Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспроизведения музейных предметов




Определяющим признаком музейного предмета является его подлинность. Однако в музейной практике нередко возникает необходимость воспроизвести музейный предмет. Воспроизведения музейных предметов, выполненные с целью демонстрации и экспозиции в случае невозможности или нежелательности экспонирования подлинника, подразделяются на копии, репродукции, макеты, муляжи, слепки, голограммы. Они включаются в фонд научно-вспомогательных материалов.

// «вторичный оригинал»

 

Копия – чаще всего применяется к произведениям искусства и письменным документам. Копия может выполнена в материале, отличном от материала подлинника (например, римские копии греческих мраморных статуй часто выполнялись в бронзе), и иметь иные размеры. Современные копии музейных предметов, выполненные с целью заменить в экспозиции предмет, который не может экспонироваться, следует отличать от копий, выполненных достаточно давно, с тем, чтобы повторить, растиражировать произведение искусства. Если в первом случае копия входит в фонд научно-вспомогательных материалов, то во втором копия может иметь значение подлинного музейного предмета и памятника культуры.

// «новодел» – по отношению к воспроизведениям утраченных памятников материальной культуры, чаще всего – к архитектурным памятникам, деталям интерьера, мебели. Новодел выполняется по аналогии. В экспозициях музеев новоделы нередко изготавливаются для докомпоновки ансамбля недостающими предметами, важными для целостности впечатления.

Копия, выполненная с применением множительной техники, носит название «репродукция». Стремление воспроизводить прославленные произведения искусства и таким образом знакомить с ними достаточно широкий круг людей восходит к XVI в. В это время в Европе была изобретена гравюра резцом, и тиражирование стало возможным. Воспроизведение живописного полотна в технике гравюры стало само по себе сложным искусством, и прославленные граверы достигали в нем виртуозности.

Современные репродукции выполняются при помощи совершенной множительной техники и способны с большой точностью воспроизводить оригинал, оставаясь тем не менее научно-вспомогательными материалами, введение которых в экспозицию должно проводиться с большой осторожностью.

 

Когда необходимо воспроизвести внемузейные объекты, которые принципиально не могут быть перенесены в музей, но демонстрация которых важна, изготавливают макет или модель.

Макет является трехмерным изображением подлинника, воспроизводящим, как правило, его внешние формы с допустимой долей условности и в соответствующем масштабе.

Макеты в натуральную величину выполняются сравнительно редко. Чаще всего объектами макетирования становятся здания, сооружения, ансамбли, архитектурно-планировочные комплексы, территории. Макеты входят в фонд научно-вспомогательных материалов, однако со временем они могут приобретать историческую и мемориальную ценность и переходить в разряд музейных предметов. Так, в Политехническом музее сохраняются макеты (макет моста Кулибина, макет углежжения), изготовленные для знаменитой Политехнической выставки 1872 г., положившей начало созданию самого музея. Эти объекты обладают значительной музейно ценностью и сохраняются как музейные предметы в основном фонде.

В отличие от макета модель должна демонстрировать устройство и функции воспроизводимого объекта. Особой категорией являются действующие модели, создаваемые для демонстрации процесса или функционирования какого-либо сооружения, системы и нередко представляющие собой достаточно сложные технические устройства (модель водяного колеса, паровоза).

 

Муляж – с достаточной степенью точности воспроизводит внешний вид предмета. Муляж делается в масштабе 1: 1, повторяет форму и цвет оригинала. Он может изготавливаться как из того же материала, что и воспроизводимый предмет (например, муляжи книг), так и из другого. Термин «муляж», как правило, применяется к воспроизведениям сравнительно небольших предметов: домашних вещей, письменных документов, а также природных объектов.

Муляжи входят в фонд научно-вспомогательных материалов. Иногда приобретают значение музейных предметов.

 

Слепки – это копии трехмерных объектов, изготавливаемые контактным путем.

Чаще всего слепки делают с произведений пластического искусства или с объектов природы. Как и другие воспроизведения, слепки входят в научно-вспомогательный фонд: но постепенно, благодаря обретению ими исторической функции и ее усилению, появляется возможность говорить о присущей им музейно ценности, и они переходят в разряд музейных предметов (например, коллекция слепков с памятников античности и Возрождения, выполненная для музея слепков И.Цветаева и составляющая ныне часть собрания Государственного музея изобразительных искусств А.С.Пушкина).

Слепки-копии не следует путать со слепками, которые имели высокую мемориальную или иную ценность, обусловленную их генетической функцией (посмертные маски великих людей; оттиски руки Петра I).

 

Голограммы – трехмерные иллюзорные воспроизведения музейных предметов, получаемые при помощи специальной техники и воспроизводимые в натуральную величину под воздействием света.

Отчего не произошло широкого распространения голографии? Необычность технологии воспроизведения оказалась аттрактивнее качеств воспроизведенного предмета.

Воспроизведение предмета является подделкой, если оно было выполнено с целью выдать его за подлинник. Засоренность музейных фондов подделками представляет собой проблему.

// Широкое вторжение копий в музеи начинается с конца 1920-х гг. В 1929 году Ф.Шмит в качестве важной задачи провозгласил создание музеев копий, считая, что такие учреждения в провинции будут играть более существенную роль в просвещении публики, чем галереи подлинников. Тиражирование шедевров культуры таит в себе серьезную опасность девальвации оригинала и дискредитации самой идеи музея как хранилища подлинных артефактов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.