступности может породить ситуацию длительного функционирования предприятия в условиях получения прибыли ниже нормального уровня или очевидных убытков, но которая обеспечивает дальнейшее существование данного рода бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.