Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неконституционные ограничения прав на проведение массовых мероприятий




Государство, как своей политикой, так и в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» ограничивает право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, предусмотренное ст. 31 Конституции РФ.

1) Фактически, на местах может вводиться разрешительная система проведения уличных мероприятий[352]. Она прикрыта формулировкой: «отказ в принятии уведомления о проведении мероприятия» или «акция не согласована». Здесь используются приемы блокирования действия права на проведение публичного мероприятия с помощью усложнения процесса подачи уведомления, придирок к его оформлению. Поводом для отказа в предоставлении разрешения на проведении массовых мероприятий чаще всего выступает угроза общественному порядку и безопасности граждан.

МВД Северной Осетии 12 мае 2005 г. под предлогом борьбы с терроризмом приняло решение о запрете проведения массовых мероприятий на своей территории на неопределенное время. Это связано с тем, что эти митинги были направлены против главы данного региона [353].

Губернатор Воронежской области запретил проведение массовых акций на главной площади города под окнами областной администрации, ссылаясь на угрозу проведения террористических актов [354].

Мэрия г. Самары запретила проведение пикета перед зданием областной избирательной комиссии под предлогом того, что там под асфальтом есть технические пустоты, куда могут провалиться пикетчики [355].

Мэрия Москвы, в нарушении ст. 31 Конституции РФ, запретило проведение демонстрации оппозиции в г. Москве 16 декабря 2006 г. Руководство мэрии пригрозило организаторам «Марша несогласных» привлечь их к уголовной ответственности, в случае, если они не откажутся от реализации своих конституционных прав [356].

В 2007 г. запреты на проведение демонстраций оппозицией стали обычным делом. Для разгона не разрешенных демонстраций используются репрессивные органы. Демонстрантов избивают и задерживают. Обычным стало задержание организаторов массовых мероприятий перед началом их проведения. Правящая группа перестала скрывать свой авторитарный характер и откровенно нарушает ст. 31 Конституции РФ [357].

Ч. 5 ст. 5 ФЗ дает широкие полномочия исполнительным органам власти отказывать в проведении публичных мероприятий под разными предлогами. Конституционный Суд РФ фактически признал эти широкие полномочия органов государственной власти (местного самоуправления) конституционными[358]. Судья КСРФ Кононов в своем особом мнении не согласился с такими выводами КС РФ[359].

2) Закон запрещает проводить массовые мероприятия в ряде мест. Органы власти могут указать организаторам мероприятия, где они могут проводить мероприятие. Это могут быть места отдаленные от зданий, где располагаются органов власти, и смысл мероприятия пропадает.

Например, органы власти Калмыкии запретили 22 сентября 2004 г. проводить митинг у Дома правительства, отправив митингующих в другой район города. Митингующие в нарушении запрета пришли к Дому правительства. Демонстрация была разогнана с помощью ОМОНа. Трое убиты, десятки получили ранение, десятки задержаны и осуждены [360].

Загоняя митингующих на пустыри, стадионы и мало людные улицы органы власти пытаются извратить саму суть массового мероприятия, как обращения к окружающим и к органам власти. Они одновременно ограничивают право граждан на свободное распространение информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ). Такое же нарушение прав граждан осуществляется органами власти, окружающими митингующих цепью милиционеров, мешая митингующим общаться с прохожими.

Часто органы власти заявляют, что место, на котором представители оппозиции намерены провести свое мероприятие уже занято другими (для этого часто используют «нашистов»)[361] или на этом месте начинается срочный ремонт покрытия (земляные работы).

Органы власти Москвы срочно начали ремонтировать улицу перед зданием суда, где проводилось слушание дела М. Ходорковского, с целью не допущения проведения около него пикетов.

Ст. 8 Закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» показывает, что Президент РФ получил ни чем не обоснованную привилегию – не видеть митингующих под своими окнами. Он показал, что он не желает знать, что думают массы о его политике.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях и ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[362] органы власти населенных пунктов должны определить постоянное место для проведения публичных мероприятий (ч. 2.1 ст. 8 ФЗ). Обычно это окраина города или его микрорайон. Запрет проведения мероприятий в центре города, около зданий, где помещаются органы власти, осуществляется под предлогом защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 2-2 ст. 8 ФЗ)

3) Установление в ст. 7 Закона длительных сроков для уведомления о проведении массового мероприятия (за 10 дней), что затрудняет общественности быстро реагировать на политические события (рассмотрение проекта закона в представительном органе, объявление о результатах выборов).

