Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние средних раздражителей - фазовое состояние нервной системы, характеризующееся максимальным ответом на раздражители средней интенсивности




Человек зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, иммунитет и нарушая нормальную работу мозга. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно заметен среди детей, подростков и женщин.

Ответы

  1. В коре больших полушарий развились фазовые состояния (гипноидные фазы) в связи с болезнью. Повышение предела работоспособности нервной системы под действием сверхсильных раздражителей (напряжённая работа) может вызвать реакцию в соответствии с фазовым состоянием. У больной соотношение между величиной ответной реакции и силой раздражения искажены, что отражает парадоксальную фазу. В норме сила ответной реакции находится в прямой зависимости от силы раздражителя, т.е. осуществляется по закону силовых отношений. Закон силовых отношений установлен И.П. Павловым.
  2. Производственная гимнастика – это разновидность активного отдыха, способствующего профилактике утомления. Основателем учения об активном отдыхе является И.М. Сеченов. В результате активного отдыха формируется новый доминантный очаг возбуждения, все остальные центры находятся в состоянии торможения, в них быстрее происходит восстановление, нежели при пассивном отдыхе. Производственная гимнастика особенно эффективна при умственной и монотонной работе.
  3. После подавления активности в моторных и речедвигательных зонах коры головного мозга на уроке наступает повышение возбудимости и возбуждение в этих зонах на переменах – это закон последовательной положительной индукции. «Шумовые площадки» предусматривают возможность такой разрядки.
  4. Значительная интенсификация и быстрый темп работы может привести к явлению запредельного торможения в коре больших полушарий, что ведёт к снижению производительности труда.

Литература

Основная:

1. Агаджанян, Н.А. Нормальная физиология: учебник для мед. вузов /Н.А. Агаджанян,В.М. Смирнов.-М.:Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 с.:ил.

2. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.М. Митяева. – М.: Издательский центр "Академия", 2008. – 144с.

Дополнительная:

  1. Булич Э.Г. Здоровье человека:биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность/Э.Г. Булич, И.В. Муравов.-Киев:Олимпийская литература, 2003.- 424 с.
  2. Будылина С.М., Смирнов В.М. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии М.: Издательский центр «Академия», 2005
  3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов/Э.Н. Вайнер.- М.:Флинта, 2001:Наука.- 416 с.
  4. Маркина Л.Д. Определение биологического возраста человека методом В.П. Войтенко: Учебное пособие / Л.Д. Маркина – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2003. – 30 с.
  5. Здоровье молодежи/М.Ю. Абросимова, В.Ю. Альбицкий, Ю.А. Галлямова, А.С. Созинов.- Казань: Медицина,2007.-219, [1]
  6. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учеб. пособие-М.: Академия, 2009
  7. Петрушин В.И. Валеология:Учеб. пособ./В.И. Петрушин, Н.В. Петрушин.-М.:Гардарики,2002.-(D: Disciplinae).
  8. Прищепа И.М. Методические указания к лабораторным работам по валеологии: Учеб. пособ./И.М. Прищепа, Малах, О.М.; Витебский гос. ун-т им. П.М. Машерова.-Витебск:Изд-во ВГУ,2002.-40 с.

 

Иные информационные ресурсы:

1. Информационный сайт- http://medbookaide.ru/books/fold9001/book2008/content.php - Валеология. Учебник для вузов.

Психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, которые по-разному реализуются у различных людей, создавая определенные индивидуальные особенности личности. Психика проявляет себя в форме психических процессов: ощущения и восприятия, представления, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. На их основе формируются психические состояния - вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, наконец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности: темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, оттого, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищенно, зависит насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки, его психическое здоровье.

Человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от все возрастающих требований современной жизни. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым». Схемы воспитания и обучения, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие вербальных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствительные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недостаточно. В то же время практика показывает, что общение с природой — самый простой, естественный и эффективный способ оптимизирующего действия на психику.

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться: отсутствием психических или психосоматических заболеваний; нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях; благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критерии психического здоровья:

· осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

· критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам.

· адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

· способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

· способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

· способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Оценка психического здоровья – это, прежде всего оценка функционирования всего организма в целом и нервной системы в частности и сопоставление полученных результатов с нормой. Окончательное заключение может вынести только специалист.

