Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обучения и тренировки




5 7-163 129

S


 
 

имеющих «снайперов», ведущих атаку бро­сками с ближней дистанции и главным об­разом через центровых игроков.

В этом случае защитники возвращают­ся к своему щиту и здесь ожидают напа­дающих. Подопечных они держат плотно только в зоне, непосредственно прилегаю­щей к области штрафного броска. На остальной части площадки они их не пре­следуют, создавая численный перевес на ближних подступах к щиту. Защитника, действующего против игрока с мячом, всегда подстраховывают ближайшие партнеры. Ес­ли мяч находится у боковой линии, иг­роки с противоположного края оттягива­ются к самому центру площадки.

Зонная защита основана на использовании территориального принципа организации обороны. Для этого прилегающая к щиту часть площадки делится на несколько зон, в каждую из которых встает один защитник. Он отвечает за действия игрока, появляющегося в этой зоне. В случае необходимости он перемещается в соседнюю зону и помогает своим партнерам.

Такой принцип организации обороны облегчает взаимодействие и позволяет создавать численный перевес на главном направлении атаки соперника. Поэтому зонная защита обеспечивает довольно прочную оборону на ближних подступах к щиту.

Если при личной защите защитники основное внимание уделяют своему игроку, то здесь главное внимание обращается на мяч. И поэ­тому все игроки непрерывно перемещаются вместе с мячом.

Положительные стороны зонной защиты: ярко выраженная кол­лективность действий защитников, облегчение борьбы с высокорос­лыми игроками под щитом, ускорение перехода от защиты к напа­дению быстрым прорывом.

Зонная защита имеет и свои минусы (слабость в борьбе с дальними бросками, подверженность численному перевесу на отдельных участ­ках площадки, недостаточная эффективность при игре против команды, ведущей в счете и затягивающей игру).

Зонная защита имеет несколько вариантов, определяющихся по расстановке игроков: 2—3, 3—2, 2—1—2, 1—3—1, 2—2—1 и 1—2—2.

Зона 3—2. Этот вариант используют против команд, ведущих атаку бросками с дистанции и индивидуальными проходами к щиту. Два рослых защитника занимают зоны под щитом, а трое выдвигаются за линию штрафного броска. Труднее всего здесь бороться с бросками из углов площадки. Эту угрозу ликвидируют выходом из-под щита ближайшего защитника. Второй защитник смещается в этом же на­правлении, и зону, освободившуюся под щитом, занимает один из игроков первой линии (рис. 61).

Зона 2—3 — это наиболее распространенный вариант расста­новки игроков. Его главное преимущество состоит в укреплении вто-


рой линии защиты, обеспечивающей активную борьбу с соперником под щитом. Три самых высоких защитника занимают места под щитом, а два быстрых агрессивных игрока располагаются за линией штраф­ного броска (рис. 62). Основной недостаток этого варианта зонной защиты заключается в трудности борьбы с дальними бросками от боковой линии и по центру. Чтобы устранить этот недостаток, защи­щающиеся прибегают к перемещению игроков со второй линии на первую, принимая расстановку 3—2.

Зона 2—1—2. Применяемая в этом случае расстановка близка к предыдущей. Отличие заключается лишь в том, что средний игрок второй линии выдвигается к линии штрафного броска. Таким образом зона составляется не из двух, а из трех линий. Это укрепляет защиту в наиболее важном пункте — центре области штрафного броска. К та­кой расстановке прибегают главным образом против команд, в кото­рых атаку ведет центровой игрок, действующий вблизи штрафной линии.

Зона 1—3—1. Этот вариант прежде всего используется против команд, играющих с одним или двумя рослыми игроками, один из

 

которых располагается на линии штрафно­го броска. Под щитом встает рослый, под­вижный и хорошо ориентирующийся за­щитник. Самый высокий занимает пози­цию в центре. Впереди играет самый быстрый и агрессивный игрок. На флан­гах занимают места рослые и быстрые защитники. Такой расстановкой защища­ющаяся команда как бы приглашает ата­ковать дальними бросками, но наглухо закрывает область штрафного броска. Углы площадки закрывают, смещаясь, ближай­шие игроки (рис. 63). Между мячом и щи­том защитники стараются постоянно иметь не менее трех игроков.






