Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественной теории и методики игр




S7


отношений. Различают игры некомандные, переходные к командным и командные.

В некомандных играх отсутствует коллективность цели — каждый играющий действует независимо от других.

В переходных играх появляются элементы согласования действий внутри отдельных групп играющих. Вначале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуются группы, в которых при решении отдельных частных задач приходится действовать согласо­ванно.

В командных играх соревнование проходит между целыми игро­выми коллективами — командами. Действия отдельных участников здесь подчинены интересам всего коллектива. Достижение поставлен­ной цели осуществляется главным образом согласованными действиями играющих.

Сложность игр находится в прямой зависимости от характера игро­вых взаимоотношений. Чем элементарнее эти отношения, тем проще содержание игры. Наибольшей сложностью отличаются командные игры, где наряду с совершенством владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллек­тива.

В этом отношении командные игры близки к спортивным, представ­ляющим собой высший этап развития игровой деятельности.

В физическом воспитании детей и подростков подвижным играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающийся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности од­новременного воздействия на моторную и психическую сферу лично­сти занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и вы­бора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс про­текания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функ­циональной деятельности.

Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспи­тывать умение контролировать свое поведение, способствует появлению таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к со­пернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стрем­ление к совершенствованию — все эти качества могут успешно фор­мироваться под влиянием занятий подвижными играми.

Чрезвычайно разнообразно образовательное значение игр. С их помощью осуществляется развитие двигательных качеств, и прежде всего быстроты и ловкости. Одновременно происходит совершенст­вование двигательных навыков. Под влиянием игровых условий эти навыки быстрее закрепляются и совершенствуются. В свою очередь,


и проявление двигательных качеств становится все более полным и разнообразным.

Двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Раз­вивается способность к сложной комбинаторике движений.

Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигатель­ного аппарата.

Условия соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений.

Чередование моментов относительно высокой интенсивности с пау­зами отдыха и действиями с небольшим напряжением позволяет играющим выполнять большой объем работы. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физио­логического состояния растущего организма и поэтому оказывает благоприятное влияние на совершенствование деятельности систем кровообращения и дыхания.

Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широко­го использования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т. д.— это ни с чем не сравнимое средство закаливания и ук­репления здоровья. Полноценное использование естественных фак­торов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Глубина и разносторонность воздействия делают игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр в определенной системе и в сочетании с другими средствами обеспечи­вает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера строителей коммунистического общества.

По выражению А. М. Горького, игра — это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» *.

Русская педагогическая мысль издавна проявляла большой ин­терес к играм. В развитие теории и практики использования игр в на­родном образовании внесли.свой крупный вклад такие выдающиеся мыслители, как Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Бе­линский, Д. И. Писарев. Они высоко ценили народные игры и видели в них мощное средство нравственного воспитания личности. Этой же точки зрения придерживался и виднейший русский педагог К. Д. Ушинский. Он подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой.

Эту мысль в дальнейшем развил и оформил в научно обоснованную систему виднейший ученый П. Ф. Лесгафт. Одним из первых он дал теоретическое обоснование игр как средства физического воспитания. Игру он считал упражнением, посредством которого ребенок готовится

* А. М. Г о р ь к и й. О молодежи и детях. М., «Молодая гвардия», 1938, стр. 149.


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.