Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая подготовка. Смешанная система за­щиты




МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Смешанная система за­щиты

Она строится на принципах систем личной и зонной защиты и таким обра­зом дополняет и усиливает их. Сме­шанная защита позволяет сковать инициативу сильнейших игроков со­перника и в то же время сосредото­чить главные силы на основном на­правлении атаки. Чаще всего она про­является в плотном держании одного-двух нападающих, в то время как остальные игроки располагаются в зоне. Такая защита называется «пять плюс один» (5+1) или «четыре плюс два» (4+2). В последнее время особен­но большое распространение получила защита 5+1.

Каждая команда должна иметь на вооружении несколько систем и вариантов защиты. В ходе игры их используют в различных сочета­ниях. Переход от одной системы к другой возможен и на протяжении одной атаки соперника, что дает защищающимся большие преимуще­ства: соперник вынужден неоднократно перестраиваться по ходу игры,. f а делать это очень трудно.

В процессе обучения и тренировки гандболисты овладевают спе­циальными знаниями, умениями и навыками, совершенствуют физи­ческие, психологические и морально-волевые качества.

На первом этапе занимающиеся знакомятся с правилами и основ­ным содержанием игры, изучают ведущие элементы техники, основы индивидуальной тактики, знакомятся с простейшими приемами команд­ных тактических действий.

На втором этапе происходит совершенствование изученного ранее и обучение новым, более сложным приемам техники и основам тактики игры в нападении и защите.

На третьем этапе начинается спортивная тренировка, ставящая целью — достижение высокого уровня владения техникой и тактикой, подготовку организма к максимальным нагрузкам и напряжениям.

Игра в гандбол предъявляет высокие требования к организму зани­мающихся. Чем выше уровень развития физических качеств, тем легче достичь спортивного мастерства. С совершенствованием функциональ-


мых возможностей организма увеличивается эффективность исполь­зования приемов техники и тактики игры.

Для общей физической подготовки гандболистов используют об-щеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и на снаря­дах; упражнения из легкой атлетики (бег, прыжки, метания), гимна­стики и акробатики, тяжелой атлетики, плавания и других видов спорта. Очень полезны разнообразные подвижные игры, а также фут­бол, хоккей, бадминтон.

Упражнения, включаемые в специальную физическую подготовку, принято делить на две группы: 1) упражнения для развития силы, быст­роты, выносливости, ловкости, быстроты реакции, ориентировки и других качеств; 2) упражнения, направленные на совершенствование приемов игры.

Для развития силы используют упражнения динамического ха­рактера, выполняемые в переменном темпе, для развития «взрывной» силы— упражнения с малыми отягощениями, выполняемые в макси­мальном темпе. Наиболее эффективны упражнения с весом, составля­ющим 30% максимального. Выполнение их до отказа позволяет раз­вивать не только силу, но и силовую выносливость.

Очень полезны упражнения с небольшими отягощениями при ов­ладении основными техническими приемами игры. В этом случае уда­ется увеличить силу, не нарушая структуру техники игровых прие­мов. Поэтому в тренировке гандболистов широко используют утяже­ленный мяч (до 600 г), упражнения с набивными мячами и на блочных аппаратах (с отягощением). В тренировки включают также разнооб­разные упражнения со штангой, гантелями, эспандером, резиновыми шнурами, с преодолением собственного веса и сопротивления парт­нера, бег в усложненных условиях (по песку, снегу) и т. п.

В гандболе одинаково важна как скорость отдельного движения, так и способность длительное время действовать в максимальном темпе. Быстроту развивают с помощью упражнений, выполняемых с наи­большей частотой в течение 4—6 сек. Их периодически повторяют с ин­тервалами отдыха. Такой повторный метод работы успешно сочетается с методом переменной и интервальной тренировки.

Для развития скоростных качеств и приобретения так называемой игровой скорости используют разнообразные упражнения, выполнение технических элементов с максимальной скоростью передвижения и учебные игры с сокращением времени, уменьшением размеров площад­ки и количества играющих. Большое значение имеют также различные виды скоростного бега, и особенно рывки на 20—60 м, всевозможные игры и эстафеты.

Основой скоростной выносливости является общая выносливость, развиваемая в процессе длительного выполнения упражнений с неболь­шой интенсивностью. Для развития специальной выносливости, наобо­рот, необходимы упражнения, выполняемые с повышенной интенсив­ностью. Поэтому выносливость у гандболистов развивают в процессе переменной и интервальной работы. Тогда интенсивность упражнений должна достигать 80% максимально возможной. В конце упражнения пульс может достигать 180 ударов в минуту, а само упражнение про-


должается 30—90 сек. и примерно столько же пауза для отдыха, в ко­торой пульс снижается до 120—140 ударов.

Основные упражнения, развивающие выносливость,— это кроссо­вый бег по пересеченной местности в сочетании с ходьбой и общераз-вивающими упражнениями, подготовительные и игровые упражнения, выполняемые продолжительное время (футбол, плавание, лыжи и 1 другие виды спорта, учебные игры и соревнования).

Совершенствуют выносливость, постепенно увеличивая нагрузку, повышая ее интенсивность, увеличивая темп и продолжительность вы-;; полнения упражнения.

Ловкость совершенствуется вместе с улучшением общей координа­ции, равновесия и ориентировки. Развивать ловкость (общую и спе­циальную) необходимо систематически.

