Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный конфликт в современной России




Классовый и послеклассовый конфликты. Социальный антагонизм.

Одним из типов социального конфликта являет­ся классовый конфликт. Насколько актуальна про­блема классового конфликта в современную эпоху? Ответ на этот вопрос требует конкретного подхода в анализе социальных структур различных систем и стран. За очевидную истину можно признать лишь тезис, отвергающий жесткую дихотомическую модель классового конфликта как единственного, судьбоносного для любого общества, неизбежно приобретающего взрывной характер. Современная конфликтология не отрицает классовый конфликт как таковой. Однако, во-первых, понятие класса трактуется неоднозначно, чаще всего не связывает­ся с объективными различиями социальных групп, детерминированными их местом и ролью в системе экономических отношений. Во-вторых, классовый конфликт не отождествляется с классовой борьбой, завершающейся социальной революцией. Совре­менный классовый конфликт, если он и признается, то в любом понимании рассматривается западными авторами как институционализирован-ный и регулируемый конфликт между предприни­мателями и рабочими, в котором ни одна из сторон не стремится полностью устранить противоречия ин­тересов путем революционных изменений.9 В-треть-иx, в демократических странах классовая борьба институционализирована в форме выборов в орга-ны власти (Липсет С.). В-четвертых, классовый кон­фликт признается одним из многих конфликтов в обществе.

Понятие класса в настоящее время используется многими социологами, политологами и конфликте-


Основы конфликтологии ____

логами. Выше говорилось о позиции Бурдье П., от­рицающего реальность классов как крупных соци­альных групп. Американский социолог и политолог Липсет С. подчеркивает значимость для функцио­нирования демократии взаимоотношений между политическими партиями и «такими типами раско­ла, как классовые, профессиональные, региональ-ные, этнические и религиозные различия...».10 Он пишет о «классовой структуре», «классовых парти­ях», понимая под этим «раскол», различия между общественными группами по социальному положе­нию, уровню дохода и степени власти, т.е. стратам. Им используется понятие «рабочий класс», который является опорой для коммунистических и левосоци-алистических партий. В то же время Липсет G. от-мечает сложность (многомерность) стратификаци­онной системы современного общества. Он призна­ет, что более либеральные или левые партии пользуются непропорционально большой поддерж­кой со стороны малоимущих, рабочих, крестьян-бед­няков, людей недостаточно образованных и других групп с низким общественным статусом. Однако эта связь допускает многочисленные исключения; име­ют место отклонения от установленного соотноше­ния между поддержкой той или иной партии и лю­бым данным показателем классового положения.11 Выводы Липсета С. подтверждаются опытом евро­пейских стран. Здесь, как известно, остаются «ле­вые» и «правые» социально-политические силы, со­храняются коммунистическое и социалистическое движения, выражающие и защищающие интерес», в том числе классовых, различных социальных групп. Последние выборы президента Франции, в частности, показали, сколь острым сохраняется кон­фликт между левыми и правыми политическими


153 _______ Лекция 4

силами, хотя, конечно, он далеко не такой, каким был в периоды французских революций.

В материалах XIII Международного социологи­ческого конгресса многократно встречаются поня­тия «социальные», «классовые» различия, а также «рабочий класс» и тем более — «средний класс». Так что, преждевременно утверждать, как это делает Дарендорф, что современный социальный конфликт — это «послеклассовый конфликт» и что в некото­рых странах, по мнению немецкого политолога, хотя и жив «язык классового конфликта», но даже в них якобы классовое деление общества в традиционном смысле слова не является основой конфликта.12 Тем не менее мысль Дарендорфа о качественном изме­нении современного социального конфликта в прин­ципе верна.

