Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Личность и малая группа




Вход» в модуль

Для того чтобы войти в модуль 2, ответьте на вопросы и выполните задания, приведённые ниже:

· Сопоставьте понятия «группа» и «коллектив». В чём сходство и различия между ними?

· Может ли группа влиять на личность? Каковы результаты этого влияния?

· Сопоставьте понятия «лидерство» и «руководство». В чём сходство и различия между ними?

· Каким образом индивид становится лидером группы

· Какие индивидуальные особенности необходимы, по вашему мнению, для эффективного руководства группой?

· Сопоставьте понятия «общение» и «коммуникация». В чём сходство и различия между ними?

· Какую роль в общении играет речь? С какой целью используются жесты?

· Какие факторы влияют на восприятие людьми друг друга? Какие условия необходимы для создания позитивного представления о себе у партнёра по общению?

· Конфликты между людьми – это зло или благо? Нужно ли избегать конфликтов?

· Как правильно вести себя в ситуации конфликта? Как регулировать собственные эмоции и эмоции оппонента в подобной ситуации?

 

7.1. Понятие группы, её основные характеристики.

7.2. Классификация групп. Малая группа и её виды. Коллектив и его особенности.

7.3. Статус и роль индивида в малой группе.

7.4. Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики.

7.5. Феномены групповой жизнедеятельности.

 

 

7.1. Понятие группы, её основные характеристики. Слово “группа” итальянского происхождения (появилось в конце 17 в.). В Италии термин из области изящных искусств “gruppo» обозначал несколько симметрично скомпонованных фигур, составляющих сюжет живописного, графического или скульптурного происхождения.

Активное исследование групп в психологии началось в 1930-х годах Именно тогда К. Левин провёл первые в США лабораторные исследования групповых процессов. Благодаря К. Левину в социальной психологии появились такие понятия, как «тип лидерства», «групповая сплочённость».

Одна из проблем социальной психологии связана с определением того, что же такое группа. Очевидно, что не всякую совокупность людей, даже собравшихся в одном месте, можно считать группой.

Г.М. Андреева даёт следующее определение группы: группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

Наиболее общим признаком группы является осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»), противопоставление «Мы»- «Они» (Э.Бёрн, Дж. Тёрнер):

К. Левин предлагает более конкретный критерий определения группы: суть группы во взаимозависимости её членов, т.е. группа представляет собой динамическое целое: изменения в одной её части влекут за собой изменения в другой её части.

В совокупности различные авторы выделяют следующие признаки группы:

· наличие структуры;

· наличие организации;

· активное взаимодействие членов группы;

· осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы»

В связи с этим наиболее удачным считается определение Дж. Мак-Граса: группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Рассмотрим основные характеристики группы:

- размер группы – количественный состав членов группы. Спорным является вопрос о наиболее оптимальном размере группы. Тем не менее, если в группе более 10 человек, возникает внутригрупповая дифференциация.

Группы с нечетным составом более устойчивы, чем группы с четным составом. В них реже проявляются разногласия: ведь в такой группе одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

Участники больших по размеру групп чаще страдают из-за низкого морального единства в группе и высокого уровня неучастия в групповой жизнедеятельности. С увеличением размера группы среди ее членов появляется тенденция меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает. Могут возникать фракции, вражда.

- композиция индивидуальный состав группы, т.е. возрастные, профессиональные или социальные характеристики ее членов. Может быть гомогенной (однородной) или гетерогенной (включающей индивидуально очень различных людей);

- структура группы – система взаимосвязей между членами группы. Существует несколько формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций;

 

 

Рис.1. Различные виды групповой структуры

 

- групповая динамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе; к групповым процессам (динамике групповой жизни) можно отнести прежде всего процессы, которые организуют деятельность группы (формирование ролей, давление группы на ее участников и др.);

- групповыми нормами называются общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы. Нормы выполняют регулятивную функцию и связаны с ценностями, принятыми в данной группе. Нормы конкретной группы включает и общепринятые нормы, и специфические, выработанные данной группой.

Важной проблемой является мера принятия норм каждым членом группы: насколько принимает индивид групповые нормы, в какой мере каждый из членов группы отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы;

- групповые санкции – механизмы, при помощи которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные (позитивные) и запретительные (негативные). Санкции предназначены для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

7. 2. Классификация групп. Малая группа и её виды.