Для этого используют упражнения с мячом и без мяча на огра­ниченном пространстве, подвижные игры, акробатические упражнения, спортивные игры (футбол, регби, хоккей) и другие виды спорта (прыж-1 ки в воду, бокс и т. п.), специальные упражнения в необычных усло­виях (с внезапной сменой ситуаций, усложнением противодействия соперника и др.).

Гандболистам необходимо постоянно совершенствовать гибкость (особенно вратарям) и прыгучесть. Для этого в тренировки включают упражнения, с помощью которых развивают гибкость в других видах спорта.

Целенаправленное развитие всех физических качеств помогает до­стичь гармонического единства их проявления в игровых, соревнова-|> тельных условиях.

Техническая подготовка

Овладение отдельным приемом происходит в определенной методи­ческой последовательности. Постепенно усложняются и внешние ус-■ловия. Если вначале движения выполняют без элементов соревнова­ния, то позднее включают элементы состязаний в точности и быстроте, а также упражнения с противодействием соперника. Сначала он пас­сивен, но постепенно его активность увеличивается. Возрастает и чис­ло условных соперников.

Совершенствуют изучаемые приемы в специальных игровых уп­ражнениях и учебных двусторонних играх.

Изучают технику одновременно с индивидуальной тактикой. В даль­нейшем осваивают приемы техники, необходимые при групповых вза­имодействиях, и основы командной тактики.

Обучение технике игры без мяча. Эти элементы технически проще других, поэтому изучают их в первую очередь. Сначала выполняют в замедленном темпе, без соперника, затем скорость увеличивают и включают сопротивление. Закрепление и совершенствование техники игры без мяча проводятся в эстафетах и в игровых условиях.

Вначале изучают бег и передвижение приставными шагами. За­тем переходят к остановкам, поворотам, бегу спиной вперед. Заверша-



•ется этот раздел изучением финтов и всевозможных сочетаний различ­ных способов передвижений.

Обучение технике игры с мячом. Это наиболее сложный и обширный раздел. Задача преподавателя — научить занимающихся не только правильно, но и разумно обращаться с мячом.

Обучение начинается с овладения способами держания мяча (одной рукой и двумя). Одновременно изучают ловлю и передачу: вначале ос­ваивают ловлю двумя руками и передачу согнутой рукой сверху, а за­тем — передачи другими способами. Ловлю одной рукой, финты и скрытые передачи изучают позднее.

К освоению ведения переходят после того, как занимающиеся ов­ладевают ловлей двумя руками и передачей одной рукой сверху. Веде­ние вначале выполняют по прямой, затем — с изменением направления и обводкой соперника. Этот раздел заканчивают изучением финтов в сочетании с ведением и другими приемами.

Броскам в ворота обучают после того, как освоена передача этим же способом. Занимающиеся вначале бросают мяч с места, затем после не­скольких шагов, на бегу, в прыжке и в падении. От бросков по центру постепенно переходят к броскам под все более острым углом к воро­там.

Вначале броски осваивают изолированно от других элементов, но в дальнейшем их все больше связывают с различными приемами, и осо­бенно с финтами.

Вначале осваивают финты с задержкой выполнения, с изменением направления, потом — с изменением способа передачи. В такой же последовательности изучают финты при бросках в ворота и обводку соперника. Вначале финт выполняют на месте и без сопротивления или в движении в замедленном темпе. Затем скорость выполнения увели­чивается и вводят соперника.

Технику игры в защите изучают параллельно с овладением прие­мами нападения, но при некотором опережении последних. После того как будут освоены стойка и передвижение приставными шагами, изучают перехваты при передачах, блокирование бросков в ворота, выбивание при ведении и «снятие» мяча при бросках. Изучаемый прием выполняют вначале изолированно, а затем при замедленном действии атакующего. Постепенно прием делают быстрее и быстрее. Далее включается выбор момента и способа противодействия, так как нападающему разрешается самому определять способ атаки. Закреп­ление и совершенствование проходят в игровых упражнениях с едино­борством и в двусторонних играх.

Изучение техники игры вратаря начинается с овладения стойкой и передвижениями. Затем обучают ловле и задерживанию мяча руками (в опорном положении), после этого — задерживанию мяча ногой (с ша­гом, с выпадом, в шпагате) и передачам мяча. Позднее осваивают при­емы задерживания мяча в прыжке с падением, финты, выходы на мяч. Вначале вратарь учится действовать в центре ворот, а потом — при бросках с крайних позиций.

Подводящими упражнениями служат те же приемы, выполняемые вне ворот и в облегченных условиях (набрасывание мяча, броски в


определенную точку и т. п.). Полезны также имитационные упраж­нения (без мяча).

В тренировке вратаря важное место занимают действия в услож­ненных условиях: броски с ближнего расстояния, отражение несколь­ких следующих подряд бросков; задерживание бросков после поворота к бросающему по сигналу и т. д.

Упражнения, используемые для технической подготовки, проводят в парах, шеренгах, колоннах, кругах, квадратах и треугольниках. Занимающихся делят на несколько подгрупп (в зависимости от коли­чества мячей и оборудования). Все упражнения выполняют поточно, с паузами для объяснений, исправления ошибок и отдыха. В дальней­шем совершенствование техники проходит одновременно с решением задач физической и тактической подготовки. Для этого используют ком­плексные упражнения, влияющие на развитие физических качеств и специальных двигательных навыков, а также индивидуальные и групповые упражнения в технике и тактике игры на своих позициях в команде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.