Немецкий конфликтолог сам не предает забве­нию понятие «класс», а вкладывает в него иное со­держание. Это — «большинство», «класс большин­ства», но необязательно людей наемного труда, а тех, кто обрел относительно «удобное» существова­ние, в отличие от оставшегося за его пределами меньшинства. «Класс большинства защищает свои интересы так же, как раньше это делали другие правящие классы».13 В современном обществе, пи­шет Дарендорф, «в определенном смысле случилось прямо противоположное» тому, о чем писал Маркс.. «подавляющее большинство людей обрело относи­тельно удобное существование... проводит грани­цы, оставляя кого-то за их пределами». «Как и пре­жние господствующие классы, они находят доста­точно причин необходимости таких границ и готовы «впустить» только тех, кто приемлет их ценности».14 Причем, «класс большинства» проводит границы не только горизонтальные, но вертикальные. Немец-


Основы конфликтологии 154

кий конфликтолог отмечает также, что происходит индивидуализация конфликта. Индивидуальная мобильность занимает место классовой борьбы.

Еще одна особенность современного социально го конфликта, по мнению Дарендорфа, заключает­ся в том, что из всех его видов суть процессов, про­исходящих в современном обществе, проясняет-конфликт между богатством и гражданскими пра­вами, или иначе — «между ресурсом и притязания­ми». Современная, форма воплощения конфликта -«аномия», что означает временную утрату соци­альными нормами своей действенности в результа­те экономического или политического кризиса. Это

— «конфликт культуры» (Мертон), когда люди в силу своего общественного положения не способны под­чиняться ценностно-нормативной системе общества.

Наконец, в 80-е годы, подчеркивает Дарендорф, получил почти повсеместно распространение конф­ликт на расовой основе. Подобное явление — шаг назад в истории развития гражданского общества.

О овоеобразии современного социального конф­ликта, характерном, по крайней мере, для разви-тых еврспейских стран, пишут и другие авторы. В

-частности, французский социолог Турен А. отмеча­ет, что формирование постиндустриального обще­ства стимулирует восприятие и изучение новых ак­торов и их конфликтов. Ни один из современных видов борьбы не может быть квалифицирован как

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ВОКРУГ КОТОРОГО KОН-

центрируются все остальные.15 Он описывает три типа современного социального конфликта: 1) Коллективное поведение как конфликтное дей­ствие, характеризующееся тем, что направлено на защиту, реконструирование или адаптирование слабого элемента социальной системы.


155 Лекция 4

2) Социальные конфликты — механизмы изменения принятия решений, т.е. политические. Это — со­циальная борьба.

3) Конфликтные действия, направленные на изме­нение системы социального детерминирования, т.е. господства и подчинения, и касающиеся глав­нейших ресурсов общества (знаний, производ­ства, этических норм). Это — социальное движе­ние.

Во всяком конфликте имеет место не только борь­ба за господство, но и за ценности, за доминирова­ние определенной культурной модели.

Турен А. особо рассматривает социальное дви­жение как тип конфликта. Он отмечает, что соци­альное движение — не только конфликт, но также привнесение в общество новых ценностей и целей. Современные социальные движения могут констру­ировать себя из любой социальной «смеси». Стало быть, они носят не только классовый характер. Главная отличительная черта этих движений — они «чисто социальные» и «диффузные», тогда как ра­бочее движение в прошлом было концентрирован­ным. Автор подчеркивает различие социальных и политических движений в современную эпоху и в то же время отмечает былую подчиненность первых по­литическому действию в индустриальном обществе. Единство социального и политического движения как революционного процесса было порождено иде­ей социализма, классовой борьбы и революции. Социальное движение в настоящее время занимает центральное место в общественном процессе и яв­ляется базовым условием демократичности полити­ческой ЖИЗНИ.16


Основы конфликтологии 156

Широко распространена среди западных конф-ликтологов точка зрения, согласно которой конф­ликтные отношения, обусловленные классовым «расколом», вытесняются более ограниченными и более специфическими отношениями групп по ин­тересам. Высокая социальная мобильность в раз­витых странах (вертикальная и горизонтальная) порождает веер таких групп и отношений. Обще­ство не поляризируется по линии одного противо­речия и одного основополагающего конфликта. Та­кое общество социально плюралистично; ему при­сущи многие противоречия, ни одно из которых не делает его расколотым.

