Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: Эндокринная система человека и здоровье




Ответы

1. Чем больше нейронов участвует в рефлексе, чем больше синапсов, тем больше вероятность того, что произведённое действие как – то изменит протекание рефлекса. При прочих равных условиях легче повлиять на протекание полисинаптического рефлекса, чем моносинаптического.

2. Если рефлексы могут появиться у больного человека, значит, они не исчезают полностью, а переходят в скрытое, заторможенное состояние. Спинной мозг всегда находится под контролирующим влиянием головного мозга, который может усиливать или подавлять спиномозговые рефлексы. У маленьких детей высшие отделы головного мозга ещё не полностью созрели, поэтому они не могут подчинить себе спинальные центры и подавить некоторые относительно примитивные рефлексы спинного мозга. Но по мере созревания головного мозга такое подавление происходит. При патологии головного мозга его функции, в частности тормозящие влияния на спинной мозг, ослабевают, и ранее подавленные рефлексы могут появиться, что свидетельствует о работе мозга и является серьёзным диагностическим симптомом.

3. При замедлении освобождения медиатора возбуждение возникает медленнее, значит, возрастает продолжительность синаптической задержки и общее время рефлекса. Чем больше синапсов в рефлекторной дуге, тем в большей степени возрастает общее время рефлекса

 

Демонстрация учебного фильма «ЦНС» - мин.

Литература

Основная:

1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил.

2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с.

Дополнительная:

1. Булич, Э.Г. Здоровье человека:биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность/Э.Г. Булич, И.В. Муравов.-Киев:Олимпийская литература, 2003.- 424 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с.

3. Маркина, Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с.

4. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1]

5. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009

6. Петрушин, В.И. Валеология:Учеб. пособ./В.И. Петрушин, Н.В. Петрушин.-М.:Гардарики,2002.-(D: Disciplinae).

7. Прищепа, И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.

 

Иные информационные ресурсы:

1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов.

Нервная система обеспечивает саморегуляцию жизнедеятельности организма благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Основные функции нервной системы – получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем.

У человека нервная система включает три основных компонента:

1) Структурно – функциональной единицей нервной системы является нейрон. Тело нейрона содержит ядро, выполняет трофическую функцию, здесь генерируется нервный импульс. Отростки нейрона: дендриты — как правило, короткие и сильно разветвлённые передают возбуждение к телу нейрона; аксон - обычно длинный отросток, приспособленный для проведения возбуждения и информации от тела нейрона или от нейрона к исполнительному органу (Рис 1).

)

Рис 1

Си́напс (греч. σύναψις, от συνάπτειν — обнимать, обхватывать, пожимать руку) — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой. Служит для передачи нервного импульса между двумя клетками. (Рис.2)

 

Рис.2

2) Глиальные клетки составляют специфическое микроокружение для нейронов, обеспечивая условия для генерации и передачи нервных импульсов, а также осуществляя часть метаболических процессов самого нейрона. Нейроглия выполняет опорную, трофическую, секреторную, разграничительную и защитную функции.

3) соединительная ткань поддерживает и связывает воедино различные части нервной системы.

Центральная нервная система (ЦНС) — представлена спинным и головным мозгом. Она связана со всеми органами и тканями через периферическую нервную систему, которая включает черепно-мозговые нервы, отходящие от головного мозга, и спинномозговые нервы — от спинного мозга; межпозвонковые нервные узлы. А также периферический отдел вегетативной нервной системы — нервные узлы, с подходящими к ним (преганглионарными, от латинского ганглион - узел) и отходящими от них (постганглионарными) нервными волокнами. Главная и специфическая функция ЦНС — осуществление простых и сложных высокодифференцированных отражательных реакций, получивших название рефлексов. Каждый рефлекс имеет свою локализацию (место расположения) в центральной нервной системе, т.е. тот ее участок, который необходим для его осуществления. При разрушении соответствующего отдела рефлекс отсутствует.

Рефлекс (от лат. reflexus - отражённый) - стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая с участием нервной системы.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад. Развитие рефлекторная теория получила в фундаментальных трудах русских ученых И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

Рецептивное поле рефлекса — участок с рецепторами, которые при воздействии на них определённого стимула приводят к изменению возбуждения этого нейрона.

Время рефлекса - время от начала раздражения рецептора до появления ответной реакции организма. Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры - центральное время рефлекса.

Рецептор — нервные окончания дендритов чувствительных нейронов. Чем больше синапсов в рефекторной дуге, тем время рефлекса больше. Выделяют: болевые рецепторы, рецепторы давления, температурные, растяжения, рецепторы мышц и сухожилий.

Во всех отделах ЦНС имеются афферентные нейроны, воспринимающие приходящие с периферии раздражения, и эфферентные нейроны, посылающие нервные импульсы на периферию к различным исполнительным эффекторным органам. Афферентные и эфферентные клетки своими отростками могут контактировать между собой и составлять двухнейронную рефлекторную дугу, осуществляющую элементарные рефлексы (например, сухожильные рефлексы спинного мозга). Но, как правило, в рефлекторной дуге между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нервные клетки, или интернейроны(Рис 3).

 

Рис. 3

Классификация рефлексов

По типу образования: условные и безусловные

По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

По эффекторам: соматические, или двигательные, (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов - пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные - вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца - блуждающим).