На психосоматические нарушения указывают: боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела (боли в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.); состояние эмоциональной сферы: подавленное состояние, беспричинные страхи и т.д.; неполноценность сна.

Признаком ухудшения психического здоровья является снижение умственной работоспособности. Это очень важный интегральный показатель. Если снижение умственной работоспособности сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе – это тревожные сигналы, которые наряду с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения, особенно на лбу и в подмышечных впадинах), головными болями, то это могут говорить либо об утомлении или переутомлении, либо об ухудшении здоровья. Утомление после отдыха исчезает. Признаки заболевания или пограничного состояния (невроза) обычно нет. Тревогу должно вызывать и увеличение времени, которое необходимо для полного восстановления работоспособности.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Самый мощный резерв и одновременно метод регуляции психического состояния — знание о себе самом, о преобладающих инстинктах, установках, темпераменте и др. Например, если человек понимает, что ущемление его чувства собственного достоинства наносит ему тяжелую психическую травму, он должен осознавать, что это справедливо и по отношению к другому человеку. Уважая чужую точку зрения, человек автоматически уменьшает вероятность возникновения конфликтной ситуации, эмоционального стресса, а значит — и силу отрицательного эмоционального напряжения

Для здоровой психики характерно положительное эмоциональное состояние. Негативное эмоциональное состояние — показатель ухудшения психического здоровья и здоровья в целом. Следствием же таких отрицательных эмоций (особенно подавляемых) являются неврозы.

Неврозом И.П. Павлов называл срывы высшей нервной деятельности. Причиной любого невроза является несоответствие между степенью напряжения мозга и условиями, обеспечивающими восстановление его состояния и работоспособности. Невроз можно рассматривать как функциональную нервную болезнь, не подтвержденную патологоанатомическими (или объективными) исследованиями. Неврозом заболевают в основном люди низко адаптивные, слабые, неуверенные в себе. Невроз — это следствие неразрешенного внутреннего конфликта мотивов при недостаточно высокой эффективности механизмов психологической защиты и выраженном пассивно-оборонительном поведении в стрессовых ситуациях.

Выделяют три их базовых формы неврозов: 1) Истерия чаще возникает у людей, близких к художественному типу ВНД, и проявляется в двигательно-опорных и вегетативных расстройствах. 2) Психастения, или невроз навязчивых состояний, развивается у людей мыслительного типа и проявляется в навязчивых идеях или страхах. У людей промежуточного типа возникают неврозы 3) по типу неврастении, которая проявляется в снижении работоспособности, нарушениях сна, раздражительности и др.

Неврозы делят на общие и системные. К общим относятся неврастения (астенический невроз), невроз страха, невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Из системных чаще всего встречаются невротические недержания мочи (энурез), заикание (логоневроз) и тики — привычные быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся движения.

Астенический невроз (неврастения) — это сочетание повышенной возбудимости и раздражительности с быстрым истощением активного внимания, утомляемостью и пониженным фоном настроения; истерический невроз — неосознаваемое стремление к сохранению болезненного состояния и ряд других расстройств.

Гармония процессов, протекающих в мозгу, - важнейшее условие психического здоровья, залог успешной физической или умственной деятельности. Только в этом случае можно ставить задачу оптимизации процессов умственного труда без неблагоприятных для здоровья последствий.

Фазовые состояния нервной системы - нарушения адекватных соотношений между: интенсивностью/характером условнорефлекторной или безусловнорефлектороной реакции и параметрами раздражителя, вызывающего эту реакцию. При таких нарушениях ответы нервной системы в количественном или качественном отношениях не соответствуют параметрам раздражителя и потребностям организма. Различают уравнительное, пародоксальное, наркотическое, тормозное, ультрапарадоксальное фазовые состояния, а также фазовое состояние средних раздражителей.

Наркотическое состояние нервной системы - фазовое состояние нервной системы, характеризующееся последовательным выпадением реакции на слабые, а затем и на сильные раздражители.

Парадоксальное состояние нервной системы - фазовое состояние нервной системы, характеризующееся: отсутствием или слабой реакцией на сильный раздражитель;
сохранением или усилением реакций на слабый раздражитель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.