Многообразие конфликтов в плюралистическом обществе характеризует совокупность взаимопере­секающихся интересов. Противоречия здесь разме­жевывают общественные группы не в целом, в их основе, а касаются различных сторон в жизнедея­тельности этих групп при идентичности их сущнос­ти. Общественные силы в демократических систе­мах находятся в разнокачественных, разноплановых связях между собой. Одни из этих связей выступа­ют как противоречия, а другие — нет. Словом, противоположности в одном отношении перекрыва­ются единством в другом. Вот почему социальные группы при такой ситуации не превращаются в по­стоянно взаимоисключающие полярности. Описан­ные противоречия и возникающие на их базе конф­ликты, как правило, не являются насильственными,.

Стратификация общества, противоречия, укоре­нившиеся в ней — источник конфликтов, характер­ных для экономически развитых, устойчивых госу­дарств. Здесь, как утверждает Липсет С., в обычай вошла «политика коллективного торга» — борьба вокруг дележа всего экономического пирога, вокруг


157 _____________ Лекция 4

установления объема социального обеспечения и планирования и т.д.17

В развивающихся странах в дополнение к конф­ликтам, связанным с классовыми различиями, су­щественную роль, по мнению Липсета С., играют культурные или глубокие ценностные конфликты. Конфликтогенным фактором в этих странах высту­пает модернизация. Ее высокие темпы, в частности, в мусульманских странах, способствуют экономичес­кой, политической и социальной поляризации об­щества, обострению отношений между сторонника­ми традиционных норм (консерваторами, фунда­менталистами) и приверженцами модернизации, которые приветствуют и отстаивают происходящие изменения. Кроме того, модернизация несет с собой и другие конфликты, детерминируемые ее неодноз­начными последствиями.

С одной стороны, она вызывает процесс субъек-тивизации социальной деятельности человека, а вместе с этим и новые формы отчуждения; с другой стороны она обусловливает формирование новых социальных групп и слоев, вовлечение их в актив­ную общественную жизнь. Проблема индивидуали­зации и обобществления конфликта проявляется и здесь. Национально-этнические конфликты — одно из главных противоречивых последствии модерни­зации.

Наличие насильственных локальных конфликтов во многих странах показывает, что время социаль­ного антагонизма еще не миновало. Поэтому не со­шел со страниц научной литературы и термин «со­циальный антагонизм», обозначающий определен­ный тип социального конфликта.

«Антагонизм» как понятие общественной науки разработан марксизмом. В марксистской традиции


Основы конфликтологии 158

Данное понятие обозначает непримиримее классо­вое противоречие, проявляющиеся в классовой борь­бе. Признаками социального антагонизма являют­ся: субъекты — классы или иные большие общности и образования (нации, государство) с взаимоисклю­чающими коренными интересами; непримиримость интересов, позиций и ценностей, взглядов, целей и ориентации; насильственные методы борьбы; по­давление или уничтожение одной стороны другой вместе с ликвидацией социальной основы ее суще­ствования, а стало быть и того социального един­ства, в рамках которого возникли и существовали антагонистические противоположности; качествен­ное изменение социальной системы как результат разрешения антагонизма крупных социальных групп.

Вне марксистской литературе понятие «антаго­низм» используется в более ограниченном смысле: как обозначающее любой враждебный, требующий применения насильственных средств, конфликт. Это могут быть межличностный или групповой, меж­групповой, этнический и прочие конфликты. Отдель­ные конфликтологи и социологи применяют поня­тие «антагонизм», близкое по смыслу к марксистс­кому, для характеристики общественных систем с одним противоречием. Имеется в виду одно основ­ное противоречие, раскалывающее общество на противоположные лагери.

