Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники реального позитивного права




Нормы реального государственного права России содержатся не только в выше названных официальных источниках. Они могут иметь иную форму, не признаваемую официально. Роль выше названных источников в реальном праве может быть иной, чем в официальном позитивном праве.

1) Российское общество сохраняет черты традиционного общества. Значительную роль в реальном позитивном праве страны имеют поддерживаемые государством правовые обычаи [146].

Россия всегда была административным обществом с патерналистскими и вождистскими отношениями. Традиционным является неравенство членов общества. Господствующее положение в ней традиционно занимают обособленные управленческие группы. Большинство населения согласно с ролью ребенка, который отдает свою судьбу в руки вождя и стоящей за ним бюрократии. Население добровольно передает свой суверенитет главе государства. Управленцы поддерживают традиции монократического правления, не использования закрепленных в конституции и законах прав граждан на участие в государственном управлении. Высшей ценностью в России всегда был не человек (как закреплено в ст. 2 Конституции РФ), а государство (этатизм, великодержавие).

Обычным становится в последнее время правление Лидера нации и его команды «питерских». Большинство соглашается с мыслью, что В.В. Путин незаменим. Привычным становится формирование органов власти сверху вниз из людей, лично преданных Лидеру нации, отсутствие независимости органов власти.

В регионах складываются обычаи, согласно которым губернаторы согласовывают свое поведение с представителями Президент РФ в федеральном округе. Представитель Президента РФ рассматривается как генерал-губернатор.

Если в Великобритании действуют республиканские обычаи, которые нейтрализуют провозглашенную монархию, то в России, наоборот, действуют обычаи монократии, нейтрализующие декларированную республику.

Обычай играет большую роль в конституционном праве США в силу того, что Конституция США устарела и требует дополнений, которые осуществляются через вводимые обычаи. Например, выборщики Президента США могут по Конституции поступать свободно, но существует обычай, что они поддерживают того кандидата, которого поддерживает партия, их выдвинувшая [147].

2) С усилением монократического правления в стране все больший вес приобретает политико-правовая доктрина (политические идеи, имеющие правовое значение), высказанная главой государства.

Например, в начале XXI в., в нарушении требования ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью для государства Президент РФ провозгласил не человека, а усиление российского государства, увеличение объемов производства в экономике в 2 раза (удвоение ВВП), что может быть достигнуто через увеличение выпуска военной техники.

Идеи, созревшие в кабинетах Администрации Президента и затем высказанные им, например, в послании к Федеральному Собранию, на встречах с Правительством, становятся руководством к действию для депутатов парламента (переход к системе наместников в регионах, ограничение проведения референдумов). Это идея великодержавия, особой, не похожей на западную «суверенной демократии», доктрина «вертикали власти». Права человека, подчас, рассматриваются как вражеская идеология, рассчитанная на подрыв культурных основ российского общества. Демократические движения в мире (цветные революции) подаются как враждебные России. Общественные объединения, финансируемые из зарубежных фондов объявляются агентами Запада.

Послания Президента РФ Федеральному Собранию содержат нормы-принципы, на основе которых должна осуществляться деятельность должностных лиц, лично преданных правителю. Во исполнение требований Послания Правительство принимает нормативные акты, направленные на их реализацию. Ч. 2 ст. 5 ФЗ от 20 июня 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[148] отмечается, что ежегодное послание Президента РФ Собранию должно содержать раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и уточнение указанной программы с выделением задач на предстоящий год. В ч. 4 ст. 4 ФЗ определяется, что первое послание Президента РФ после его вступления в должность должно содержать раздел, посвященный концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Внешняя политика России полностью строится не на основе законов и Конституции, а на основе политических доктрин, формулируемых Президентом РФ и его окружения: доктрина враждебности стран Запада, поддержания тех стран, которые конфликтуют с США, доктрина восстановления России как империи, претендующей на господство в мире (особенно в странах, ранее входящих в состав СССР).

Правовые доктрины могут содержаться в специальных актах, подписываемых Президентом РФ. Примером является «Доктрина информационной безопасности в РФ»[149].

Последние из перечисленных источников, подрывают действие принципа законности и конституционности в стране, еще раз указывает на то, что конституционные нормы не вытеснили нормы прежнего государственного права и конституционный строй еще только начал строиться.

3) Деятельность государственного аппарата часто урегулирована не конституцией и законами, а прецедентами (образцы поведения или решений), которые создают или поддерживают руководители органов государственной власти.

Например, президент В.В. Путин создал прецеденты выборочного преследования олигархов, вступающих с ним в конфликт или не проявляющих достаточной лояльности. Важнейшим прецедентом для всей России стало дело М. Ходорковского. Оно показало, что частная собственность в России не охраняется, как написано в ст. 35 Конституции РФ. Она носит условный характер. Обладание ею зависит от произвола государственной бюрократии.

