Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа №1. Тема работы: «Световые явления»




Контрольная работа №4

Тема работы: «Световые явления»

Работа проводится в конце учебного года (например, в середине мая, так, чтобы у учителя было некоторое резервное время на повторение и обобщение материала, пройденного в течение года). Акцент в работе делается опять-таки на понимание физической сущности явлений при минимальном использовании вычислений. Типовой вариант работы может выглядеть так, как это предлагается ниже.

1.Пользуясь понятием светового луча объяснить с помощью чертежа возникновение солнечного затмения.

2. Что происходит на поверхности любого зеркала и любой линзы: отражение света или его преломление?

3. Световой луч под некоторым углом, не равным нулю, внутри стекла падает на его границу с воздухом. Какой угол больше – падения или преломления? Ответ проиллюстрировать чертежом.

4. Построить изображение предмета, даваемое собирающей линзой, если сам предмет находится на расстоянии, большем двойного фокусного расстояния линзы. Дать характеристику изображение: прямое или обратное, увеличенное или уменьшенное, действительное или мнимое. Какой оптический прибор дает такое изображение – лупа, кинопроектор или фотоаппарат?

5. Как можно опытным путём (используя экран) отличить действительное изображение от мнимого?

Примечания.

В первом задании можно рассматривать затмение Луны, либо возникновение тени и полутени. Во втором задании существенно то, что на поверхности линзы реально имеют место и отражение света, и его преломление. В третьем задании, разумеется, можно рассматривать и обратную ситуацию – переход света в оптически более плотную среду.

В четвертом задании в разных случаях можно рассматривать разные расстояния от источника света до линзы: за двойным фокусным, между фокусным и двойным фокусным, ближе фокусного, и во всех случаях можно говорить о тех или иных оптических устройствах. В пятом задании возможна замена: указать особенности фокусного расстояния и оптической силы для собирающей и рассеивающей линзы и для плоского зеркала. Возможность изменения четвертого задания таким образом, чтобы в нем проверялось умение ученика пользоваться формулой линзы, оставляем на усмотрение учителя – подбор задач на эту тему зависит от степени подготовленности его учеников.

 

9 класс

Тема работы: «Кинематика и динамика прямолинейного движения»

Работа проводится в середине или ближе к концу второй четверти. В ней может быть три или четыре варианта задачи с различными числовыми данными, но решение задачи выполняется по единому алгоритму, а сама задача состоит из нескольких «блоков», касающихся отдельно кинематики и отдельно динамики прямолинейного движения. При этом проверяется не только умение учащихся работать с формулами, но и их умение самостоятельно строить графики. Решение одной такой задачи занимает весь урок, но проверяется на ней сразу очень многое. Типовой пример подобной задачи может быть, в частности, следующим.

Автомобиль массой 600кг трогается с места и разгоняется за 10 секунд до скорости 12м/с, после чего движется с набранной скоростью равномерно в течение 30 секунд. В течение всего времени движения на него действует внешняя сила сопротивления, равная 150Н. Для каждого участка движения найти: ускорение автомобиля; его перемещение; развиваемую двигателем силу тяги. Построить (взаимосвязано) графики зависимости от времени для скорости автомобиля, его ускорения, перемещения, силы тяги двигателя. Построить также чертежи для сил, действующих на автомобиль на каждом участке движения.

Примечания

Особенностью данной задачи является, во-первых, то, что она требует максимального внимания ученика к вычислениям, ибо каждый полученный им результат является условием для следующего этапа. Например, при неверно найденном ускорении неверными будут и результаты для перемещения при равноускоренном движении, для равнодействующей сил, действующих на автомобиль при его разгоне, а также графики в их «численной» части. Что касается вида этих графиков, то учащиеся должны понимать следующее. Для зависимости перемещения тела от времени должна получиться «прогнутая» парабола при равноускоренном движении, к которой подстраивается наклонная прямая, уходящая вверх для движения равномерного. Для ускорения и для силы тяги график имеет вид «ступеньки», но в одном случае она спадает до нуля (ускорение при равномерном движении), а в другом – до значения силы сопротивления, поскольку при равномерном сопротивлении сила сопротивления численно равна силе тяги и эти силы противоположны по направлению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.