Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учитель физики ГОУ лицей №1586




Е. Н. Юносов,

Учитель физики ГОУ СОШ №1741,

М. В. Пацина,

методист кафедры физики МИОО

 

ТУРНИР ЮНЫХ ФИЗИКОВ – лига юниоров

В последнее время все шире распространяется нестандартная форма соревнования учащихся - турниры по базовым дисциплинам. Турниры принципиально отличаются от уже ставших традиционными других форм соревнования. Турнир по своей форме не является ни олимпиадой, ни конференцией, хотя сочетает в себе черты и того, и другого. Одна из отличительных особенностей в том, что это командное состязание, которое состоит из отдельных этапов.

Турнир - это соревнование школьников в умении решать сложные и нестандартные задачи, убедительно представлять своё решение и отстаивать его в научных дискуссиях-боях. Своего рода - это форма решения научных проблем школьниками, которая сочетает в себе увлечённый поиск новых решений, стремление получить и использовать фундаментальные знания, спортивный интерес, ораторское мастерство. Турнир предполагает долгосрочное творческое сотрудничество школьников, учителей, студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов, служит целям поиска, воспитания и обучения.

 

В период с 5 мая по 9 мая 2009г. в городе Воронеже состоялся Первый турнир юных физиков для учащихся 7-х и 8-х классов.Турнир был организован Воронежским государственным университетом (председатель Оргкомитета Дервягина Е.И., зам. декана физического факультета ВГУ) при активной организационной поддержке Оргкомитета российского турнира юных физиков. В Турнире приняли участие 2 московские и 6 воронежских команд, показавшие высокий уровень подготовки и прочные знания основ физики.Три воронежские команды получили кубки победителей в командном зачёте: 1 место - сборная команда «Молодежь», 2 место – команда из 51 школы, 3 место - команда школы № 77. В личном зачете диплом за первое место достался Червинской Анастасии (гимназия им. Кольцова), а вторые места заняли Попов Владислав (школа 51, Воронеж) и Чемеков Дмитрий (школа 1741, Москва).

 

Идеология турнира максимально приближена к научной деятельности. Для успешного выступления учащиеся должны научиться работать с литературой, в ряде случаев овладеть навыками экспериментальной работы. Высокий уровень докладов команд был гарантирован тем, что творческие задания были поставлены в известность им за полтора месяца до начала турнира. Это предоставило возможность командам достаточно длительное время находиться в интенсивном поисковом состоянии, отыскивая решение, которое не могло быть единственным исходя из содержания задач.

Задачи турнира - это задачи открытого типа (т.е. не имеющие окончательного и однозначного решения), допускающие огромное разнообразие подходов. При этом заранее допускается, что задание выполняется коллективно. Допускается использование любых литературных источников, а также консультации со специалистами. Пусть в большинстве случаев решаемые задачи не являются действительными научными проблемами, но их решение учит детей мыслить, а это самое главное, чему мы можем их научить.

Именно использование таких заданий позволяло оценить не только уровень знаний участников, но и их ораторские способности, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, способность находить позитивные и негативные черты докладов соперников. Система розыгрыша предусматривала быстрое изменение ролей каждой из команд, стимулируя у их членов потребность мгновенно адаптироваться к новой игровой позиции лучше понимать состояние соперников. Каждое задание разыгрывалось одновременно тремя командами. Первая команда (докладчик) в течение десяти минут предлагала свой вариант решения задания; вторая (оппонент) должна была найти преимущества и недостатки этого решения.

Приведем примеры задач предложенных на первом Турнире юных физиков – лига юниоров.

  1. Плавание картошки.

В вашем распоряжении прозрачный сосуд, неограниченное количество воды, несколько столовых ложек соли и несколько сырых картофелин. Вырежьте из картофелин кусочки различной формы (куб, пирамида, длинная палочка и проч.). Наблюдайте, сфотографируйте и объясните плавание этих кусочков в воде с различной концентрацией соли и в воде с неравномерной концентрацией соли.

  1. Падение капли.

Снимите на видео падение из пипетки водяной капли. Какие интересные явления вы можете обнаружить при изучении этого видео? Какие физические величины можно определить из этих наблюдений? Попробуйте повторить эксперименты с другими жидкостями.

  1. Капля воды на сковородке.

Наблюдайте и опишите поведение капли воды при попадании ее на горячую сковородку или на другую раскаленную поверхность.

