Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деление норм права на материальные и процессуальные




Разделение системы права на институты и подотрасли

Разделение системы норм на части

1) Общая часть, включающая совокупность общеконституционных принципов, которые должны применяться при действии всех норм конституционного права. Нормы общей части содержатся в гл. 1 (Основы конституционного строя), 2 (Права и свободы человека и гражданина), 9 Конституции РФ (Конституционные поправки и пересмотр Конституции).

2) Особенная часть, состоящая из норм, конкретизирующих принципы права.

Общая и особенная часть выделяется в отдельных подотраслях конституционного права (избирательном и парламентском праве).

Внутри отрасли конституционного права выделяют институты права. Они регулируют какой-то вид общественных отношений в стране. Выделяют следующие институты конституционного права:

1) Президентское право.

2) Констрольно-надзорное право, куда входят нормы, регулирующие основы организации и деятельности прокуратуры, уполномоченных по правам человека.

Есть предложение отделять нормы о прокурорском надзоре от норм об уполномоченном по правам человека [67].

3) Институт государственно-территориального устройства.

4) Институт государственной символики.

5) Институт гражданства.

6) Права человека (индивидуальное право).

7) Право общественных объединений, политических партий и религиозных организаций.

8) Право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств).

9) Институт правительства.

10) Институт омбудсмана (Уполномоченного по правам человека).

Границы между институтами подвижны и одна норма может принадлежать к двум или более соседним институтам.

Например, нормы о Правительстве соседствуют с нормами о Федеральном Собрании и Президенте.

Институты постепенно растут и перерастают в подотрасли конституционного права, включающие в себя несколько институтов. К таковым сегодня относят:

1) Парламентское право.

2) Избирательное право и право на референдум.

3) Конституционно-судебное право.

4) Право средств массовой информации.

Авторы разных учебников дают разный набор подотраслей права. С.А. Авакьян выделяет такие подотрасли права как: Основы конституционного строя, Конституционный статус человека и гражданина (сюда включается и институт гражданства), Государственное устройство России, Избирательное право, Президент РФ, Федеральное Собрание, Исполнительная власть, Конституционные основы судейской и прокурорской системы, Конституционный Суд, Органы государственной власти субъектов, Конституционные основы местного самоуправления [68].

С.А. Авакьян выделяет сквозные институты, нормы которых проникают в иные институты права.

Примером является институт принципов избирательного права, нормы которого проникают в институты права о выборах Президента РФ, депутатов Государственной думы и т.д.

Все институты и подотрасли права делят на (а) относящиеся к государственному праву в узком смысле этого слова, т.е. регулирующих деятельность государства и (б) к гражданско-публичному праву, т.е. регулирующему поведение не государственных субъектов (индивидов, их объединений)[69].

В реальном праве могут возникать институты, отсутствующие в официальном праве.

Так к 2008 г. в реальном государственном праве России ясно сформировался институт Лидера нации или Правителя (его статус). Его можно назвать институтом Верховной власти.

В особый институт следует выделить реальные и официальные нормы, касающиеся деятельности Администрации Президента РФ, которая представляет собой орган теневой власти, стоящей над всеми иными ветвями власти.

Интересным является неконституционный институт государственного права «полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе».

1) Нормы ма териального права, закрепляющие права и обязанности субъекта (его правовой статус).

2) Нормы п роцессуального права (юридические правила), определяющие порядок, процедуру реализации норм материального права.

Норма, закрепляющая право Совета Федерации отрешить Президента РФ от должности является материальной (п «е» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Ей сопутствуют нормы, устанавливающие порядок этого отрешения (ст. 93 Конституции РФ). Ученые выделяют нормы, закрепляющие порядок конституционного правосудия, осуществляемого Конституционным Судом РФ [70].

Подчас, Конституция декларирует право, а процессуальные нормы, обеспечивающие его реализацию, помещаются в отдельный закон.

Например, согласно ст. 31 Конституции РФ граждане имеют право проводить публичные мероприятия, а порядок их проведения установлен ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

Надо иметь в виду, что через процессуальные нормы можно затруднить реализацию материальной нормы.

Предлагается выделять подотрасли процессуального права[71]:

1) парламентско-процессуальное – нормы, регулирующие деятельность парламента

2) конституционное судебное процессуальное право – нормы, регулирующие деятельность Конституционного Суда РФ

3) Избирательное процессуальное право – нормы, регулирующие подготовку и проведение выборов.

Использование своего права может осуществляться в (а) явочном порядке без уведомления государства об использовании норм. Бюрократическое государство часто не позволяет своим подданным действовать таким образом. Оно вводит (б) уведомительный (регистрационный) порядок использования права, при котором субъект может им воспользоваться только после регистрации своего намерения государство. Еще более бюрократическим является (в) разрешительный порядок осуществления своего права, при котором субъект может воспользоваться своим правом только после разрешения какого-то государственного (муниципального) органа или должностного лица. Часто уведомительный порядок превращается государством в разрешительный, путем требования от субъекта реализации большого количества условий для регистрации (предоставление массы документов, определенным образом оформленных и полученных, соблюдение сроков и процедур).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.