Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка артикуляционных навыков




Оценка артикуляционного праксиса

Исследование звуковой стороны речи

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО УРОВНЯ РЕЧЕВЫХ И ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Исследуя звуковые характеристики речи, мы оцениваем состоя1 ие звуко-произношения, слоговую структуру, артикуляционный праксис, качество фо­нации и ритмико-интонационную окраску, а на языковом уровне — операции фонологического программирования и декодирования (выбор фонем, их ли­нейную организацию).

 

В отечественной логопедии до настоящего времени не существует методов непосредственного исследования артикуляционного праксиса. Обычно про­изводится исследование орального праксиса (см. ниже), что косвенно может подтвердить (но не опровергнуть!) вероятность неполноценности артикуляторного праксиса. Несмотря на то, что при исследовании орального праксиса ре­бенок по подражанию производит языком и губами движения, похожие на не­которые статические компоненты артикуляторных действий, это не может рассматриваться как равноценная замена. По мозговой организации бессмыс­ленные движения и целенаправленные действия принципиально различаются (Бернштейн Н. А., 1990).

Зарубежными исследователями была разработана методика непосредствен­ного исследования артикуляторного праксиса, названная «тест на артикуляторный диадохокинез» (Yoss К., Darley F, 1974). В процессе тестирования ребенку предлагается с максимальной скоростью повторять одиночные слоги: ПА-ПА-ПА-ПА, затем ТА-ТА-ТА-ТА затем КА-КА-КА-КА и, наконец, серии слогов ПАТАКА. Каждое задание выполняется в течение 15 се­кунд. Затем результат умножался на 4. Таким образом, подсчитывалось число повторений слога (или серии слогов) в 1 минуту.

Под нашим руководством Логиновской Н. А. были получены возрастные нормативы на 60 детях (30 мальчиков и 30 девочек) 4—5 лет (средний возраст 4 года 7 мес):

испытуемые па та ка патака
  м σ м σ м σ м σ
мальчики   38,4   31,3   27,6   17,2
девочки   25,9   34,7   26,7   12,8

 

Признаками незрелости артикуляторного праксиса по данным этого теста для возраста 4—5 лет можно считать показатели, выходящие за пределы значе­ния М—σ.

Исследование качества произнесения звуков речи:

1) отраженное произнесение изолированных звуков;

2) отраженное произнесение изолированных слогов (открытых, закрытых, со стечением согласных);

3) называние слов, в которых исследуемый звук находится в начальной, срединной и конечной позиции;

4)произнесение фраз, включающих исследуемый звук;

5) произнесение текстов («чистоговорок»), насыщенных исследуемым звуком.

Последний прием представляется удобным и информативным экспресс-ме­тодом, позволяющим выявить даже скрытые, стертые дефекты звукопроизно-шения. В процессе обследования ребенку предлагается повторять нижеприве­денные двустишья или фразы, насыщенные сложными для произнесения звуками. Материал включает две части: А) двустишья, включающие наиболее часто смешиваемые, артикуляциоино сложные согласные и Б) фразы со слож­ной слоговой структурой.

А) 1) Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

2)Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

3)Стоит воз овса,

Возле воза — овца.

4)Клала Клава лук на полку.

5)Зоя зайкина хозяйка,

Спит в тазу у Зои зайка.

6) Клара у Вали играла на рояле.

 

Б) 7) Рыбки в аквариуме (повторить 2 раза).

8) Милиционер остановил велоспедиста.

9) Сыворотка из-под простокваши.
10) Полполдника проболтали.

При исследовании каждая фраза или двустишье произносятся ребенку 1 раз, после чего предлагается повторить ее самому.

Оценки: А) если после повторного прочтения ребенок не мог повторить дву­стишье или фразу— 1 штрафной балл, замена звука — 0,5 балла, искажение звука — 0,25 балла; Б) пропуск слога или звука — 0,5 балла, перестановка сло­гов — 0,5 балла, скандированная речь (послоговое произнесение слов) — 0,5 балла, общая нечленораздельность — 1 балл. По экспериментальным дан­ным, полученным на 50 детях 5 лет, средние показатели у девочек по разде­лу А — 0,9, стандартное отклонение — 0,63, по разделу Б — 2,82, стандартное отклонение — 1,92. У мальчиков по разделу А среднее — 0,68, стандартное от­клонение — 0,67, по разделу Б, соответственно, 2,4 и 1,6.

В зависимости оттого, в каких чистоговорках (А или Б) ребенок испытыва­ет наибольшие трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: кинетический (динамический) артикуляторный праксис (больше нарушено переключение) или кинестетические (дефектное произнесение сложных звуков).

При анализе результатов исследования необходимо обращать внимание на следующие параметры:

· тотальность/избирательность звуковых нарушений (определенные фоне­тические группы, только согласные, гласные и согласные); тотальные фонологические и фонетические нарушения больше характерны для нарушений неврологического уровня, то есть тех,, которые обусловлены нарушением подвижности, силы, тонуса артикуляторных мышц (это ти­пично для дизартрии развития); избирательные фонетические и фоноло­гические нарушения более типичны для диспраксий или дислалии;

· отмечается преобладающий вид ошибок: пропуски, замены, смешения, искажения;

· отмечаются позиционные характеристики ошибок: во всех позициях в сло­ве, в определенных позициях (начало, середина, конец, предударная, заударная позиция, в кластерах), в спонтанной речи, в отраженной речи.

Важно отметить такой показатель, как степень постоянства замен/смеше­ний (постоянный, эпизодический, нерегулярный). Эпизодический характер замен обычно связан с позицией заменяемого звука в слове; у разных детей можно выявить определенные тенденции в отношении замены звука в опреде­ленных позициях и отсутствия замен в других позициях; это связано, по-види­мому, не только с фонологическими и фонотаксическими факторами, но и с индивидуальными предпочтениями. Особенное значение имеет наличие не­регулярных замен. Это свидетельствует о грубом нарушении избирательности фонемного выбора при программировании звуковой структуры слов. Обычно этому сопутствует высокая контекстуальная зависимость ошибок. Следует от­метить степень контекстуальной зависимости (высокая, низкая, наличие ас­симиляций). Обычно контекстуальная зависимость резко снижается после по­явления первых двусловных сочетаний (Ncttelbladt U., 1983, Vihman М. М., 1988). Наиболее часто высокая контекстуальная зависимость замен сочетается с высокой степенью нерегулярности ошибок. Наиболее часто это наблюдается в структуре синдрома вербальной диспраксиии у детей с моторной алалалией. Нейролингвистический анализ ошибок позволяет оценить состояние син­тагматических фонологических операций и фонотаксиса, то есть способности к продуцированию линейно организованных фонемных комплексов, представ­ляющих разные по сложности сочетания фонем (по наличию редупликаций и частоты случаев дистантной ассимиляции, пропусков согласных в стечении, перестановок звуков).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.