Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лесные ресурсы




Лес – один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений, включающий животных и микроорганизмы, биологически связанных в своем развитии и влияющие друг на друга и на внешнюю среду.

Лес – это кислород, это убежище и жилье для многих видов животных, это древесина, это грибы, ягоды, лекарственные растения.

Лесные экосистемы – это наиболее уникальные, продуктивные и стабильные природные экосистемы; отличающиеся значительным видовым разнообразием организмов.

Всего на планете около 40 млрд. га леса. Ежегодно исчезают 15 млн. га леса.

Суммарная биомасса лесов (по сухому веществу) составляет 90 % всей растительной биомассы суши (1,65 -1,96 ´ 1012 т), в том числе: северные хвойные леса – 14 % - 15 %; тропические леса – 55 % - 60 %; другие леса – 25 % -31 %.

Годовая продуктивность лесов составляет 2/3 всего прироста биомассы растений (примерно 80 млрд. т), в том числе: на северные хвойные леса приходится 10 % - 12 %; тропические леса – 60 % - 65 %; другие леса – 20 % - 25 %.

Общая площадь лесов в среднем 50,5 (48¸52,9) ´ 106 км 2, в том числе: на леса северной лесной зоны приходится примерно 25 %; тропические леса - 50 %; субтропические леса и леса умеренной зоны - 25%.

Эколого-хозяйственное значение лесных ресурсов заключается в следующем:

1. Биосферное значение, в том числе: значительная аккумуляция солнечной энергии в биомассе растительности; активное участие в круговороте биогенных веществ; формирование климата (гидротермического режима, регуляция перемещения воздушных масс и т.д.); насыщение воздуха кислородом и связывание углекислого газа.

2. Водоохранная и водорегулирующая роль, а именно перевод поверхностного стока воды в грунтовый путем инфильтрации; предохранение водоемов от обмеления, загрязнения, снижения уровня воды. Люди давно заметили зависимость водности рек и уровней воды в колодцах от наличия лесов. «Где лес – там и вода». Вырубка леса обычно приводит к обмелению рек, исчезновению родников, пересыханию ручьев. Переводят значительную часть поверхностного стока в подземный.

3. Почвозащитная роль: защита почв от водной и ветровой эрозии.

4. Средообразующая роль: леса являются средой обитания для огромного разнообразия организмов (которые, впрочем, сами являются компонентами лесной экосистемы); определяют качество среды обитания прилегающих экосистем.

5. Санитарно-гигиенические функции: кислородонасыщение атмосферы, насыщение воздуха фитонцидами, ионизация воздуха, пылезащитные свойства лесов.

6. Рекреационное значение лесов.

7. Основным сырьевым ресурсом леса является древесина.

8. При побочном пользовании лесами получают: живицу, ягоды, грибы, орехи, мед, сено, лекарственное растительное сырье и т.п.

9. Использование фауны леса, в том числе: в целях отдыха (при любительской охоте, рыбалке), для получения мяса, пушнины, лекарственного сырья и т.д.

Для сохранения и преумножения лесных ресурсов следует осуществлять такие мероприятия:

1. Мониторинг за состоянием лесных ресурсов (лесопатологический, лесопожарный и др.).

2. Борьба с болезнями и вредителями леса, охрана от лесных пожаров и незаконных рубок, других видов незаконного пользования.

3. Регламентирование рубок главного пользования расчетной лесосекой, которая не должна превышать среднего годичного прироста древесины; регулирование побочного пользования лесом.

4. Рациональное и полное использование лесосечного фонда, в том числе: древесной зелени, мелкоствольной и низкокачественной древесины; оптимизация лесосечных работ и переработки древесного сырья.

5. Проведение работ по лесовосстановлению (содействие естественному возобновлению вырубок, гарей, редин; проведение лесокультурных работ).

6. Регулирование рекреационного воздействия на леса зеленых зон; снижение пасквальных нагрузок на лесные насаждения.

7. Охрана лесных биогеоценозов от разного рода загрязнений (агрохимикатами, техногенными загрязнителями и др.).

8. Охрана лесной фауны путем регламентации сроков и объема добычи (отлова) животных; выявления редких и исчезающих видов с внесением в Красные книги (международного, регионального, республиканского значения).

9. Создание особоохраняемых территорий, которые на какой-то период или полностью изымаются из хозяйственного использования: государственных заповедников; биосферных заповедников; национальных парков; заказников; резерватов; памятников природы; ландшафтных парков.

Библиографический список к разделу

1. Гальперин, М.В. Общая экология: [учеб. для сред. проф. образования] / М.В. Гальперин. - М.: Форум: Инфра-М, 2006. – 336 с.

2. Коробкин, В.И. Экология [Текст] / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 575 с.

3. Миркин, Б.М. Основы общей экологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по естественнонауч. специальностям / Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова; [под ред. Г.С. Розенберга]. - М.: Унив. кн., 2005. – 239 с.

4. Степановских, А.С. Общая экология: [учеб. для вузов по экол. специальностям] / А.С. Степановских. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 687 с.

5. Фуряев, В.В. Общая экология и биология: учеб. пособие для студентов специальности 320800 очн. формы обучения / В.В. Фуряев, А.В. Фуряева; Федер. агентство по образованию, Сиб. гос. технол. ун-т, Ин-т леса им. В. Н. Сукачева. - Красноярск: СибГТУ, 2006. – 100 с.

6. Голубев, А.В. Общая экология и охрана окружающей среды: [учеб. пособие для всех специальностей] / А.В. Голубев, Н.Г. Николаевская, Т.В. Шарапа; [под ред. авт.]; Гос. образоват. учреждение высшего проф. образования "Моск. гос. ун-т леса". – М.: МГУЛ, 2005. - 162 с.

7. Коробкин, В.И. Экология в вопросах и ответах [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 379 с.: схем. - Библиогр.: с. 366-368. - 103.72 р.

8. Румянцева, Е.Е. Товары, вредные для здоровья [Текст]: справочное издание / Е. Е. Румянцева. - М.: Логос, 2005. - 392 с.

9. Трифонова, Т.А. Прикладная экология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экол. специальностям / Т.А. Трифонова, Н.В. Селиванова, Н.В. Мищенко. - М.: Акад. проект: Традиция, 2005. – 382 с.

10. Хомич, В.А. Экология городской среды: [учеб. пособие для вузов по специальности "Гор. стр-во и хоз-во"] / В.А. Хомич; под ред. Ю. В. Кононовича. - М.: Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2006. – 238 с.

11. Чернова, Н.М. Экология [Текст] / Н.М. Чернова, А.М Былова. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

12. Экодело [Интернет ресурс]. – Режим доступа: http://ecodelo.org/. – Загл. с экрана.

Контрольные вопросы к разделу 7

1. Особенности биосоциальной природы человека.

2. Экология пищи и жилища человека.

3. Природные ресурсы как лимитирующий фактор развития человека: классификация, понятие. Примеры.

4. Лесные ресурсы: значение, мониторинг.


РАЗДЕЛ 8: РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.