Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра как средство воспитания




SS

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИГРЫ

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Среди большого многообразия средств физического воспитания играм принадлежит особое место. Их значение выходит далеко за рам­ки тех представлений, с которыми мы обычно подходим к оценке средств физического воспитания.

Появление и использование игр в воспитательных целях относится к самым ранним этапам становления человеческого общества. Игры выступают как средство передачи опыта и подготовки к жизни. Тру­довые процессы, и прежде всего охота первобытного человека, требо­вали силы, ловкости, выносливости и специальных навыков. Игровая форма обучения, с помощью которой опыт старшего поколения пере­давался младшему, способствовала накоплению и передаче знаний и в конечном итоге определила победу человека в борьбе с природой.

Игровая деятельность присуща человеку. В ней с самых первых шагов жизни^ находит свое выражение потребность в творческой дея­тельности.

Формы проявления игры чрезвычайно многообразны. Вместе с раз­витием человеческого общества они непрерывно совершенствуются и усложняются. Область игры сейчас неизмеримо расширилась. В об­ласти физического воспитания она определяется как «добровольное удовлетворение нематериальной потребности индивида в физической и эстетической активности через посредство творческой общественно значимой деятельности»*.

Сложность того, что принято называть игрой, нагляднее всего об­наруживается при знакомстве с различными теориями, объясняющими происхождение и значение игры. Учеными выдвинуто множество пред­положений и точек зрения. Но все они сгруппированы вокруг двух основных. Одни утверждают извечность, неизменность игры и ее пер­вичность по отношению к труду. Другие, наоборот, считают, что именно труд порождает игру и определяет ее содержание и развитие. Борьба этих двух противоположных точек зрения отражает борьбу взглядов материалистов и идеалистов, борьбу марксистской и буржузной фило­софской мысли.

Проявление идеализма в вопросах происхождения и значения игры выражается в отстаивании метафизического взгляда о непознаваемо­сти сущности игры, в которой будто бы проявляется бессознательное стремление, вызываемое некими таинственными силами. Тем самым утверждается извечный характер игры и ее первичность по отношению ко всем другим социальным явлениям. Отсюда следует тезис, что между

* А. Д. Новиков, В. Г. Гришин. «Игра и спорт». «Теория и практика физической культуры», 1973, №3, стр. 8—12.


 




игрой человека и животных нет принципиальной разницы, как нет сходства между игрой и трудом.

Эти ложные посылки влекут за собой такие же практические ре­комендации. Придерживаясь теории «свободной игры», идеалисты ра­туют за свободу «самовыражения» и отрицают необходимость педаго­гического руководства деятельностью играющих. Во что и как играют дети, таким «теоретикам» безразлично. Однако они сознательно куль­тивируют игры, в которых господствует культ силы, утверждая, что в них находит выход присущий человеку инстинкт агрессии и разру­шения.

Совсем иначе понимается роль и значение игр в социалистическом обществе. Основоположники марксизма-ленинизма, указывая на важ­ность всестороннего умственного, физического и нравственного вос­питания, неоднократно подчеркивали значение использования игр с этой целью.

Ученые-марксисты показали историческую роль труда в процессе становления человека. Им же принадлежит заслуга правильного истол­кования значения игры, ее происхождения и связи с трудом.

Г. В. Плеханов первым высказал мысль, что в жизни человеческого общества труд старше игры. Он отвергал попытки отождествлять игры животных и человека.

В играх находят свое отображение окружающая действительность или материальные условия жизни человеческого общества. Это отоб­ражение является продуктом сознания, которое присуще только че­ловеку.

Игра — это процесс моделирования реальных жизненных условий. И смысл его заключается в том, что связанные с ним упрощения об­легчают приобретение жизненно необходимых навыков и умений. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием. И именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, спо­собствующие формированию целостной личности человека.

Первоначально стремление играть возникает как подражание тому, что привлекает внимание ребенка. Труд родителей, прочи­танное и услышанное — все это может стать содержанием игры. И чем больше накопленный опыт, тем богаче сюжет игры, сложнее взаимо­отношения между играющими.

Коллективность действий и появление тактики в игре становятся возможными благодаря способности человека мыслить. В свою очередь, и сами эти качества в процессе игры непрерывно совершенствуются. Таким образом происходит взаимное обогащение: усложняется содер­жание игровой деятельности и углубляется ее воздействие на форми­рование этих качественных особенностей человека.

В историческом плане игра оказалась одним из тех необходимых мостиков, который соединил поколения, позволил человеку накапли­вать и передавать опыт.

Возникнув в труде, игра к труду же и готовит. И хотя она отли­чается от труда, так как не преследует целей создания каких-либо ма­териальных ценностей, новее же отражает его основные признаки. Это прежде всего реальная сознательная деятельность, вызывающая сход-


ные психические и эмоциональные реакции. Поэтому в жизни ребенка игра предшествует труду.

Содержание игр тесно связано с производственными отношениями и трудовыми процессами. Неизбежные изменения в этой области вызы­вают отмирание одних и рождение других игр. Этот непрерывный процесс развития лучше всего опровергает утверждения об инстинктив­ном характере игры и связанной с ним неизменности ее содержания. В этом также коренное отличие игр человека от так называемых «игр животных», содержание которых не поднимается выше врожденного инстинкта.

Уже в Древнем Египте и Древней Греции игры были превращены в одно из самых активных средств воспитания. И тогда же в принципах использования игр начали проявляться интересы господствующих классов. В современном капиталистическом обществе они стали сред­ством приобщения юного поколения к буржуазной идеологии.

Возможности использования игр в воспитательных целях чрезвы­чайно разнообразны. Особую ценность представляет тот факт, что в период самого активного формирования — в детские и юношеские годы — игровая деятельность занимает наибольшее место.

Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный ха­рактер, то позднее она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию.

Различают три основные группы игр: творческие, подвижные и "портивные.

Начальные элементы игровой деятельности появляются у ребенка довольно рано (с шести месяцев). В них еще мало проявлений условно-рефлекторной сознательной деятельности. Большинство действий носит характер простой реакции на появление в поле зрения новых предметов. Но по мере накопления двигательного опыта и развития речи игровая деятельность ребенка усложняется. Игры приобретают осмысленный характер. В этот период основное место занимают так называемые творческие игры. Отличительная особенность их заклю­чается в наличии сюжета (фабулы), самостоятельно создаваемого ре­бенком. В соответствии с ним происходит перевоплощение играющих.

Творческие игры очень разнообразны. Особое место среди них занимают конструктивные (строительные) игры, в которых дети строят, конструируют.

Подвижными называются игры, содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. По­буждающим мотивом игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и целыми коллективами. Взаимоот­ношения и поведение играющих регулируются правилами и судейст­вом.

Множество подвижных игр делят на три основные группы, отличи­тельным признаком которых является характер складывающихся в игре


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.