Память и внимание как составляющие психического здоровья
Эмоции
Тема 11: Сон и сновидения
Время: 2 часа
Мотивационно - воспитательная характеристика темы: признаком ухудшения психического здоровья является снижение таких важных составляющих жизнедеятельности человека как умственная работоспособность, сон, отрицательное психоэмоциональное состояние.
Учебная цель: уяснить влияние сна, эмоционального состояния, памяти и внимания на психическое здоровье.
Содержание занятия
Таблица 11.1
Этапы занятия
Цель данного этапа
Время
1.Вводный контроль
Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля
10 мин
2.Опрос - беседа
Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня.
25 мин.
3. Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя
Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ.
45 мин.
4. Завершающий этап
Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов.
10мин.
Сон. Виды сна, его функции.
Теории сна
Стадии сна по данным ЭЭГ.
Эмоции и здоровье.
Память. Её свойства и процессы. Виды памяти.
Домашнее задание
1. Записать стадии сна по данным ЭЭГ.
2. Записать классификацию эмоций.
3. Записать в виде таблицы характеристику основных ритмов ЭЭГ
Ритм ЭЭГ
Частота
Амплитуда
Функциональное состояние
Таблица 11.2
Задание
Объект
Программа действия
Ориентировочные основы действия
1. Определение устойчивости и переключаемости произвольного внимания
Человек
Студенты образуют пары испытуемый - экспериментатор. Экспериментаторы в течение 1 мин рисуют для испытуемых по одной таблице перепутанных ломаных линий. Испытуемые по команде в течение 3 мин только глазами находят конец каждой линии и помечают её соответствующим номером в правом столбике. Степень устойчивости произвольного внимания оценивается по количеству правильно найденных за 3 мин. концов линий.
Далее испытуемым предъявляют портрет с двойственным изображением. По секундомеру экспериментаторы отмечают время восприятия и опознания испытуемым обоих образов. Чем быстрее человек увидит оба портрета, тем больше у него выражена способность к переключению внимания.
Произвольное внимание развивается при трудовой деятельности. Разные виды труда развивают различные свойства произвольного внимания. У оператора высокая устойчивость внимания, у телеграфистов развивается объём внимания, водитель автобуса должен уметь быстро переключать своё внимание с одного объекта на другой.
2. Определение объёма кратковременной слуховой памяти у человека
Человек
Преподаватель зачитывает первый ряд цифр, студенты, прослушав полностью, записывают в тетрадь. И так все ряды. Проверяем. Если первый, второй, третий ряды записаны верно и в правильной последовательности, а в четвёртом ряду обнаружены ошибки, то объём памяти будет равен количеству цифр в третьем ряду, т.е. пяти и т.д.
Необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Объём кратковременной слуховой памяти у человека в среднем равен 7.
3. Выявление преобладающего типа памяти
Человек
В течение 1 мин. Преподаватель читает 10 слов, через 10 секунд все записывают и проверяют слуховую память. Через 3 мин показывают таблицу с десятью словами в течение 1 мин, убирают и через 10 сек записывают и проверяют зрительную память. Через 3 мин читают вслух 10 слов Студенты слушают, шёпотом повторяют, «записывают» в воздухе. Через 10 сек записывают и проверяют комбинированную слухомоторную память. Через 3 мин студенты слушают слова, видят их, повторяют шёпотом, «записывают» в воздухе. Через 10 мин записывают запомнившиеся слова, проверяют комбинированную зрительно – слухомоторную память.
Определение коэффициента памяти
Тип
памяти
Таблица
Число запомнившихся слов
Коэффициент памяти
Слуховая
А
А/10
Зрительная
Б
Б/10
Комбинированная. слухо – моторная.
В
В/10
Комбинированная. Зрительно слухо – моторная
Г
Г/10
Вопросы для самоконтроля
Процессы памяти.
Законы памяти.
Назовите виды сна.
Что такое ЭЭГ и какие ритмы ЭЭГ вы знаете?
В чём особенность парадоксального сна?
Какие эмоции относят к стеническим и астеническим?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление