Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера услуг как вид экономической деятельности




АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

 

Понятие «сфера услуг» весьма обширно. Под него подпадает многочисленный спектр видов хозяйственной деятельности, начиная с парикмахерских и заканчивая такими высокоинтеллектуальными видами деятельности, как программного обеспечения, юридические услуги, экономический консалтинг и т. п. Самая мощная экономическая «империя» мира – фирма «Майкрософт» – является предприятием сферы услуг. Принято общее разделение сферы услуг на производственные (автосервис, ремонт телевизоров) и непроизводственные интеллектуальные услуги (юридическая консультация), хотя данное разграничение подчас весьма условно.

Существует несколько специфических моментов, присущих предприятиям сферы услуг и отличающих этот вид экономической деятельности от промышленности [27, c. 307]:

1. Повышенная роль «человеческого фактора» в ресурсном потенциале организаций сферы услуг. «Стоимость» трудовых ресурсов является неформализуемым компонентом ресурсного потенциала и не включается в состав совокупных активов предприятия.

2. Для предприятий, оказывающих сервисные услуги, такие оборотные активы как «незавершённое производство» и «готовая продукция» имеют специфичный характер. Здесь незавершённое производство – это услуга, находящаяся в стадии исполнения, а готовая продукция – это уже оказанная услуга. Длительность «производственного цикла» в сфере услуг может колебаться от нескольких часов (парикмахерские, фотография, кинотеатры, другие организации бытового и культурно-массового обслуживания) до нескольких месяцев (подрядные организации, работающие по крупным индивидуальным заказам). Понятия «готовая продукция» как определённой стадии финансового цикла не существует, незавершённое производство «перетекает» непосредственно в стадию реализованной продукции (дебиторской задолженности).

3. Особенности структуры оборотных активов в целом. Такой статьи, как запасы материальных ресурсов либо не существует вовсе (для непроизводственных услуг), либо она занимает незначительн6ое место в структуре оборотных активов (запасные части и комплектующие). Основную долю текущих активов занимают активные расчёты (дебиторская задолженность), а в некоторых предприятиях, берущих стопроцентную предоплату за оказываемые услуги, оборотные средства – это в основном текущий остаток денежных средств на расчётном счёте и в кассе.

4. Особенности структуры обязательств. Долгосрочные обязательства (кредиты и займы) в сфере услуг, как правило, отсутствуют. В краткосрочных пассивах задолженность поставщикам и подрядчикам формируется за счёт авансов, полученных от заказчиков и прочей кредиторской задолженности, а для крупных организаций это в основном обязательства перед субподрядчиками. Следовательно, предприятия сферы услуг, как правило, имеют небольшую величину пассивных расчётов.

5. Частные предприятия сферы услуг, которые раньше традиционно относились к системе бытового обслуживания (парикмахерские, химчистки, ателье, ремонт обуви) достаточно часто ориентируются на самые упрощённые формы учёта и налогообложения.

Таким образом, специфичность сферы услуг и всё многообразие функционирующих в этих рамках предприятий делают достаточно сложным формирование единого методологического подхода к проведению анализа деятельности таких предприятий. Поэтому далее будут рассмотрены особенности проведения анализа предприятий, занимающихся новым и активно растущим бизнесом – туризмом.

 

13.2. Особенности деятельности туристических фирм и основные направления её анализа

Важной сферой экономики, в которой услуги играют ведущую роль, динамично развивающейся в последнее время, является туристический бизнес. Туризм – временные переезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного мета жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного проживания.

Результатом туристического производства является туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туром называется комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Туристическим фирмам помимо особенностей, общих для всех предприятий сферы услуг, присущи и специфические, которые необходимо учитывать при проведении анализа:

1. Главные виды деятельности в данной области – туроператорская и турагентсткая. Туроператорская – это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым туроператором. Турагентская – это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, именуемым турагентом. То есть у туроператора есть собственные производственные площади (гостиницы, санаторно-курортные комплексы), услуги по пользованию которыми он сам предлагает своим клиентам, а турагент является лишь посредником при продвижении турпродукта от производителя к конечным потребителям. Необходимо учитывать, что направления анализа у туроператора будут гораздо шире, чем у турагента.

2. Покупка туристского продукта не является потребностью первой жизненной необходимости и имеет существенную стоимость, поэтому объёмы деятельности туристической фирмы во многом определяются уровнем благосостояния населения.

3. На результаты деятельности туристических фирм существенное влияние оказывают такие факторы, как политические ситуация, климатические условия в разных странах мира, однако влияние этих факторов довольно сложно запланировать и измерить.

4. Для туристического бизнеса характерна неравномерность распределения спроса на туры во времени. Количество продаваемых путёвок во многом зависит от наличия у клиентов свободного от работы времени, его продолжительности и предпочтений периода отдыха.

Цель анализа туристической деятельности, по мнению В. А. Чернова [23, c. 630], состоит в поиске резервов повышения эффективности туристического бизнеса и повышение качества обслуживания клиентов.

 

 

Основные задачи анализа:

§ повышение экономической обоснованности внутрифирменного планирования;

§ оценка экономической эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

§ определение факторов и изменение их влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности;

§ выявление внутренних резервов и оценка возможностей их мобилизации;

§ оценка оптимальности текущих и перспективных управленческих решений.

Анализ основного и оборотного капитала, расчётных операций, финансового состояния и финансовых результатов, инвестиций туристических фирм во многом схож с аналогичными направлениями анализа в торговле и общественном питании. Поэтому особого внимания заслуживает часть методики, отражающая именно специфику деятельности:

1. Анализ основных показателей туристического бизнеса:

1.1 общий анализ динамики выручки, себестоимости и прибыли от продаж туристских продуктов;

1.2 анализ объёма и реализации туристских продуктов;

1.3 анализ структуры и динамики затрат туристической фирмы;

1.4 анализ прибыли от продаж и факторов, влияющих на неё;

2. Анализ операций с клиентами туристической фирмы:

2.1 анализ эффективности системы скидок;

2.2 анализ экономии затрат на основе соотношений возможного и фактического объёма продаж;

3. Анализ прогнозируемых результатов деятельности турфирмы.

4. Анализ выбора собственной или арендованной площади туроператором.

5. Анализ выбора собственного или привлечённого транспорта туроператора для турпоездок.

6. Анализ эффективности использования гостиничных площадей:

6.1 анализ располагаемой площади;

6.2 анализ производственной площади;

6.3 анализ площади, занятой контингентом;

6.4 факторный анализ отдачи площадей.

7. Факторный анализ рентабельности в туристическом бизнесе.

8. Обобщение результатов анализа, выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению деятельности.

Основные источники информации для анализа: формы годовой и квартальной бухгалтерской отчётности, данные бухгалтерского учёта, формы федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Для субъектов малого предпринимательства в сфере туристического бизнеса используется также информация ежеквартального статистического отчёта № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»[23].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.