По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса - отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные - с участием нейронов среднего мозга; кортикальные - с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

По типу образования: безусловные рефлексы - это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые. Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови.

Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.

Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга. Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.

 

Становление рефлекторной функции в ЦНС начинается в период внутриутробного развития. Выделяют следующие стадии рефлекторной деятельности плода:

1) локальных ответов отдельных частей тела, в возрасте 7 – 8 недель;

2) генерализованных ответных реакций, в 3 месяца. Раздражение голени одной ноги вызывает сгибание и одной, и другой конечности.

3) специализация рефлекторных актов, т.е при повторном раздражении рефлекс сосредотачиваются в пределах стимулируемой зоны.

Для плода характерна спонтанная активность: ортотоническая поза (согнуты шея, туловище и конечности); периодические фазные сокращения мышц разгибателей генерализованного характера; дыхательные движения с частотой 40 – 70 в мин.

Дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, поисковым, шагательным и другими, наличие которых свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорождённого. Отличительными особенностями рефлексов новорождённого являются генерализованный характер их проявления и обширная рефлексогенная зона. С возрастом генерализованность рефлексов уменьшается, рефлексогенные зоны суживаются, ряд рефлексов исчезает, многие – угнетаются в результате развивающихся тормозных влияний вышележащих отделов, особенно коры полушарий большого мозга.

В развитии двигательных навыков можно выделить следующие этапы:

1. от 2 – х до 5 мес. Движение руки к предмету, захват предмета; в 3 мес – навык ползания; в 4 – 5 мес. – переворачивание со спины на живот и обратно.

2. 5 – 9 мес. С 5 мес. ребёнок при поддержке начинает переступать; 6 – 7 мес - садится, встаёт на четвереньки; 7 – 8 мес. может встать и держаться за опору.

3. 9 – 12 мес. Улучшается координация движений. Дети пьют из чашки, пытаются есть ложкой, надевают кольца на стержень. К концу первого года ребёнок начинает ходить.

4. На 2 году - бегает, перешагивает через предмет.

5. На 3 году – подпрыгивает, самостоятельно одевается, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки.

6. 3 – 5 лет. Появляется игровая деятельность. Начинает рисовать. Ему уже доступен бег, катание на коньках, гимнастические и акробатические движения, игра на музыкальном инструменте.

7. 6 – 7 лет. Низкое качество движений, ребёнок быстро устаёт,

8. 9 – 10 лет – движения стабильные и быстрые, но низкие по качеству.

В дальнейшем наращивается количество и качество двигательных движений

9. 20 – 25 лет – устанавливается оптимальный режим работы двигательного аппарата.

 

Исследование рефлексов. Понижение (гипорефлексия) или исчезновение (арефлексия) рефлексов являются признаками нарушения проводимости или анатомической целости рефлекторной дуги в любом из ее отделов. Понижение сухожильных рефлексов наиболее характерно для поражений периферического отдела нервной системы. Общее понижение рефлексов наблюдается при глубокой коме. Повышение сухожильных рефлексов (гиперрефлексия) чаще всего является признаком поражения пирамидных путей, однако общая гиперрефлексия может наблюдаться при интоксикации, неврозах, гипертиреозе и других патологических состояниях. Несимметричность, неравномерность (анизорефлексия) рефлексов в сочетании с патологическими рефлексами всегда свидетельствует об органическом поражении нервной системы.

Патологическими являются рефлексы, которые у взрослого здорового человека не вызываются, а появляются лишь при поражениях нервной системы, связанных со снижением тормозного влияния головного мозга на сегментарный аппарат спинного мозга или двигательные ядра черепно-мозговых нервов. Например, признаком менингита является: рефлекс Бабинского (разгибание большого пальца, иногда с веерообразным разведением остальных пальцев, при штриховом раздражении кожи наружного края подошвы), который у взрослых отсутствует, а у детей до 1-1 1/2 лет эти рефлексы не являются признаками патологии.

Для суждения о степени нарушений различных структур нервной системы при топической диагностике ее поражений проводится исследование некоторых сухожильных рефлексов. Сухожильные рефлексы (Рис. 4) (коленный, ахиллов, локтевой) наиболее постоянны, отсутствие их в норме встречается лишь в исключительных случаях. При хроническом утомлении отмечается снижение сухожильных рефлексов, а при неврозах — усиление. При остеохондрозе, пояснично-крестцовом радикулите, невритах и других заболеваниях, а также при старении отмечается снижение или исчезновение рефлексов.

 

Рис.4

Время: 2 часа.

Мотивационно - воспитательная характеристика темы: для того чтобы организм человека нормально функционировал, необходимы определенные вещества, которые бы запускали и контролировали биохимические процессы. Основными среди таких веществ являются гормоны. Под контролем гормонов протекают все этапы развития организма с момента его зарождения до глубокой старости, все основные процессы жизнедеятельности. Гормоны обуславливают нормальное течение роста тканей и всего организма в целом, активность генов, формирование пола и процессы размножения, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды и поддержание постоянной внутренней среды организма, а так же поведение человека.

Учебная цель: сформировать у студентов представление об эндокринной регуляции функций организма, о значении здорового образа жизни в профилактике ожирения и сахарного диабета.

Содержание занятия

Таблица 4.1

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1.Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос - беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10мин.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.