Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные ограничения прав




Содержание и объект права

Источники официального права

Право на публичную информацию

Право на информацию конкретизирует и дополняет свободу мысли и слова. Оно позволяет осуществлять контроль за аппаратом государства, что считается на Западе важнейшей демократической ценностью[233]. Без информации о жизни общества и деятельности государства люди не могут принимать участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), осуществлять научные исследования в гуманитарной сфере (ч. 1 ст. 44 Конституции). Без информации о кандидатах на выборные должности, люди не могут осуществлять разумный выбор (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Это право закреплено:

1) В Конституции РФ (ч. 4 ст. 29).

2) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 26 июля 2006 г. № 149-ФЗ[234].

3) Граждане могут требовать информацию в порядке, предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ[235].

4) Получение информации от государственных и муниципальных органов урегулировано ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г.[236].

5) Получение информации о деятельности судов урегулировано в ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ[237].

Право касается особого объекта – информации. Согласно Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Следует выделять (а) публичную информацию, касающуюся жизни общества, государства; (б) информацию о частной жизни, в отношении которой действует совершенно иной режим правового регулирования (см. ч. 1 ст. 24 Конституции РФ); в) информацию, составляющую государственную тайну (ч. 4 ст. 29 Конституции); коммерческая тайна.

Содержание свободы. В отношении публичной информации действует норма, закрепленная в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Она дает право каждому «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». В данной норме содержится противоречие. С одной стороны предоставляется свобода искать, получать и передавать, а с другой стороны это разрешается делать только установленными в законе способами. Последнее указывает на разрешительный тип регулирования. Общедозволительный тип регулирования обычно закрепляется в формуле «способами не запрещенными в законе». В демократических странах журналисты имеют право распространять любую информацию, которую они сумели получить любым способом, если не будет прямого запрета суда на эту деятельность.

В 1971 г. газета «Нью-Йорк таймс» получила 47 томов секретных документов, касающихся войны США во Вьетнаме. Правительство США обратилось в суд с просьбой принять решение о запрете публикации секретных документов. Верховный суд отказался принимать такое решение, ограничивающее свободу печати, посчитав доводы правительства о том, что разглашение секретных сведений нанесет вред США неубедительными. Он так же указал, что если публикация информации в последствие действительно принесет вред США, тогда правительство может обратиться в суд с требованием привлечь виновных к юридической ответственности. Газеты сами пошли на уступку правительству и не стали публиковать 11 отрывков из имеющихся у них 47 томов материалов [238].

Поиск информации может осуществляться в различных формах самостоятельно или с помощью специальных организаций. Это может быть научная деятельность, опрос населения, обращение в органы власти с требованием выдать информацию.

Получение информации означает овладение ею непосредственно (она входит в сознание человека) или путем приобретения носителей с информацией (книги, записи на материальном носителе). Одной из форм получения информации является присутствие на заседании суда, которые должны быть открыты для всех (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ).

Конституционный суд США в 1980 г. вынес по этому поводу специальное решение [239].

Передача означает смену пользователя (обладателя) информации опять же путем доведения до сознания другого человека или продажи носителя с информацией. Она может передаваться в пользование или собственность иного субъекта.

Производство информации означает ее создание в ходе научной деятельности, наблюдения, переработки иной информации и запись ее на какие-то носители. Произведенную информацию не обязательно передавать.

Под распространением информации понимается вид передачи ее, при котором ее получают неограниченное число людей (например, разбрасывание листовок на улице).

Верховный суд США признал неконституционными решения муниципальных органов, запрещавших распространение листовок на улице без их разрешения, а так же требования обязательного указания в них имени и адреса распространителя [240].

Управомоченным является каждый человек и объединение людей (в том числе журналисты), но не государственные органы, для которых действуют ограничения в работе с информацией (ст. 13 Конституции РФ).

Обязанная сторона (другие люди, органы государства, муниципальных образований, их должностные лица) должна (а) не мешать это делать (бездействие) и (б) государственные и муниципальные органы должны выдавать имеющуюся у нее общественно-значимую информацию и защищать право людей свободно оперировать информацией (действия).

Например, в декабре 2012 г. Пленум Верховного Суда РФ принял постановление об открытости и гласности судопроизводства, который обязывает суды проводить резонансные процессы в больших залах и не препятствовать присутствию журналистов в зале [241].

Кроме названной нормы, Конституция РФ требует обязательного опубликования законов, а так же всех актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ), как важнейших источников информации, необходимой гражданам в оценке деятельности государства.

Часто говорят о переходе развитых стран к информационному обществу.

В советский период широко распространился термин «гласность», который теоретики рассматривают как политико-правовой режим государственной и общественной жизни[242].

В западном языке, обязанность государственных органов давать гражданам полную информацию о своей деятельности называется «прозрачностью», транспарентностью (transparency).

В демократических странах действуют специальные законы, обеспечивающие свободный допуск людей к информации о деятельности властных органов.

В России складывается особая отрасль знания: информационное право[243].

1) Ч. 4 ст. 29 Конституции РФ делает указание на возможностьограничения права на доступ к информации федеральным законом о государственной тайне. Федеральный закон РФ «О государственной тайне» был принят 21 июня 1993 г. Распространять информацию, содержащую государственную тайну запрещается только лицам, которым она доверена по закону.

2) Ч. 1 ст. 24 Конституции РФ запрещает собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия.

3) 2) Свобода обращения с информацией должна осуществляться в рамках Конституции РФ и принятых на ее основе законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

4) Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет наложить ограничения на свободное хождение информации. Например, информация, являющаяся коммерческой тайной.

5) Ст. 56 Конституции ограничивает свободы слова движения информации в условиях чрезвычайного положения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.