Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плата священникам за требы




Уборка церкви казачками

Мыть и убирать церковь станичную или хуторскую (в некоторых больших хуторах есть свои церкви) лежит на обязанности казачек - женщин и девушек. Церковь «банят» под большие праздники: под Светлое Христово Воскресенье, к Троицыну, к Спасову дню или когда ожидают Преосвященного и т.п. Под Рождество же только посыпают пол снегом и потом метут. Работа эта всегда исполняется лишь по усердию, по желанию. Священник только объявит за несколько дней, что «нужно храм почистить - не найдутся ли желающие». Потом он уговаривается с казачками о дне и часе, в который им удобнее исполнить работу. В назначенное время раздается звон церковного колокола и казачки начинают собираться. Обыкновенно «бывает три звона». После третьего звона начинается работа, во время которой присутствует дьякон и староста. В алтаре мыть пол допускают только девушек, но они не смеют дотрагиваться до престола и жертвенника: за этим следит дьякон*.

Казаки вообще набожны. Поэтому и церкви их хорошо справлены и богато украшены: нередко свечи они передают один другому, пока стоящие ближе всех к подсвечнику не затеплят их перед иконой. Порядок и тишина во время богослужений замечательные. Вошед в храм, всякий становится на свое место (при чем, старшие по летам и чину становятся всегда впереди всех); здороваться во время службы со знакомыми и разговаривать не в обычае. Казачки, ведущие своих детей «к причастию», также соблюдают порядок: они не толпятся кучей перед Царскими дверями, а подходят по очереди одна за другой с правой стороны амвона и, причастив ребенка, отходят с левой стороны.

 

Священники, кроме достающихся на их долю земляных паев и вознаграждения при крестинах, свадьбах и похоронах, получают еще доходы, например, при общественных молебнах, бывающих обыкновенно весной. Священник с иконой обходит поля по просьбе общины. Обход полей продолжается дня два или три. За это община дает священнику травяной пай. Кроме того, всякий хозяин, приглашающий священника на свой участок, прибавляет особую плату либо плодами своих полей, либо деньгами. В ст. Аннинской священник поладился с казаками так: с 20 дворов 18 баранов, с 15 дворов - 5 баранов. Подобные молебны бывают в случае засухи или при появлении саранчи.

По своему усердию казаки нередко приносят священнику баранов и пр., «чтобы он на проскомидии поминал их родителей». Священник берет принесенное в свою пользу, но за то каждую неделю покупает просфору и, «вынув ее», после обедни отдает казаку, принесшему жертву.

Кроме того, для поминовения умерших родственников, казаки ставят в церкви «канон по умершим». Для этого они покупают круглые деревянные кубышки, так называемые каноницы, различной величины (смотря по степени благосостояния и усердия казака). Их наполняют медом (в сотах), закрывают плотно крышкой, а сверху прикрепляют восковую свечу. Все такие каноницы уставляются на особом столе в церкви: при каждой кладется записочка с именами покойников. Священник в «родительскую неделю» служит у этого стола панихиду, а затем открывает каноницы и выгребает из них мед в свою пользу. За панихиду казаки приносят священнику связку бубликов или деньги. Все это видено и слышано мною во многих станицах.

В просвирни выбирается общиной, обыкновенно, бедная вдова или старая девушка. В случае отказа выбранной на сборе идут к другой. Просвирне полагается либо денежное вознаграждение от общины, причем дрова она покупает на свой счет, либо топливо полагается от станицы. Станичники приносят просвирне муку, и она приготовляет из нее к воскресенью просфоры, а остаток берет в свою пользу. Просвирня в Мариинской ст. сама обходит дворы жителей, собирая муку. В ст. Ярыженской ктитор из пожертвованного прихожанами на церковь выделяет часть в пользу просвирни. В ст. Малодельской каждую осень «доверенные» от общества объезжают дворы для сбора: «один дает пшеницы меру, другой ведерушко, а иной и целый мешок - как кто поусердствует». Затем собранное продают перед станичным правлением, а на вырученные деньги покупают «крупчатки муки» на просфоры. Когда мука вся израсходуется, то объезжают еще раз все дворы станичников. Прежде здесь просвирня жалованья от общества не получала, а сопровождала она священника, когда он с крестом приход обходил, причем станичники ей по усердию давали: «кто муки, а кто стакан соли, воткнув туда грош; иной же даст семак, или пятак» и т.п.

От общественных повинностей станичники освобождают нередко тех, которым тяжело справляться с хозяйством либо по болезни, либо вследствие временного расстройства от пожара, падежа скота и т.п. Освобождают по усмотрению общества на один год и более (менее). Погоревшему иногда дают и лесу на постройку хаты. В случае крайней бедности иногда помогают и из общественной суммы.

