Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Н. Томашов,




доцент кафедры физики МИОО, к.ф-м.н.

Современные средства отображения информации

Задача наиболее эффективного донесения информации до другого индивидуума или группы индивидуумов возникла еще в доисторическое время, может быть, когда первобытный человек - охотник, вбежав в пещеру, попытался рассказать своим соплеменникам, где он увидел стадо бизонов, сколько их и как можно организовать охоту. Для убедительности, к своим словам и жестам он, очевидно обладая неплохим даром художника, добавил несколько наскальных (настенных) рисунков, которые оказывают сильное впечатление даже на современного, искушенного наблюдателя, а что говорить о первобытных людях, созерцающих эти картины в мерцающем свете костра?!

Не с этого времени возникла поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»?

Ученые давно уже объяснили причины увеличения эффективности процесса восприятия информации при использовании запоминающихся образов.

В человеческом мозгу около 3-5 % нейронов отвечают за процесс слухового восприятия, 8-10 % за тактильное (т.е. через «осязание») восприятие и, наконец, более 30 % нейронов отвечают за формирование зрительного образа.

Мы забыли про 8-10% нейронов, обеспечивающих тактильное восприятие информации. Они активно работают при проведении практических работ, когда обучающийся непосредственно «своими руками» проводит тот или иной эксперимент. Это является очень важной частью процесса обучения и об этом не следует забывать в организации процесса обучения, однако, это не входит в цели данного обзора, поэтому больше мы не будем останавливаться на этом вопросе.

Разумеется, что большое количество нейронов, отвечающих за формирование зрительного образа обусловлено тем, что, выражаясь языком информатики, количество бит информации, связанное с записью видеоизображения во много раз превышает объем занимаемой аудио информацией. Поэтому для передачи аудио сигнала нужна полоса частот до 10кгц, а видеосигнал занимает полосу l ~ 5 мГц.

Но дело не только в этом. Согласно экспериментальным работам Центра прикладных исследований Вортоновской Школы США (Wharton School) при университете штата Минесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, а при наличии и того и другого эффективность запоминания информации превышает 50 %.

Таким образом, любой лектор (учитель) должен стремиться, сочетая все эти формы восприятия, донести до участников общения максимум информации, которую он излагает.

Подача материала в классическом стиле была разработана очень давно. И, как говорил один университетский профессор, - «мне нужен кусок мела, хорошая доска и я смогу объяснить все». Все мы помним отдельных институтских преподавателей достигших высочайшего мастерства в таких «меловых» подачах материала. Однако, это требует от лектора не просто отличного знания (до тонкостей) предмета своей лекции, но и даже актерских способностей, а также хорошего почерка и определенных художественных способностей.

Лекция при этом превращается не просто в монолог, сопровождаемый графическими пояснениями на доске, а в театр, театр одного актера. И также как и в театре, запись действия на видеокамеру не может обеспечить при просмотре того эмоционального и глубокого восприятия, которое было при присутствии в зале.

Однако, это уже из разряда искусства. Но чтобы обеспечить эффективность передачи информации тысячам рядовых лекторов (учителям, преподавателям и др.) необходимо использование современных средств отображения информации, а также наличие методических материалов (программ поурочного планирования с использованием таких устройств, а также электронных версий учебников), которые можно объединить в методики преподавания с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения.

Современные доски для графических пояснений.

Достоинство досок.

n Полная свобода докладчика в графическом формировании материала (без предварительной подготовки).

n Отсутствие дополнительного оборудования.

n Невысокая стоимость.

Недостатки.

n От докладчика требуются определенные навыки (чертежные, художественные и т.д.)

n Ограниченная площадь, требующая постоянного обновления (стирания).

n Затраты времени лекции на формирования изображения (рисунка, текста, схемы и т.д.).

Современные доски делаются белыми, что делает надписи и рисунки на них более похожими на обычные изображения на бумаге. Однако, работать на них приходится с помощью специальных цветных маркеров (фломастеров) и губок для удаления написанного.

Дальнейшим развитием досок явилось объединение их в блоки, что позволило увеличить емкость записываемого материала.

Наиболее совершенной модификацией доски является доска интерактивная, фактически являющаяся большим сенсорным экраном компьютера, отображаемом на этой доске. Разумеется, что весь видеосигнал с компьютера проецируется с помощью электронного мультимедийного проектора.

Мультимедийные проекторы полюбились всем видам лекторов и трудно представить сейчас любое публичное выступление, не сопровождающееся показом презентации на экране. Такие презентации стали обычными и на уроках в школе. Слов нет, мультимедийные проекторы повысили динамизм проведения урока и облегчили работу учителя. Однако, как известно, наиболее эффективно процесс обучения идет в виде диалога между учителем и учениками. При использовании проектора «главным действующим лицом» становится экран, а учитель (лектор) уходит в тень, зачастую становясь придатком компьютера. Однако появление интерактивного экрана позволило снова объединить учителя и ученика, и снова с помощью экрана, теперь интерактивного. Этот экран позволил объединить в учебном творчестве всех его участников. Все это резко повысило мотивацию ученика, сделав интерактивным весь процесс обучения.

Как электронная интерактивная доска может быть использована в среде обучения?

Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в массовую среду обучения. Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при использовании электронной интерактивной доски:

· Работа с текстом и изображениями

· Создание заметок с помощью электронных чернил

· Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати

· Коллективный просмотр Web-сайтов

· Свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией

· Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий

· Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов

· Использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала

· Демонстрация презентаций, созданных учащимися




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.