Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие малой группы. Механизмы групповой динамики




Статус и роль индивида в малой группе.

 

Важным параметром характеристики группы является положение в группе индивида в качестве ее члена.

Любой человек занимает в группе несколько позиций. Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом (отвечает на вопрос: Кто он (или она )?).

Человек может иметь несколько статусов, из которых один является главным. Статус может быть: 1) прописанным (данным от рождения – пол, раса, фамилия и т.д.) и 2) достигнутым (определяется тем, что человек осуществил в своей жизни - муж, писатель). Некоторые статусы сочетают прописанные и достигнутые элементы (доктор философских наук).

Основанием для неравенства статусов являются различия между людьми. Статусной может стать любая характеристика отличающая одного человека от других (в студенческой группе – «самый умный», «самый справедливый», «комик», «секс-символ» и т.д.)

Для выявления статуса индивида в группе применяется социометрическая методика.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Отвечает на вопрос: «Что он (она) делает?»).

Каждый статус обычно включает ряд ролей (например, человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями, ректором). Можно выделить:

1) формальные роли (служат для функционирования различных общественных институтов и социальных структур),

2) неформальные роли («семейный клоун», «душа общества», «козел отпущения»).

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Итак, человек может исполнять несколько ролей в различных жизненных ситуациях. Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречащих требованиям двух и более ролей называется ролевым конфликтом. Пути его преодоления: разделить роли во времени, признать одну роль более важной, чем другая, юмор.

Появление ролей связано с феноменом «групповых ожиданий»: всякий член группы не просто выполняет свои функции, каждая роль требует определенного перечня и качества их выполнения, а ее исполнитель обязательно воспринимается и оценивается другими. Формирование ролей требует длительного взаимодействия между людьми, на основе которых формируются более или менее устойчивые образцы взаимодействия.

В социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одной из наиболее известных является стратометрическая концепция А.В. Петровского. Она представляет группу как состоящую из трёх слоёв (страт), каждая из которых характеризуется определённым принципом построения отношений между членами. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое (ядре группы) развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Это слой соответствует высшему уровню развития группы, т.е. его наличие позволяет констатировать, что данная группа является коллективом.

Процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: диффузная группа, ассоциация (просоциальная или асоциальная), корпорация, и кооперация

Рис. 3. Типология групп в рамках психологической теории коллектива (АВ. Петровский)

 

Диффузная группа (5) — общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. В ряде случаев совместная деятельность в диффузной группе вообще отсутствует. Например, случайное собрание людей в очереди, в автобусе.

Просоциальная ассоциация (2) — группа, где межличностные отношения незначительно опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Например, учебная группа в начале обучения, терапевтическая группа в начале лечения у врача.

Коллектив (5) — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив понимается как высший уровень развития социальной группы, т.е. интересы организации являются для членов группы преобладающими.

Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примером может быть фирма, направленная на получение прибыли.

Асоциальная ассоциация (4) —общность, где взаимоотношения людей мало опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. Если такое опосредствование и есть, то асоциальный характер деятельности лишает ее общественной значимости и направляет ее по пути реализации узкой личной выгоды каждого из членов группы. К примеру, компания агрессивно настроенных подростков.

Антиобщественная корпорация (3) — это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Это максимально структурированное социально-психологическое объединение, замкнутое в себе, противопоставляющее себя другим общностям. Например, организованная и активно действующая мафия.

Механизмы групповой динамики показывают, посредством чего происходит развитие группы. Выделяют следующие механизмы групповой динамики.

1) Разрешение внутригрупповых противоречий:

- между возрастающими потенциальными возможностями группы и её актуальной деятельностью;

- между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включению личности в групповую структуру и интеграции её с группой.

2 ) «Идиосинкразический кредит» представляет собой своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. Предоставляется членам группы, имеющим высокий статус и является одним из условий внедрения в жизнь группы элементов нового (инноваций).

3) Психологический обмен (обмен материальными и духовными ценностями, психическими состояниями и т.д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.