  1. Сахарная башня.
    Из кусочков сахара можно построить башню. Однако высота этой башни ограничена – при достаточно большом количестве кусочков она разваливается.
    Какое максимальное число кусочков вам удалось сложить в башню?
    Что ограничивает максимальную высоту башни?
    Примечание: процесс разрушения башни сам по себе тоже очень интересен. Поэтому можно заняться описанием именно этого процесса, вместо процесса построения башни.
  2. Воздушный шарик.
    Если воздушный шарик потереть о волосы или шерстяной свитер, то его можно «прилепить» к потолку. Наблюдайте, опишите и объясните это явление.
  3. Водолаз.
    Из обычной пипетки можно сделать водолаза, который будет плавать на поверхности воды и погружаться в нее при повышении внешнего давления. После снятия внешнего давления водолаз будет вновь подниматься вверх. Можно добиться, чтобы при погружении водолаза ниже некоторой критической глубины, он погружался на самое дно и уже не всплывал при снятии внешнего давления.
    Сконструируйте такого водолаза и продемонстрируйте его поведение. Разумеется, все увиденное необходимо объяснить.
  4. Статуя свободы
    Мальчику Вове папа привез сувенир из Америки – статуэтку, которая по заверениям изготовителей, является уменьшенной точной копией статуи свободы. Вове не понравился невразумительный цвет статуэтки и он выкрасил ее в цвет доллара. Для этого он израсходовал 14 грамм краски.
    М-да … – сказал многозначительно папа, осматривая Вовин шедевр. Сколько же такой краски потребуется для покраски самой статуи свободы?
    Вова, подумал, посмотрел в интернете информацию о статуе, измерил высоту статуэтки (она оказалась равной 15 см), произвел расчеты и ответил на папин вопрос.
    Так сколько же краски потребуется для покраски статуи свободы?

 

Учащиеся представили оригинальные решения, сопровождающиеся компьютерными презентациями, так как ни одна из задач не имеет единственно правильного решения, то каждый из выступавших докладчиков представил свое оригинальное виденье проблемы, иногда не совпадавшее с авторским решением.

Наибольшие трудности у учащихся вызвал этап оппонирования задачи. Как оказалось для наших школьников роль оппонента – самая сложная. Очень часто оппонирование сводилось к пересказу своего решения или к мини зачету по всем разделам школьного курса физики.

В заключение хотелось бы отметить что Турнир юных физиков является достойной альтернативой модных сейчас конференций проектных и исследовательских работ, так как в отличии от этой формы соревнования участники Турнира должны провести действительно самостоятельное исследование. Кроме того Турнир командное соревнование, которое вырабатывает у участников умение работать в команде, чувство ответственности перед командой, развивает коммуникативные навыки. Кроме того во время турнира школьники посещали лаборатории физического факультета ВГУ, знакомились с достижениями современной физической науки.

В будущем мы надеемся на более широкий охват школьников среднего звена Турнирным движением. Обзор ресурсов сети INTERNET показал, что во многих городах России проводятся Турниры для школьников 7 – 8-х классов. Поэтому сейчас необходимо централизовать проведение состязаний. Предположительно задания Турнира будут публиковаться в приложении «Физика» газеты «Первое сентября» где-то в сентября – октябре месяце, региональный этап будет проводится на весенних каникулах, а уже в мае состоится Всероссийский турнир юных физиков – лига юниоров.

Все вопросы касающиеся Турнира вы можете задать на сайте http://www.yunosov.ru, там же планируется разместить некоторые решения задач которые были выполнены командами лицея №1586 и школы №1741.

Приложение 1.

Регламент турнира

Турнир юных физиков – лига юниоров – это лично-командное состязание школьников 7-8 классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях – физических боях.
Проводится с целью подготовки школьников младших классов, проявляющих повышенный интерес к занятиям физикой, к участию в Российском и Международном Турнирах Юных Физиков (http://www.rusypt.edu.mhost.ru/)

 

Краткие правила Турнира.

· В состав команд могут входить от 3-х до 5-ти школьников 7-8 классов.

· Победители и призеры Турнира определяются в физбоях.

· В каждом физбое, состоящем из двух действий, участвуют две команды, поочередно выполняя роли докладчика и оппонента в порядке, определяемом жеребьевкой.

· В первом действии оппонент приглашает докладчика представить решение одной из 7-ми задач Турнира. Докладчик имеет право принять вызов либо один раз отказаться от предложенной задачи без введения штрафных санкций. В этом случае оппонент предлагает любую другую задачу.

· Время доклада составляет 12 минут.

· После уточняющих вопросов оппонента и ответов докладчика слово предоставляется оппоненту, который должен проанализировать данное докладчиком решение задачи, указать сильные и слабые стороны доклада. Выступление оппонента не должно сводиться к рассказу собственного решения задачи. Время оппонирования – 5 минут.

· Возможна краткая дискуссия докладчика и оппонента.

· Во втором действии роли команд меняются.

· Итоги выступлений подводит жюри, оценивая работу команд по десятибальной шкале, причем средний балл докладчика умножается на 3, а оппонента на 2.

· Победителем боя признается команда, набравшая наибольшее количество баллов по итогам двух действий.

· Каждая команда участвует в трех отборочных физбоях.

· Распределение команд по группам из двух команд определяется жеребьевкой, которая проводится перед началом физбоев.

· После отборочных боев проводится финальный физбой, в котором три лучшие команды представляют свои лучшие доклады.

· Победитель Турнира определяется по итогам финального физбоя.

· По итогам выступлений участников подводится также личный рейтинг и определяются победители и призеры в личном зачете.

· Более детальный регламент проведения Турнира утверждается на совместном заседании оргкомитета Турнира и руководителей участвующих в Турнире команд.

 

 

 


ГЛАВА 5. ИНФОРАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.