Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационные теории




Теории обмена

Представители данной теории (Дж.С. Хоманс, Дж.С. Марч, Х.А. Саймон, Х.Х. Келлиидр.) исходили и до сих пор исходят из того, что общественные отноше­ния представляют собой форму особого обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный вклад и получают некий «доход». Взаимодействие продолжает­ся до тех пор, пока все участники находят такой обмен взаимовыгодным. Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена следующим образом: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели. Процесс обмена сложно организован, он включает многочислен­ные системы «кредитования» и сложные «выплаты».

Данная группа теорий, будучи супер-рационалистичной, отражает, безусловно, лишь одну из сторон феномена лидерства. Однако ее влияние в современ­ной политической психологии значительно, как и, шире, влияние рациональной психологии вообще. Обобщенно говоря, вся история изучения феномена лидерства привела к тому, что воцарились два супер­подхода: рационалистический и гуманистический. Последний опирается на углубленный анализ лично-стно-психологических корней данного феномена.

 

Согласно В.Ф. Стоуну[87], мотив — это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутрен­ней потребности компетентно обращаться с окружаю­щей средой. Независимо от первоначальной потреб­ности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей. Естественно, слишком сильная мотивация может исказить восприятие. Например, слишком сильно мотивирован­ный кандидат, объективно имеющий мало шансов на успех, может быть слепо уверен в своей победе. Од­нако, чаще всего индивид выставляет свою кандида­туру, когда осознает, что у него есть вероятность по­бедить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развива­ются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику»[88]. «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуа­ции. Дж. Штерн предложил следующую формулу мо­тивации:

 

МОТИВАЦИЯ = f (МОТИВ х ОЖИДАНИЕ х СТИМУЛ)

Это означает, что амбиции кандидата представля­ют собой функцию его личных мотивов (власть, успех, уважение), его ожиданий относительно занятия долж­ности и «ценности приза». Ожидания индивида опре­деляются его отношением к политической системе, будущим возможностям как политика, оценкой собст­венных способностей и вероятной поддержкой. Дру­гими словами, будущие престиж, власть и зарплата определяют амбиции политика.

Мотивация же, по Дж. Аткинсону, подразделяет­ся на два типа: с одной стороны, мотивация успеха (My), с другой же — мотивация избегания неудачи (Мн). Используя язык формул, можно записать:

 

My = f (My х Оу х Су)

Мн = f (Мн х Он х Сн)

 

То есть, уровень удовлетворения в случае успеха и степень унижения в случае поражения зависят от субъективных ожиданий индивида относительно воз­можных последствий как того, так и другого. В случае, если в мотивационной модели индивида Мн превыша­ет Му, индивид выбирает либо ситуацию со стопро­центным успехом, либо очень рискованные предпри­ятия (для легкого оправдания своего провала). Если Мн равна Му, то результативная мотивация равна нулю, она практически отсутствует. И, наконец, чем больше Му по сравнению с Мн, тем выше субъективная веро­ятность успеха, так как относительная сила мотивации влияет на эту вероятность и смещает ее вверх. Беспо­койство относительно провала тем сильнее, чем даль­ше возможность успеха от границы 50:50.

Итак, для лидерства важен мотив плюс возмож­ность его реализации, так как мотив без такой возмож­ности равен движению без направления. Известный сторонник гуманистической психологии А.М. Маслоу[89] в своей теории иерархических потребностей писал, что корни лидерства возникают в процессе трансформа­ции человеческих желаний (мотивы, исходящие из чувств) в потребности, социальные стремления, кол­лективные ожидания и политические требования, т.е. в мотивы, зависящие от среды. В иерархии потребно­стей на низшем уровне находятся физиологические потребности, выше — обеспечение безопасности, по­том — аффективные потребности. Фрустрация низ­ших потребностей увеличивает мотивацию для их удовлетворения. Задача лидерства —предотвращение фрустрации, апатии, неврозов и других форм «обще­ственных расстройств» через трансформацию по­требностей граждан в социально-продуктивном на­правлении. Лидеры как бы конвертируют надежды и стремления в санкционированные ожидания. Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых такова: желания и потребности → надежды и ожидания → требования. Затем — политические действия.

Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал два типа властных потребностей: а) потребность в силе, достижениях, автономности и свободе, и б) потреб­ность в доминировании, репутации, престиже, успехе, статусе и т. д. Большинство исследователей придержи­вается мнения, что стремление удовлетворить одну потребность — в доминировании — является основ­ным властным мотивом. Д.М. Бернс считает, что глав­ный элемент политических амбиций — потребность в уважении (одновременно, в высокой самооценке и высокой оценке других). Все «великие люди» демон­стрировали наличие этой потребности. Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой (В. Вильсон, по 3. Фрейду). По мнению Д.М. Бернса, стремление к уважению — это не патология, а лишь по­вышенная потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы — это и есть потенциальные лидеры.

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.