Скажем, в настоящее время в мире существуют самые разнообразные социумы. Это — моноконф­ликтные (с одним социальным противоречием и конфликтом) и поликонфликтные (со многими, пе­ресекающимися или накладывающимися друг на друга конфликтами), с социальноклассовыми анта­гонизмами как доминирующими типами конфлик-


159 Лекция 4

та и смешанными типами конфликта, где соци­альный антагонизм — лишь один из видов конф­ликта, не оказывающий судьбоносного влияния на процесс общественной жизни. В таких обществах постоянно происходит взаимопереход антагонизма в неантагонизм — конфликт, порождаемый разно­образными частными или групповыми интересами в рамках общих интересов и одобряемого всеми со­циального единства. Переход антагонизма в неан­тагонистический конфликт означает качественное изменение конфликта и переоценку его места и роли противоборствующими субъектами и обществом. Речь идет о переходе к конфликту со слабой интен­сивностью, с ограниченной масштабностью дей­ствия и локальными последствиями, о борьбе нена­сильственными средствами с преобладанием кон­структивного влияния на конфликтующих субъектов и окружающую среду, наконец, о переходе к управ­ляемому конфликту и возможности его институцио-нализации, рационализации и разрешения на ос­нове принципа демократии при сохранении данной социальной системы.

Перевод социального антагонизма в русло неан­тагонистического конфликта возможен при такой системе, где существуют условия для достаточно массовой социальной мобильности, где реален со­циальный плюрализм и налицо значительные сред­ние слои населения. И, конечно же, в демократи­ческих системах, обеспечивающих институционали-зацию конфликтов, а также конструктивное их разрешение.

При наличии кризисной ситуации или близкой к ней происходит перерастание неантагонистических конфликтов в антагонистические.


Основы конфликтологии 16О

Самое существенное в этом процессе — углубле­ние конфликта, качественное изменение его основы. Конфликтная линия, разделяющая противоборству­ющих субъектов, в этом случае определяется обра­зовавшейся противоположностью основных соци­альных интересов. В свою очередь такая противо­положность детерминируется сложившейся ситуацией: экономической, социально-политической и пр. Антагонизм всегда предполагает тенденцию распространения противоборства на многие слои населения, вызывает поляризацию социальных субъектов, дезинтеграцию общества и стимулирует аномию как форму воплощения конфликта.

При всем уважении к своей стране нельзя не со­гласиться с характеристикой нынешнего состояния ее социальных отношений, данной известным рус­ским философом и писателем Зиновьевым А. Это — посткоммунистическое образование, представляю­щее собой не какую-то новую общественную систе­му, не какой-то тип системы, а некоторое хао­тическое и эклектическое образование, попытка орга­низации «продуктов распада в некое подобие цело­стного существа». Российское общество сегодня есть «социальный урод», сочетающий в себе «обломки коммунизма, имитацию допотопного капитализма, реанимацию феодализма, легализированную пре­ступность и кустарщину».18 Официально такое со­стояние называют переходным периодом, что даже признано в некоторых международных документах. Возможно, что качество переходности в постсоветс­кой России доминирует. Однако оно весьма своеоб-


161 _____________ Лекция 4

разно, поскольку речь идет в значительной степени о реставрации таких капиталистических структур и отношений, которых в современных развитых стра­нах нет, при одновременном разрушении всего по­зитивного, созданного за семьдесят лет трудом од­ного из талантливых народов земли.

Конфликтогенную ситуацию в социальных отно­шениях в России невозможно отнести к какой-либо описанной в научной литературе системе конфлик­тов. Это — и не отношения послеклассового конф­ликта, проанализированного Дарендорфом Р., и не структурно-функциональные конфликты, связанные с уклоняющимся поведением, описанные Парсон-сом Т. Это — наконец, и не классические классовые конфликты между буржуазией и рабочими, откры­тые марксизмом.

Российское общество, переживающее глубокий системный кризис, характеризуется наличием раз­нородных зон социального конфликта, связанных с осколками госсоциализма, с нарождающимся при­митивным капитализмом, реставрируемым дорево­люционным прошлым и заимствуемыми элемента­ми западно-европейских социальных структур. На всех этих зонах лежит печать российского ментали­тета, характеризующегося единством противопо­ложных свойств в русском народе: деспотизма, ги­пертрофии государства и анархизма, неуважения закона; жестокости, склонности к насилию и вместе с тем доброты, человечности, мягкости; поисков ис­тины, правды; коллективизма и обостренного созна­ния личности, индивидуализма; революционности и консерватизма; интернационализма и шовиниз­ма; религиозности и воинствующего безбожия. Бер­дяев Н. писал, что русским народом можно очаро­ваться и разочароваться, от него можно всегда ожи-