Рассмотрим классификацию групп (рис.)

Рис 2. Классификация групп

Условные (номинальные) группы объединяют людей, которые не имеют никаких взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда друг друга не видеть, но имеют общие социальные и психологические характеристики. Это искусственно выделяемые исследователем объединение людей.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей.

Естественные группы возникают сами по себе, исходя из потребностей общества или входящих в группы людей, независимо от желания экспериментатора.

Лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только в лаборатории, временно.

Большие группы могут быть представлены 1) устойчивыми общностями, сложившимися в ходе истории развития: государствами, народностями, партиями, классами, выделяемым по профессиональным, экономическим, религиозным и другим признакам, или 2) стихийно возникшими, кратковременно существующими общностями (толпа, публика, аудитория). Через большие группы может опосредованно осуществляться воздействие идеологии общества на психологию составляющих ее людей.

В отличие от больших групп малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами (2-20-30 чел.). Малая группа имеет относительно простое строение: в ней, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или руководитель (если официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы (семья, трудовой коллектив, компания друзей). Малую группу характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов, которая может обнаруживаться как во внешних характеристиках (территориальная общность соседей), так и в достаточно глубоких внутренних.

Разнообразие малых групп в обществе предполагает наличие самых разнообразных оснований для классификации (например, по времени существования группы, по степени тесного контакта между членами и т.д.; всего известно около 50 оснований для классификации). Наиболее распространенными из них являются три:

1) деление малых групп на первичные и вторичные,

2) деление на «формальные» и «неформальные»,

3) на «группы членства» и «референтные».

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции. Члены вторичной группы обычно мало знают друг о друге, способы коммуникации между ними четко определены, для общения между их членами могут использоваться различные «посредники» в виде средств связи.

Формальные группы создаются целенаправленно и действуют в рамках официально признанных организаций (школьный класс, бухгалтерский отдел и т.д.). В малой группе четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно четко распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти («вертикаль»). Цели формальной группы базируются на основе задач, стоящих перед организацией.

Неформальные группы возникают, как правило, стихийно, не имеют четко определенного статуса в обществе, не выполняют однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Цели неформальных групп существуют на базе личных интересов ее участников.

Неофициальная группа может существовать внутри формальной (компания друзей в школьном классе), тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Неформальные группы в рамках формальной организации играют важную роль в ее жизнедеятельности, и руководителю необходимо наладить взаимодействие с такими структурами. Это может значительно повысить эффективность формальной организации.

Неформальная группа может возникать и сама по себе, вне формальной группы (люди, случайно объединившиеся для игры в волейбол, группа туристов, компания друзей, работающих в разных местах). Иногда в рамках такой группы может возникать совместная деятельность (турист, отправившийся в однодневный поход), и тогда неформальная группа приобретает некоторые черты формальной (распределение ролей, позиций).

Референтной называется группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать. Личность разделяет нормы и ценности данной группы, находит в ней образцы для подражания.

Референтная группа выполняет 2 функции:

1) сравнительная (человек сравнивает себя с группой),

2) нормативная (индивид придерживается ее норм и ценностей).

В понимании референтной группы самое важное – фактор оценки: субъект оценивает свои поступки, личные качества со стороны референтной группы, соотносит свое реальное с ее нормами и ценностями. Из множества окружающих его людей человек избирает тех, кого он наделяет субъективно важным для него качеством– референтностью. Методический приём, выявляющий референтность, называется референтометрией.

В группах членства человек присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет принятые в них установок и ценностей.

Важнейшей основой классификации группы является уровень группового развития. В зависимости от уровня развития различают:

1) слаборазвитые группы (нет достаточной психологической общности, налаженных отношений, признанных лидеров, четкого распределения обязанностей, эффективного взаимодействия),

2) высокоразвитые группы (отвечают вышеперечисленным требованиям).

Среди высокоразвитых групп особое место занимают коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.

Основные признаки коллектива:

1) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

2) наличие добровольного характера объединения,

3) целостность (система деятельности с присущей ей организацией, распределением ролей),

4) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.