Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрицательные эффекты применения презентаций




Положительные эффекты применения презентаций

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала.

Учителя, применяющие презентации в Power Point отмечают, что это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал.

К положительным примерам применения презентаций можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной исследовательской или проектной работы. В данном случае презентация необходима.

Отрицательных моментов применения презентаций может быть очень много. Часть из них заключается в том, что многие учителя не знают эргономических норм создания презентаций. К этим нормам относятся, в первую очередь:

  • Соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации.
  • Наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.
  • Оптимальность контраста изображения и текста по отношению к фону.
  • Учет цветовой палитры и цветовых переходов. (Нельзя синими буквами писать по фиолетовому фону).
  • Яркость цветов объектов по отношению к фону. Необходимо равномерное распределение яркости, яркостный контраст не менее, чем 60%.
  • Вставка движущихся текстов, выскакивающих иллюстраций недопустима.
  • Недопустимо применение агрессивной визуальной среды, например, сплошного поля, на котором расположены однотипные объекты.

Часть некачественных презентаций обусловлена тем, что учителя не знакомы с техническими возможностями программы Power Point и неумеют делать:

  • Гиперссылки на интерактивные модели, поэтому учителя часто прерывают презентацию и переходят к демонстрации интерактивной модели из мультимедийного курса, либо вообще отказываются от демонстрации моделей.
  • Вставку анимаций и моделей, выполненных в Flash.
  • Вставку видеофрагментов и звука.
  • Вставку готовых тестов, например, в параметризованном виде.

Встречаются и чисто методические ошибки учителей:

· Вставка в презентации текста, который полностью проговаривается учителем на уроке и ничем не отличается от текста в учебнике.

· Замена выполнения чертежей и схем «на глазах учеников» готовыми рисунками и чертежами, что тормозит развитие мышления.

При применении презентаций на уроках учитель должен стараться уровень деятельности учащихся сделать деятельностным.

Уровень деятельности учащихся Действия учителя
Пассивный
  • Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов, текста из учебников
  • Показ видеофрагментов по гиперссылке
Деятельностный
  • Обсуждение интерактивных моделей, вставленных в презентацию по гиперссылке, ответы учащихся на вопросы
  • Вставка в презентацию тестовых заданий в параметризованном виде и организация групповой работы учащихся
  • Вставка в презентацию гиперссылки на электронный учебный модуль ОМС (открытых модульных систем) с электронным журналом, организация групповой работы учащихся
 

 

А можно ли более эффективно применять давно знакомые учителям? Можно! Например, модель 1.15. «Электромагнитная индукция» из «Открытой Физики. 2.6.» Часть 2.

Как с помощью данной модели, интерактивной доски и презентации организовать коллективную работу на уроке, разделив класс на 5 вариантов? В этом может помочь курс «Виртуальный практикум по физике» для средних учебных заведений (ООО «ФИЗИКОН»). Из него можно распечатать каждому учащемуся таблицы:

Таблица 1. Варианты

Вариант          
R, Ом 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0

 

К доске вызываются учащиеся разных вариантов, которые изменяют u, проводят моделирование. Каждый учащийся самостоятельно заполняет Таблицу 2.

 

 

Таблица 2.

B = 0,1 Тл; l = 1,0 м; R = ___ Ом
u, м/с 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0
инд, В          

 

Учащиеся в тетрадях строях график зависимости ЭДС индукции от скорости движения перемычки, проводят анализ зависимости и определяют eинд ~ x (u).

Изменяют регулятором скорости значение u = 5,0 м/с. Изменяя индукцию магнитного поля, проводят моделирование и заполняют Таблицу 3.

Таблица 3

 

u = 5,0 м/с; l = 1,0 м; R = ___ Ом
B, Тл   0,02 0,04 0,06 0,08 0,1
инд, В            

 

Затем учащиеся строят график зависимости ЭДС от индукции магнитного поля В.

Учащимся можно задать вопросы:

  1. Что происходит со свободными электрическими зарядами в проводнике, движущемся в магнитном поле?
  2. При каком условии прекращается движение свободных электрических зарядов внутри проводника, который движется в магнитном поле?
  3. При каких условиях в замкнутом контуре возникает индукционный ток?
  4. В чем заключался опыт Фарадея?

Какую роль играла презентация в данном случае? Презентация позволила, не запуская весь курс «Открытая Физика. 2.6.» часть 2, запустить интерактивную модель, с которой могут работать учащиеся.