Зонный прессинг — это разновидность зонной защиты, применяю­щаяся при расстановке игроков по всей длине площадки.

Такой вид защиты появился сравнительно недавно и быстро пре­вратился в самый эффективный способ активной обороны. Сущность его в том, что обороняющиеся сосредоточивают свои усилия не против всех игроков, а только против того, кто владеет мячом. В результате игрока с мячом постоянно атакует численно превосходящий сопер­ник, что значительно усложняет действия нападающих и требует от них высокого технического и тактического мастерства.

Различают зонный прессинг на всей площадке, на 3/4 площадки и на половине площадки.

Зонный прессинг на всей площадке. Этот вариант защиты наибо­лее агрессивен. Он применяется при введении мяча в игру из-за лице­вой линии.

Площадка делится на три продольные зоны, которые определяют расстановку игроков и их функции. При любой расстановке все три зоны обязательно заполняются. Причем центральная зона приобрета­ет особую важность и оказывается наиболее насыщенной. При зонном прессинге используют различные варианты расстановки, основными из которых являются 3—1—1 (рис. 64), 1—2—1—1 (рис. 65), 3—2 (рис. 66).

Действия играющих определяются местом мяча на площадке. Условно выделяют три зоны действия (рис. 67).

В первой зоне все усилия защищающихся направлены на перехват мяча при вбрасывании.

Защитники действуют смело, рискованно, зная, что в этот момент у них численный перевес (5x4).

Главная задача во второй зоне — отбор мяча. Он осуществляется атакой двух защитников на игрока с мячом.

В третьей зоне команда переходит к обычным вариантам зонной защиты, стараясь не дать сопернику выполнить прицельный бросок по кольцу (до истечения 30 сек.).

Расстановка игроков при зонном прессинге 3—1—1 показана на; рис. 68.

Если перехватить первую передачу им не удается, то они перестра­иваются и начинают организовывать давление на игрока, получившего : мяч. Опекающий игрок сближается с ним и атакой со стороны боковой линии вынуждает его к ведению к центру площадки. Здесь его встре­чает игрок 2, и вместе с игроком 3 они стараются остановить его и отобрать мяч. Остальные играют вперехват (рис. 69).

Если же игрок 3 поведет мяч вдоль боковой линии, то на помощь защитнику 3 приходит защитник 4 (рис. 70).

Зонный прессинг на 3/4 площадки. Этот вариант прессинга отли­чается тем, что команда сужает круг своих задач и стремится отнять мяч у игроков, получивших его после вбрасывания. В качестве исход­ной могут применяться различные расстановки, но чаще других 1 —2— 1—1 и 2—2—1.

Зонный прессинг на своей половине площадки. Этот вариант, как и предыдущие, используют, чтобы отобрать мяч у соперника. Для


этого чаще всего прибегают к расстановкам 3—2, 1—2—1—1, 1—3—1.

Как только игрок с мячом появляется за средней линией, его сразу же атакует ближайший защитник. К атаке на ведущего подключается защитник, в зону которого ведет мяч нападающий. Остальные игроки смещаются, оставляя свободными игроков на дальней от мяча стороне, и перекрывают возможные направления передачи мяча под щит и поперек площадки. Особенно энергично атакуют игрока, ведущего мяч вдоль ограничивающих линий площадки (рис. 71).

При использовании зонного прессинга опасны следующие ошибки:

предоставление игроку с мячом свободы в выборе момента и спо­соба действия;

поспешность в атаке двумя защитниками игрока с мячом;

задержка с отступлением к своему щиту при передачах вперед;

слишком большая рассредоточенносгь защитников с переходом к плотному держанию ближайшего игрока.