Основы конфликтологии 162

дать неожиданностей, он в высшей степени спосо­бен внушать к себе сильную любовь и сильную не­нависть.19 Иностранцы, замечает русский философ Лосский Н., часто подчеркивают страстность и эк­стремизм русских; «неумение идти средним путем, отсутствие меры».20 Последнее замечание особенно важно при анализе конфликтного поведения сооте­чественников.

Обилие зон конфликта не означает, что в нашем обществе нет сегодня главной зоны, определяющей конфликтной линии. Она есть и, к сожалению, это — антагонизация социальных, экономических и по­литических отношений, обусловленная углублением социальной дифференциации общества и социаль­ного неравенства; биполярная социальная структу­ра как крайний вариант ее асимметричного строе­ния и прямо связанный с этим классовый конфликт все больше становятся ведущей тенденцией соци­ального процесса в стране, решившей вернуться, по воле, в основном, элитной части населения, к капи­талистической системе.

Язык классового конфликта начинает звучать все громче в недовольстве более трети населения, ока­завшегося на грани или за чертой бедности, в воз­мущении вопиющей социальной несправедливос­тью, выраженной в том, что расслоение общества по доходам превысило показатели, предельно до­пустимые для стабильных государств: вместо деся­тикратной разницы в доходах самых богатых и са­мых бедных сдоев населения, свойственной боль­шинству развитых стран, в России на конец 1994 г. 10% наиболее обеспеченных слоев населения полу­чили доходы, в 1-5 раз превышающие доходы наи­менее обеспеченных. Разрыв в уровнях зарплаты десятой части наименее оплачиваемых работников


163 _________ Лекция 4

и десятой части наиболее оплачиваемых достиг 27 раз.21

Еще недавно, летом 1992 года, на заседании Конституционного суда в Москве по делу об Ука­зах Президента РФ и по вопросу о конституционно­сти КПСС адвокат Макаров, представлявший сто­рону Президента, со всей серьезностью, в обвини­тельном тоне спрашивал одного из свидетелей со стороны бывшей КПСС, не означает ли его реко­мендация как автора одной из книг подходить к оценке любого социального факта с классовой точ­ки зрения «пропаганду социальной розни».22 "Сегод­ня же этот вопрос звучит просто наивно. Все сред­ства массовой информации говорят и пишут о «ста­рых» и «новых» русских. Утверждающийся режим и социальный строй опираются не на «старых», а на «новых» русских, на класс новых собственников, которых в стране абсолютное меньшинство. Созда­ется политическая партия власти, пока в виде изби­рательного блока «Наш дом Россия». И никто не собирается обвинять его организаторов в «разжи­гании социальной розни». В обществе, где взят ориентир на социальную дифференциацию и соци­альное неравенство, где частная собственность, воп­реки российскому менталитету, провозглашена свя­щенной ценностью, такой процесс закономерен.

Однако есть надежда на то, что утверждавшая­ся в советское время, хотя и зачастую негодными средствами, линия на развитие социальной одно­родности общества и отношений коллективизма, то­варищеского сотрудничества различных слоев на­селения оставила свой след, и эти отношения будут сдерживать, ограничивать расширение сферы соци­ального антагонизма. В обществе теперь и в перс­пективе антагонистическая линия социального кон-


Основы конфликтологии 164

фликта будет сочетаться с неантагонистическим конфликтом. Стабильность общества будет зависеть от того, насколько властям удастся разумно соче­тать эти типы конфликтов, регулировать их в рам­ках конструктивности. Поэтому в настоящее время напрасно правящие круги и обслуживающие их СМИ стремятся вытравить из памяти масс тради­ционные для россиянина ценности — коллективизм, социальную справедливость и солидарность. Голый индивидуализм, идеал «золотого тельца», погоня за наживой и другие «новшества», заимствованные не из лучших сторон буржуазного общества, едва ли привьются большинству российского народа.

