Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологическая ось




Анализ синдромологической картины разных форм недоразвития речи и их механизмов показал, что лингвопатологические синдромы, в зависимости от принадлежности ведущего механизма к определенному нейропсихологическому уровню, могут быть сгруппированы в четыре категории.

а) Синдромы, механизмы которых связаны с низшим, неврологическим уров­нем регуляции речедвигательных актов; в таких случаях высшие корковые фун­кции первично не нарушены, недоразвитие носит неизбирательный (в отно­шении разных компонентов фонационной подсистемы речи), тотальныйхарактер. Формы недоразвития речи, имеющие неврологический механизм, — это нарушения элементарных форм пирамидной и экстрапирамидной регуля­ции движений. В этих случаях неполноценным оказывается тот уровень регу­ляции движений, для которого не имеет значения содержательная сторонавыполняемого движения. Нарушены как движения артикуляторных мышц, участвующих в речевых актах, так и движения жевательных, мимических мышц. В случае нарушения пирамидной иннервации имеет значение и степень про­извольности движения. Чем выше произвольность, тем более выражена непол­ноценность движения. В силу вышеуказанных причин нарушения звуковыххарактеристик речи в таких случаях носят тотальный, неизбирательный ха­рактер.

б) Синдромы гностико-праксического уровня представляют собой разныеформы неполноценности гностико-праксического обеспечения речевых актов, то есть недоразвитие речи, но не языка. В данной классификации эти синдромыпредставлены разными формами нарушения звуковой стороны речи, обуслов­ленными неполноценностью моторной реализации программы высказыванияи лексико-грамматическими нарушениями, обусловленными преимуществен­но интеллектуальной недостаточностью.

в) Синдромы языкового уровня по своей природе связаны с нарушениемформирования языковой способности; это может проявляться в тотальной форме, одинаково затрагивающей все уровни языка, или в парциальной, из­бирательно нарушающей формирование фонологического или лексико-грам­матического уровней языка. Несформированность языковых механизмов фо­нологического уровня языковой системы может избирательно затрагиватьпроцесс кодирования (экспрессивная форма фонологического недоразвития) или декодирования (импрессивная форма фонологического недоразвития). В чистом виде синдром экспрессивного фонологического недоразвития встре­чается очень редко, при моторной алалии. Синдром импрессивного фоноло­гического недоразвития наблюдается в структуре сенсорной алалии. Синдро­мы недоразвития лексико-грамматического уровня языка могут различатьсяпо степени дефицитарности парадигматических или синтагматических язы­ковых операций. В первом случае преимущественно страдает формированиесистемы аффиксов, то есть морфологическое оформление высказывания. Вовтором — синтаксическое структурирование высказываний.

г) Наконец, достаточно часто встречаются клинические случаи недоразви­тия речи, механизмы которых имеют сложный неоднородный характер, вклю­чающий как гностико-праксические, так и языковые нарушения. В связи с полифакторностыо механизмов онтогенеза ФСЯР такие случаи в детском возрастевстречаются особенно часто. Синдром вербальной диспраксии, например, встречающийся почти исключительно удетей с моторной алалией, в большин­стве случаев включает как явления диспраксии, так и дефицит механизмовфонологического программирования высказываний, то есть должен быть от­несен к синдромам со смешанным механизмом.

Синдромы импрессивного дисграмматизма, по нашим наблюдениям, встре­чаются преимущественно удетей с интеллектуальной недостаточностью, но в редких случаях имеют и первично языковую природу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.