Смешанная защита. Эта система основана на одновременном ис­пользовании принципов личной и зонной защиты. Недостатки одной из них удается ослабить за счет сильных качеств другой.

Смешанная защита ставит перед нападением дополнительные труд­ности: она прочна, и, чтобы преодолеть ее, необходима особая тактика.


 

Существуют следующие варианты сме­шанной защиты: 4+1 и 3+2.

Смешанная защита 4+1.

1-й в а р и а н т: «четверо играют зону, один держит персонально».

Этот вариант используют против ко­манд, в составе которых играет исключи­тельно сильный нападающий. В этом слу­чае защищающаяся команда при необходи­мости может создать численный перевес на том участке, где действует этот игрок.

Держать такого нападающего обычно поручают самому сильному защитнику. Остальные располагаются «квадратом» (2—2), «ромбом» (1—2—1) или 1—1—2.

2-й вариант: «четверо держат лич­но, один играет в зоне». Этот вариант используют, когда один из защитников малоподвижен и слабо играет в поле (обычно высокорослый центровой) или когда один из нападающих слабо владеет дальними бросками. Играющий в зоне за­щитник выполняет роль основного страху­ющего игрока и тем самым облегчает плот­ное держание остальных нападающих.

Смешанная защита 3+2.

1-й вариант: «трое играют в зоне, двое держат игроков». Это довольно распространенный способ защиты, применяющийся против команд, составленных из трех рослых нападающих и двух быстрых игроков. При этом против игроков передней линии применяется зона, которую образует три рослых защитника. Двух задних игроков опе­кают два агрессивных защитника.

2-й вариант: «двое играют в зоне, трое держат лично». Приме-

нение этого варианта возможно во встре­чах с командами, имеющими двух рослых центровых игроков. Чтобы успешно бо­роться с такими командами, защищающи­еся плотно держат трех -полевых игро­ков, в то время как два высоких защитника играют в зонах под щитом.

Обучение и тренировка — сложный и многогранный процесс. В нем принято выделять два этапа: начальное обучение и совершенствование.

От правильного освоения техники, так­тики игры и разносторонней физической

 

5*


подготовки на первом этапе обучения зависят дальнейшие успехи спортсмена.

Когда начинающий баскетболист освоит технику основных приемов и 'будет иметь представление о тактике игры настолько, что может быть включен в команду, готовящуюся к соревнованиям, он переходит к дальнейшему совершенствованию навыков и знаний. На данном этапе не исключается изучение нового материала, но основное внима­ние обращается на достижение максимальных результатов в проявле­нии двигательных и волевых качеств.

Следует отметить, что задачи физической, психологической, тех­нической и тактической подготовки решаются одновременно на каж­дом учебно-тренировочном занятии по баскетболу. Но на определенных этапах больше внимания уделяют одному или нескольким из этих разделов.

Прежде чем перейти к двусторонней игре по всем правилам, необ­ходимо сначала изучить основные технические приемы и дать представ­ление об основах тактики игры.

Однако это не значит, что двустороннюю игру нужно отнести на далекое будущее. Уже после 5—10 занятий новичкам необходимо предложить игру в баскетбол, но при этом сам процесс игры нужно тщательно регулировать и усложнять постепенно. Форсировать под­готовку, увеличивая время игры, не следует. Целесообразнее больше заниматься развитием физических качеств, изучением техники ин­дивидуальных и групповых тактических действий.

По мере освоения материала нужно включать более сложные при- -емы и действия, усложнять условия их выполнения. Большое значение имеет умелое сочетание изучения техники и тактики игры. Процесс обучения проходит эффективнее, если использовать не отвлеченные от игры упражнения в технических приемах, а органически связанные с игрой и представляющие определенные тактические действия.

Результаты обучения и тренировки во многом зависят от умелого подбора средств и методов подготовки и их рационального сочетания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.