Конфликт коллективизма и индивидуализма — характерный тип конфликта для современного рос­сийского общества. Он выражает собой более глу­бокое противоречие нынешнего этапа — между ос­татками социализма и утверждающимся капита­лизмом. Особенно отчетливо данное противоречие проявляется в сельских обществах, где еще доста­точно сильны позиции коллективных хозяйств и со­ответственно коллективного образа жизни, и вмес­те с тем властями стимулируется фермерство — ин­дивидуальный тип хозяйства, основанный на применении наемного труда и его эксплуатации. Классовый конфликт в России пока не приобрел своей типологической четкости, подобной тому, как это было на рубеже XIX-XX вв. И, наверняка, он не станет таковым в постсоциалистический период еще и потому, что в перспективе под влиянием техничес­кого прогресса будет возрастать социальная мо­бильность населения. Нельзя сбрасывать со счета и возможности развития среднего класса, обзаво­дящегося некоторой долей приватизированной гос­собственности. Уже теперь (а в дальнейшем еще в


165 _____________ Лекция 4

большей степени) на социальный фон конфликтно-сти влияет установка значительного числа населе­ния на индивидуальное приспособление к обстоя­тельствам, стремление любыми путями выжить, извлечь из сложившихся условий выгоду для себя, пренебрегая общими интересами, заботой о судь­бах страны, ее престиже и т.п. Иными словами, дей­ствует фактор индивидуализации, российской «при­ватизации» общественного конфликта как противо­положность тенденции классовой поляризации общества. Насколько глубоко проникнет в поры страны подобный процесс, достигнет ли он уровня, свойственного современным развитым странам, сказать пока трудно. Еще раз подчеркиваем, что в социальный процесс вносит и будет вносить свои коррективы коллективизм, солидарность, привычка мыслить социальными категориями и связывать свою судьбу с общественными идеалами, пусть под­час и утопическими, укоренявшимися в сознании и поведении людей в советскую эпоху.

Немаловажное влияние на вызревание классово­го характера социального конфликта оказывает ха­рактерный для данного этапа существенный факт: основная линия социальной напряженности, со­гласно социологическим исследованиям, пока про­ходит не между большими социальными группами, а между государственной властью на всех ее уров­нях и основной массой населения. Любопытен в этом плане эпизод, происшедший в ходе известных трагических событий в г. Буденовске Ставропольс­кого края. Собравшись на митинг, возмущенные террористическим актом чеченских банд боевиков жители города обвинили в случившемся прежде всего федеральные власти и потребовали отставки правительства и Президента РФ. А когда Прези-


Основы конфликтологии 166

дент за допущенное кровопролитие вместе с рядом федеральных министров отправил в отставку губер­натора края, то главы администраций районов и городов края, надо думать, не без поддержки насе­ления, обратились к Президенту с просьбой приос­тановить действие его указа, в части освобождения от работы своего губернатора. Люди привыкли в советское время уповать на государство, на верхов­ную власть при необходимости разрешения любых важных для них проблем. И стереотипы социально­го поведения в случае серьезных конфликтных ситу­аций еще не изменились. И не изменятся до тех пор, пока не сформируется окончательно водораздел между гражданским обществом и государством, высшей властью и местным самоуправлением, а также между интересами капитала и наемного тру­да, и пока не будут представлены эти интересы сло­жившимися, признанными социальными группами, партиями и движениями. Так что, социально-клас­совый конфликт в России еще долгое время будет возникать и проявляться как политический. Отсю­да и основное средство его регулирования — соци­альная политика государства, решающая задачу гармонизации общественных отношений, создания условий для высокой социальной мобильности, для необходимого благосостояния всех граждан и ослабления социальной поляризации в обществе.