Казаку, не имеющему средств справиться к службе, также помогает община. «Если у казака, наряженного на службу, не на что купить коня или аммуницию, то станичный атаман, прежде объявления об этом станичному правлению, идет по достаточным жителям своего поселка и предлагает им пособить сограждану, кто чем может. Охотники оказать пособие всегда найдутся: один дарит какую-нибудь нужную вещь - седло, шашку, подсумок, уздечку и пр., другой дает что-нибудь деньгами». Если же собранное не достаточно, то поселковый атаман объявляет станичному правлению, и оно справляет все, чего не достает, на станичный счет с тем, чтобы употребленные на это деньги были вычтены из жалованья казака и возвращены станице. В некоторых станицах (напр., в Гниловской) оставляется часть рыбных угодий для вспомоществования бедным вдовам. Неисправных в общественных повинностях сначала увещевают, а в случае неуспеха «грабят», т.е. отбирают часть имущества и продают с торгов.

Семен Номикосов. Статистическое описание земли Воска Донского. С-Пб. 1858г. (публикация в журнале «ДОН», № 1-2, 1992г.)

Народный казачий быт.

«Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д.

Племена, живущие в различных местностях на незначительном иногда расстоянии, представляют отличие в быте, что происходит от того, что человек, как при устройстве жилищ, так и в приобретении пищи, пользуется тем, что дает ему ближайшая природа. Некоторое разнообразие в подробностях быта наблюдается не только в различных племенах, принадлежащих, несомненно, к одному народу, но даже в одном и то же племени, если только станем наблюдать жизнь одного в разных губерниях или в разных уездах одной и той же губернии. Но и за всеми разнообразиями в частностях, можно видеть общие черты народного быта.

Такое убеждение выносится из множества мельчайших подробностей в домохозяйстве, говоре, в воззрениях на природу одушевленную и неодушевленную, из поверий, суеверий и т.д. Задача этнографа в том именно и состоит, чтобы уметь, несмотря на многообразные различия, находить черты сходственные.

В частности, эти воззрения применимы и к населению Дона. Переезжая из одного округа в другой, а равно из одной станицы или слободы одного и того же округа в другую, находим разнообразие в подробностях быта, и чем дальше одна станица от другой, тем больше различия они представляют. Можно с некоторою уверенностью сказать, что почти каждая станица имеет свои обычаи и нравы.

Но при своде добытых данных можно видеть, что за всеми разностями, которыми отличаются жители одного округа от жителей другого, есть множество характеристических черт, которые до очевидности ясно показывают, что все казаки плоть от плоти и кость от кости великого народа русского; это не более, как отпрыск, принявший, сообразно местным и климатическим условиям, своеобразные черты, не встречающиеся ни у великорусов, ни у малорусов. Эти черты во всем складе жизни объясняются путем естественным, влиянием природы и исторически сложившихся обстоятельств.

Несомненно, что в казачество вошли члены различных народностей, как то: греки, армяне, грузины, татары, черкесы, калмыки, поляки, литвины, чехи, сербы, болгары и пр., но в настоящее время нет ни греков, ни армян, ни грузин, а есть только казаки, т.е. русские люди, которые в течение 300 лет исторического существования ассимилировали различные народности и образовали тип донского казака, грудью отстаивающего царство русское от напора врагов и сердечно преданного своему краю. И в самом деле, нигде, быть может, так не развита любовь и преданность к родному краю, как на Дону. Где бы ни жил казак, а прожить свои последние дни и сложить кости жаждет он на родине. Умереть в кругу родных и знакомых, в своей станице – заветное желание казака.

Хотя все казаки, несомненно, происходят от одного корня – народа русского, ассимилировавшего в себе различные народности племен финского, литовского и др., тем не менее, и между казаками есть разница, обуславливаемая происхождением от различных племен русского народа, влияниями топографическими и этнографическими.

Как в исторических актах, так и в общежитии казаки разделяются на верховых и низовых, и низовой казак отзывается с некоторым пренебрежением о верховцах. Верховцы живут в станицах, лежащих вверх по Дону, начиная от Цимлянской, а низовые – в низовьях Дона, т.е. в двух Новочеркасских станицах, Старочеркасской, Гниловской, Елизаветовской, Аксайской, Александровской, Манычской, Грушевской и Кривянской. Конечно, граничной черты между низовыми и верховыми казаками провести невозможно, по народному же воззрению, низовые казаки живут в Черкасском и отчасти в 1-м Донском округе, а верховые – во 2-м Донском, Хоперском и Усть-Медведицком округах. Округ же Донецкий стоит сам по себе. Некоторые аналитики, заручившись делением казаков на низовых и верховых, находят разницу не только в образе жизни, в пище, жилище, одежде тех и других, но и в самой их физиономии.

