Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция и унификация традиционной одежды казаков Дона с конца XVIII до начала XX века




Костюм, о котором было сказано раннее, частично изменяясь, сохранялся в течение XVIII – XIX в.в. Европейские моды, которые стали проникать на Дон только после Отечественной войны 1812 г., коснулись лишь верхушки казачества.

Во 2-й половине XIX в. кубелеки шили не из парчи, а из различных шёлковых тканей. В конце XIX и даже начале XX в. кубелеки ещё бытовали. Кички и повойники стали выходить из употребления гораздо раньше кубелеков. Их заменил колпак, получивший распространение на Дону. Колпак был женским головным убором.

Другие комплексы женской одежды бытовали у казаков, живших на Верхнем Дону и по северным притокам. Одежда здесь была русская. В середине XIX в. в ряде верховых станиц в комплекс женской одежды входил сарафан. Яркий ситцевый сарафан назывался кумашником. Его шили с высоким нагрудником, без спинки, так что сзади он представлял собой юбку с большим количеством сборок. Ниже талии повязывали плисовый пояс в 5 – 6 см ширины. На сарафан надевали запон (фартук) с небольшой грудинкой. Праздничный запон украшался ткаными узорами.

Разновидностью сарафана был сукман – накладная одежда, чаще всего синего или чёрного цвета, шитая из четырёх полотнищ ткани, с узкими и короткими рукавами. Прямой разрез шеи обшивался широкой шёлковой лентой и застёгивался пуговицами с помощью петель, образуемых цветным шнуром. Сукман подпоясывался плетёным красным или синим кушаком. Под сарафан и сукман надевалась белая домотканая рубашка с невысоким стоячим воротником и небольшим разрезом спереди. Под подбородком рубаха завязывалась красным лоскутом, продетым в петельки. Рукава, узкие от плеча, сильно расширялись к концу. Ворот, подол рубахи и рукава ткались клеточным узором. Девушки, носившие рубаху в качестве верхней одежды, подпоясывали её красным пояском, плетёным из шерсти.

Обувь была самодельная. Самая распространённая рабочая обувь – поршни. Сшить их было совсем просто. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали. Таким образом, получался носок. По краям башмака прбивали отверстия, в которые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге. Шили самодельно обувь и на подошве, с широким каблуком и тупым носом. Такие туфли назывались чирики, или чиряки. Женщины и девушки носили с чириками грубые белые бумажные чулки.

В верховых станицах, в XVIII – первой половине XIX в., казачки носили кички с небольшими рожками. Они их мастерили сами из белого или синего холста, который складывали четырёхугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками и долго варили их в молоке для затвердения. На рожки кички наматывали миткальный рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лобок, унизанный жемчугом, сзади привязывали на шнурке «подзатылен», расшитый узорами.

В северных округах, где зимы были холодные, головы укрывали очень тщательно. Сначала на узел волос надевали шлычку, туго затягивая её тесёмкой. Затем повязывали колотовочку – четырёхугольный платок с мелким рисунком. Один угол колотовочки загибался и закрывал рот, а два других туго натягивались и завязывались сзади узлом. На колотовочку надевалась тёплая шаль, сверх которой повязывали «знуздалку». Так назывался платочек, свёрнутый узкой полоской, который проходил под подбородком и завязывался на макушке. Знуздалка хорошо выделялась на шали.

Зимой носили белые овчинные некрытые шубы, отороченные по краям рукавов, по полю и низу узкой полоской курпея. Были шубы и без оторочки, подпоясанные вязанным шерстяным шарфом синего или зелёного цвета.

Несмотря на приверженность казаков старинным обычаям, в чём они видели своеобразные признаки самобытности и независимости, в XIX в. костюме появились изменения, которые постепенно привели к переходу на стандартные общеевропейские виды одежды: сюртуки, пиджаки, жилеты.

Основными факторами, влиявшими на эти изменения, стали участие казаков в боевых действиях в различных регионах империи и за её пределами (Франция Пруссия, Польша, Венгрия), усиление связей с Россией, унификация образа службы и жизни, как в самой административной столице – Новочеркасске, так и в окружных центрах и больших станицах, расположенных недалеко от городов Ростова-на-Дону, Нахичевани, Азова, Таганрога, Алексанровска-Грушевского, а также на Верхнем Дону - у г. Царицына и Воронежа.

Казаки Донского, Кубанского и Терского войск вначале XX в. носили форму, по стилю заимствованную у кавказских горцев: папахи, бешметы, черкески с газырями, кинжалы на поясе, бурки, шаровары с лампасами и шинели.

Каждое войско имело свой цвет лампасов и погон. Прибор у всех войск был серебряным. Были казаки вооружены пиками с гранёным остриём. Вооружение дополняла кавалерийская укороченная винтовка.

Помимо формы могли носить и фуражки, кители, сюртуки, гимнастёрки, шинели, сохраняя от казачьей формы только синие шаровары или бриджи с лампасами и шашку казачьего образца. Казаки, в мирное время живя по станицам, так же носили форму, заменявшую им обычную одежду.

Головным убором казака летом была бескозырка, после - фуражка с широкой тульей синего цвета, с цветным околышем, а после 1914 г. - защитного цвета. Зимой и при парадной форме казак надевал чёрную папаху.

Каждодневная форма - гимнастёрка белая, затем защитная, синие шаровары с красными лампасами, узкий затяжной ремень с пряжкой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.