Современной России, с характерной для нее урод­ливой социальной структурой и социально-право­вым хаосом, присущ тип социального конфликта, воплощающийся в форме «аномии», т.е. между сущ­ностью норм социального поведения и реальным массовым поведением. Это прежде всего находит свое проявление в такой крайней форме «аномии», как отклоняющееся и преступное поведение. Многие


167 _____________ Лекция 4

аналитики характеризуют нынешнее российское об­щество как находящееся на пороге криминального «В последние годы в обществе фактически наблюда­ется криминализация всей системы общественных отношений», — пишет академик Осипов Г.23 В миро­вой практике признается за критический уровень преступности: на 100 тыс. жителей — 5-6 тыс. пре­ступлений. В России зарегистрированная и невы-явленная преступность (примерно две трети общего объема) в совокупности составляет около 6-6,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения.24 Разрушение и деформация традиционных гуманистических цен­ностей общества привело к росту стрессовых ситуа­ций, следствием чего стала эскалация психического травматизма людей. Общее количество больных, обратившихся к врачу-психиатру в 1993 году, соста­вило более 3 млн. 500 тыс. человек, что почти на десятую часть больше, чем в 1992 году. Угрозу не только моральной, но и физической деградации населения создает алкоголизация общества. Годо­вой уровень потребления алкоголя в России дости­гает по различным оценкам 14-18 литров на чело­века, тогда как по оценке всемирной организации здравоохранения критическим порогом потребления абсолютного алкоголя на человека считается 8 лит­ров. Известно увеличение больных наркоманией. Все это в совокупности образует социальный кри­зис общества, доминирование в нем конфликта в форме «аномии», или, по Мертону, «конфликта норм в культуре».

Наконец, российское общество сегодня обремене­но острым национально-этническим конфликтом, проявляющимся во вспышках гражданской войны.

Возникает вопрос, насколько взаимосвязаны рас­смотренные виды современного.социального конф-


Основы конфликтологии 168

ликта? Даже без глубокого анализа ясно, что та­кая взаимосвязь существенна и действенна. Достаточно сказать, что становление социально-классового конфликта прямо связано с эскалацией конфликтов — «аномии». Преступность прогресси­рует на базе социальной дезинтеграции общества, углубления его раскола на господ и простолюдиев, на миллиардеров и нищих или полунищих. Крими-нализация общественных отношений стимулирует­ся политикой перераспределения собственности. В свою очередь то и другое пробуждает националь­но-этнические коллизии. В целом же конфликтная сеть замыкается на нынешнем процессе капиталис­тической модернизации. Объективные и субъектив­ные противоречия этого процесса (о чем говорилось ранее) порождают отмеченные и другие конфликты нынешнего судьбоносного для нашей страны пери­ода.

Литература

1. Краткий словарь по социологии. М, 1988, С. 337.

2. Там же. С. 388, 389

3. Зинченко Г. Теория социологии. Ростов-на-Дону, 1993. С. 97.

4. Социс, 1994, 5. С. 147.

5. Бурдье П. Социология политики, М, 1993. С. 55, 59-63.

6. Там же. С. 59.

7. Там же. С. 60.

8. Козлова О. Развитие идеологии и социальные конфликты. Социс, 1993, 3. С. 28.

9. Липсет С. Политическая социология. Американс­кая социология. М, 1972. С. 214.

10. Там же.

11. Там же. С. 216.


169 _________ _ _________ Лекция 4

12. Дарендорф Р. Современный социальный конф­ликт. Иностранная литература, 1993,..4. С. 240

13. Там же. С. 237.

14. Там же. С. 237-238.

15. Турен А. Социальные движения, революция, де­мократия. Свободная мысль, 1991, 14. С. 36

16. Там же. С. 35, 42.

17. Липсет С. Политическая социология. Американ­ская социология. С. 214.

18. Правда, 21 июня, 1995 г.

19. См.: Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 281.

20. Лосский Н. Условия абсолютного добра. М, 1991. С. 267.

21. Осипов Г. В общем котле давление подошло к «красной черте». Правда 2.1 июня, 1995 г.

22. КПСС вне закона? М, 1992. С. 123.

23. Осипов Г. В общем котле давление подошло к «красной черте». Правда 21 июня, 1995 г.

24. Там же.


Основы конфликтологии 17О




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 785; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.