Практика использования ЭОР на уроках физики показывает, что, если учащимся предлагать интерактивные модели для самостоятельного изучения, то учебный эффект оказывается чрезвычайно низким. Для эффективного вовлечения учащихся в учебную деятельность с использованием интерактивных компьютерных моделей необходимы индивидуальные раздаточные материалы с заданиями и вопросами различного уровня сложности, организация обратной связи в виде подсказок и рекомендаций, наличие электронного журнала. Все это реализуется в электронных учебных модулях (ЭУМ) нового поколения по физике, специально созданных для федерального портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/. Скопировать электронный учебный модуль можно бесплатно, но для его просмотра необходим специальная программа-плеер, которую также бесплатно можно скачать с этого портала, раздел «Поддержка», «Программное обеспечение». Плеер накладывает достаточно жёсткие требования к компьютеру, так объём оперативной памяти должен быть не менее 256 Мбайт, видеокарта должна включать видеопамять не менее 64 Мбайт. Электронные учебные модули делятся на модули информационные – «И» для получения информации, модули практические – «П» для поддержки практической деятельности учащихся и модули контроля – «К» для контроля и разнообразной аттестации учащихся по физике, астрономии.

Параметризация – одна из уникальных особенностей электронных учебных модулей. Были разработаны различные варианты параметризации заданий ЭУМ:

  • Варьирование численных значений в задачах, которые будут новыми при каждом открытии модуля.
  • Автоматическое перемешивание вариантов.
  • Перемешивание дистракторов (вариантов ответов на тестовые задания).
  • Изменение рисунков в задачах, изображающих физические характеристики.
  • Изменение рисунков в заданиях по проверке знаний изображений оборудования, приборов, структуры процессов, сортировку.
  • Подстановка совершенно других заданий.

Параметризация позволяет создавать до 1 млн. вариантов некоторых модулей «К» и «П». Параметризация позволяет учителю создавать уникальные контрольные работы, распечатывать модули и выдавать их в печатном виде, учитель в этом случае распечатывает решение и ответ, который оставляет себе для обычной проверки. Можно организовывать работу с модулями непосредственно в компьютерных классах, тогда учитель пользуется электронным журналом, в котором регистрируются ответы учащихся, время выполнения задания и даже число попыток. Поэтому можно говорить об ЭУМ – как «генераторе» контрольных и самостоятельных заданий по физике.

 

Рис. Пример модуля с параметризованным тестовым заданием.

Разновидностей моделей «П» достаточно много: компьютерная лабораторная работа (40% от общего числа модулей «П»), виртуальная среда (2%), самостоятельная работа с комментариями (20%), игровые задания (5%), задания творческого характера с комментариями (5%), практикум – интерактивные тестовые здания с комментариями (28%).

Кроме тестовых заданий были разработаны лабораторные работы, практикумы, интерактивные модели с заданиями творческого исследовательского характера, задания с пошаговым решением задач, задания с решением задач исследовательского или эвристического характера, модули работы в виртуальной лаборатории, в которых предлагается произвести измерения, осуществить сборку оборудования, определить причины неисправности, поставить эксперимент и т.п., модули с видеофрагментами, сопровождённые проверкой информации по их просмотру, вопросами и ответами. Все практические модули сопровождаются рекомендациями по выполнению, объяснением по ходу решения задач и подробными комментариями. То есть фактически могут оказывать реальную помощь учащимся при самостоятельной работе с модулем. Есть и ещё одна особенность, которая может реализовываться только при помощи компьютерных технологий: регулярно подсчитывается время работы над модулем, автоматически проставляются баллы за решение каждого задания и общий балл за весь модуль.

Рис. Электронный журнал, в котором отмечается время выполнения заданий, число попыток решения одного тестового задания и рейтинг.

Какие возможности предусмотрены по применению данных модулей? Предполагается, что учащимися ЭУМы могут использоваться в классе на уроках (с учителем); вне уроков (в системе дополнительного образования, дистанционном обучении при работе над проектами и при подготовке к различной аттестации); дома (при подготовке к урокам, аттестации, олимпиадам и др. мероприятиям по предмету самостоятельно). Тем самым с помощью электронных образовательных модулей нового поколения можно реально осуществить индивидуализацию учебной деятельности обучаемых по разным образовательным траекториям, оптимизировать учебный процесс на основе эффективности применения ИКТ.

Гиперссылку на данные модули можно вставить и в любую презентацию. Тогда презентация будет играть роль своеобразной библиотеки мультимедиа объектов, подобранных по темам уроков.

Оптимизация учебного процесса – поиск решений, как лучших в данных условиях. Оптимальное применение электронных образовательных ресурсов высокого уровня интерактивности, призвано обеспечивать деятельностное обучение физике.


ГЛАВА 6. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.