Например, по закону, провести демонстрацию с протестом против терроризма, можно было только через 10 дней после событий в Беслане (1сентября 2004 г.). Органы власти Москвы провели ее 7 сентября 2004 г., нарушив тем самым закон [363].

4) Репрессивные органы России пытаются выявлять инакомыслящих в стране, выступающих против правящей группы и бюрократического строя. Они добились включения в рассматриваемый ФЗ поправки, согласно которой, участники публичных мероприятий не имеют права скрывать свое лицо[364] (п. 11 ч. 4 ст. 5 ФЗ). «Улыбайтесь! Вас снимают!». Таким образом, законодатели исправили ст. 31 Конституции РФ, дополнив ее новыми ограничениями права на участие в публичных мероприятиях.

5) Государственные органы могут спровоцировать нарушение порядка во время проведения массового мероприятия, обвинив в этом организаторов.

28 ноября 2007 г. в Москве был организован одиночный пикет протеста против задержания Каспарова. К пикетчику подошли два провокатора. Милиция объявила, что это уже не одиночный пикет и задержала пикетчика за нарушение закона.

Обычно участников массовых мероприятий, неугодных бюрократии задерживают обвиняя их в том, что они ругались матом (составляют фальшивые протоколы), сопротивлялись работникам полиции.

6) Собрания в условиях российского климата можно проводить, как правило, в помещениях. Собственники помещений отказываются предоставлять помещения представителям оппозиции. Они или боятся или проявляют солидарность с государственной бюрократией.

За час до начала собрания руководство Новосибирского государственного университета отказало Г. Каспарову во встрече со студентами, которая была намечена заранее на 18 мая 2005 г. [365].

За два часа до начала съезда Народно-демократического союза владельцы конференц-зала в Международном инвестиционном банке отказали организаторам съезда в предоставлении заранее арендованного ими помещения [366].

Широко распространился способ срыва собрания путем сообщения в органы милиции о том, что там заложено взрывное устройство.

7) Органы власти, пользуясь своей безответственностью, незаконно используют органы милиции (полиции) для воспрепятствования проведения массовых мероприятий оппозиции. В свою очередь, работники полиции (милиции), превышая свои полномочия, избивают участников массовых мероприятий, журналистов, препятствуют съемке событий[367].

31 мая 2010 г. участнику массового мероприятия в отделении милиции сломали руку. ГУВД г. Москвы вынуждено было извиниться, но виновного в превышении полномочий не нашли. 31 июля 2011 г. работники полиции сломали руку участнику манифестации при погрузке в автомобиль. Следственные органы отказались возбудить уголовное дело по данному факту [368].

Последнее время органы милиции задерживают участников массовых мероприятий на их пути к месту сбора под разными предлогами с целью не допустить их участия в мероприятии[369]. Милиция открыто нарушает ст. 22 Конституции, ограничивая свободу и личную неприкосновенность граждан. Потенциальных участников массовых мероприятий с лозунгами против авторитарного режима запугивают (студентов обещают отчислить из вузов и отправить в армию, как при царе в начале ХХ в.), требуют дать подписку об отказе от участия в мероприятии[370].

В мае 2007 г. бюрократия разрешила проведение массового мероприятия оппозиции в Самаре, но до начала его были задержаны в милицию все его организаторы. Те, кто летел на это мероприятие из Москвы, были задержаны в милицию в аэропорту и не смогли вылететь [371].

Данные факты показывают, что органы полиции превратились из органов правоохраны в органы репрессий против оппозиции в руках конкретной правящей группировки, приватизировавшей государство.

8) Правозащитники считают, что принятый закон неоправданно увеличивает ответственность организаторов мероприятий и права представителей органов власти надзирающих за мероприятием[372].

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) провела экспертизу закона о массовых акциях и рекомендовала России сузить обязанности организаторов собрания [373].

9) Правоохранительные органы рассматривают такие протестные действия Национал-большевиков как перекрытие дорог и захват административных зданий в качестве протеста против монетизации льгот, реформы ЖКХ и правящей группы в целом как экстремистские действия, караемые в уголовном порядке[374].

Уголовный кодекс содержит ст. 149 «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них». Но к чиновникам, осуществляющим эту деятельность, она не применяется.

10) Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ требует определенности норм. В противном случае они дают возможность неоправданного усмотрения со стороны должностных лиц и органов государства. Это позволяет ограничивать права человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.