Избирательные компании строятся на прецедентах использования административного ресурса, снятия кандидатур лиц, не устраивающих какое-либо начальство. Важным прецедентом было снятие с должности губернаторов Воронежской и Псковской области за то, что они не обеспечили победу «Единой России» на выборах депутатов Государственной Думы.

После создания Общественной палаты в Москве все регионы стали создавать подобные палаты у себя.

4) Гипертрофированную роль в России имеют нормативные акты, исходящие от Президента. Указы Президента могут заменять собой законы. В теории права стали говорить об указном законодательстве.

Указом Президента РФ страна была поделена на федеральные округа, был введен институт Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Важность закона имеет указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Эти указы фактически изменили государственное устройство России, сделали шаг к ее унитаризации.

Указами Президента устанавливается система органов управления в стране, в том числе был введен порядок подбора кандидата на пост главы региона. На основе указа Президента от 1 сентября 2000 г. действует такой неконституционный орган как Государственный Совет.

5) В последнее время широкое распространение приобрели устные поручения Президента РФ различным органам власти и должностным лицам. Некоторые из них носят нарочито публичный характер, даются в присутствие журналистов, демонстрируются на экранах телевидения. Другие носят секретный характер и могут противоречить Конституции РФ.

6) Отношения среди российской бюрократической элиты, между бюрократией и опекаемой ею буржуазии строятся на феодальных патрон-клиентскихотношениях[150]. Между сюзереном и его вассалами существуют неформальные соглашения. Патрон берется опекать свою клиентелу, обеспечивать ее должностями и прибылями. Клиентела обязана поддерживать патрона в борьбе за удержание власти и ее расширение, обеспечивать его ресурсами, в том числе материальными. Клиентела готова исполнять любые приказания патрона, даже незаконные. Кадры решаю все, говорил И.В. Сталин. Этим отличается бюрократическое государство от правового, где официальное право решает все.

С 7 мая 2008 г. в России, по всей видимости, действовал секретный договор о разграничении полномочий и сроках пребывания на должности между Президентом Д.А. Медведевым и правителем России В.В. Путиным.

7) Большое значение в регулировании государственно-правовых отношений в России имеют п одзаконные акты Правительства РФ, министерств и ведомств. Они могут соответствовать Конституции и законам, но могут и нейтрализовать их действие, установить, например, затруднительный порядок их реализации.

Так, с помощью подзаконных актов, порядок регистрации граждан по месту жительства превращен в их прописку, в которой могут отказать, например, при отсутствие регистрации права собственности на жилье. Подзаконные акты могут запрещать должностным лицам выдавать гражданам необходимую им информацию.

Эти подзаконные акты могут быть секретными, известными только правоприменителю. Они могут иметь устный характер, особенно если являются незаконными.

8) Роль законов значительно увеличилась в России по сравнению с их ролью в СССР. Они могут соответствовать нормам Конституции РФ, но могут использоваться для устранения ее действия.

Так, законодательство о партиях ставит препятствие свободе объединения граждан в партии. Законодательство о выборах в органы власти препятствует участию граждан в избирательной кампании. Законодательство о Президенте превращает его в диктатора.

9) Значение Конституции РФ, безусловно, возросло в современной России по сравнению с ролью конституционного акта в СССР, но по прежнему, в соответствие с традициями российского общества, она в значительной степени остается идеологическим документом, призванным имитировать наличие конституционного права в стране. Очень часто ее нормы не имеют регулирующего воздействия или имеют только ограниченное действие. Законы и подзаконные акты могут противоречить нормам Конституции РФ.

10) Государственные чиновники, в том числе судьи не желают применять нормы международного права, которые официально должны действовать в России и имеют высшую после Конституцию РФ силу. Они принуждаются их реализовать, когда граждане обращаются за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека. В России уже сложилась пословица: «Лучший российский суд – это суд в Страсбурге». Треть дел рассматриваемых в нем – это дела по искам россиян.

Кроме того, страны Запада и западная общественность постоянно оказывают давление на российскую бюрократию с тем, что бы они не нарушали права человека, предусмотренные международным правом и российской Конституцией.

Литература:

Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003.

Денисов С.А. Отражение интересов обособленных управленческих групп в системе источников позитивного права // Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 1. Екатеринбург. 2005. С. 7-11.

Денисов С.А. Принципы Конституции РФ и правосознание российского общества // Конституционное развитие России: история и современность. Материалы всероссийской конференции. Ч. 1. Екатеринбург. 2003. С. 139-142 (Денисов С.А. Сборник публикаций по вопросам государственного (конституционно) права. Т. 1. Екатеринбург. 2005. С. 94-96).


Глава 6. Реализация норм конституционного права. Конституционная законность. Имитация конституционализма. Механизм нейтрализации норм конституции. Толкование Конституции РФ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.