Казаки низовых станиц, игравших когда-то первостепенную роль в жизни Дона и дававших правителей войску в течении не одного столетия, привыкли ставить себя выше верховцев. В Старочеркасске, а после в Новочеркасске, сосредоточивалось Войсковое правительство, проживала донская знать и местная интеллигенция; эти центры давали тон остальному ближайшему казачеству, тогда как дальние городки жили прежнею суровою жизнью. Казаки низовых станиц исстари были склонны к промыслам легким и добывали свой насущный хлеб далеко не таким изнурительным и утомительным трудом, как верховцы.

Верховые казаки исключительно земледельцы, тогда как низовые отчасти рыбаки или скотоводы, отчасти огородники и садоводы и только отчасти земледельцы. Этим разнообразием занятий объясняется и разнообразие в типе низового казака, отличающегося от казака верхового.

Отрешение от старинной, суровой казачьей жизни началось именно в низовьях Дона, что объясняется влиянием на жителей низовых станиц сторонних элементов, именно:

1) частным пребыванием в Черкасском городе русских послов;

2) гощением в Москве больших и малых станиц

3) частыми приездами в Черкасск купцов и промышленников, жизнь и нравы которых отражались на жизни донцов. Употребление, например, чая, платья немецкого покроя и т. п. прежде всего явилось в низовых станицах и уже отсюда распространилось по всему войску.

Немало, конечно, влияло на различие жителей низовых и верховых станиц и различие происхождения тех и других казаков. Низовые казаки происхождения отчасти малороссийского, верховые все без исключения великороссы. Мягкий говор низовых казаков и более мягкие нравы показывают их происхождение.

Жители станиц Старочеркасской, Елизаветовской и др. произносят звук «ы» как «и», «а» как «я», «у» как «ю», «е» как «я», «ы» вместо «а», «ф» как «хв», «с» как «ш», иногда «ш» как «с», «ж» как «з», «у» иногда произносится как «в», и наоборот. Вот образчики выражений: Ваньки, чайкю, яму, тогда, Хведя, просю, ми, стозе, впали (упали), били у церкви.

К неправильному выговору присоединяется еще перенесение ударений в некоторых словах, например: потом, за Дунаем и др. В эту ошибку впадают даже люди, получившие, сравнительно говоря, порядочное образование.

В просторечии употребляется неправильное спряжение глаголов, к корню которых в настоящем времени прибавляется буква «л», например, купю, лупю, а также неправильно спрягается глагол «хотеть»: хочу, хотить, хочете, хочем…

Благодаря более привольной жизни и не столь изнурительному труду, низовые казаки выглядят красивее верховых; одеваются щеголеватее и изысканнее, в более ценные ткани; дома строят красивее и обставляют свои жилища комфортабельнее. Образ жизни в низовых станицах напоминает более горожан; казаки посещают друг друга чаще и любят угостить. Пища низовых не так сытна, как у верховых, но приготовляется и подается лучше.

Низовцы относятся к верховцам с некоторым пренебрежением и в то же время с некоторою завистью к их домовитости, более прочному хозяйству, трудолюбию и умелости. В верхах сохранились еще старинные обычаи, старые песни и предания, у низовцев все по-новому…

Говор у верховых казаков резкий, так называемый рязанский: таперича, жаних, чатыре, вядро и пр. Личное местоимение 3-го лица согласуется с существительными среднего рода неправильно, например: она – земство, правительства, молоко. И образованные люди не чужды в разговорах подобных неправильных согласований.

Земледелие составляет главнейшее занятие жителей верховых станиц. Живут здесь скупее и скуднее, чем в станицах низовых, но зато нет бобылей и бездомников. Благосостояние верховцев с виду неказисто, но зато более прочно.

В низовых станицах среди простых казаков попадаются богачи, ворочающие многими тысячами, и рядом – едва добывающие насущный кусок хлеба. В верхах благосостояние разлито ровнее, нет особенно крупных состояний и нет нищеты. Верховая казачка прядет шерсть и приготовляет сукно, вяжет перчатки и чулки; низовая этими работами не занимается, ибо она, в большинстве случаев, «барысня». Стол у верхового казака обилен и сытен, но однообразнее; угостить он не мастер, хотя истинно русское хлебосольство и радушие развиты здесь более, чем у низовых. Верховец накормит всякого, кто нуждается в пище, а низовец сортирует своих гостей по их положению в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.