Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика управленцев центра, направленная на унитаризацию отношений




Конституционные основы для ограничения прав субъектов Федерации

1) Суверенитет закрепляется только за федерацией (ч. 1 ст. 4). За субъектами Федерации не признается суверенитета. Это подкрепляется решением Конституционного Суда РФ[453].

2) Ч. 2 ст. 4 Конституции РФ фактически нейтрализует действие ч. 6 ст. 76 Конституции РФ (устанавливает верховенство законов субъектов Федерации над законами Федерации в случае их коллизии по предмету ведения субъекта Федерации), провозглашая верховенство Конституции и федеральных законов над всеми иными нормативными актами на всей территории страны. Кроме того, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ» не исключил возможности Федерации принимать законы по предмету ведения субъектов Федерации, предусмотренные в ст. 73 Конституции РФ.

В полном ведении Российской Федерации находится ее федеративное устройство (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Это может означать, что Федерация без учета мнения ее субъектов может изменять правовой статус федерации (ввести унитарное государство), приняв новую Конституцию РФ.

Судьи, согласно ч. 1 ст. 120 Конституции подчиняются только федеральным законам. Можно это истолковать так, что конституции и законы субъектов Федерации для них юридически ничтожны.

3) Федерации вменяется в обязанность обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции) от попыток части ее народа приобрести самостоятельность. Это положение оправдывает убийство тысяч людей на Северном Кавказе, которые не хотели жить в составе России и смерть тысяч солдат, которых использовали для того, чтобы не допустить реализации права народов на самоопределение. В данной ситуации ч. 3 ст. 4 Конституции РФ вступила в конфликт со ст. 2 Конституции РФ, провозглашающей человека, его права и свободы высшей ценностью.

4) Ч. 2 ст. 77 Конституции говорит о том, что в части ведения Федерации и его совместного ведения с субъектами органы исполнительной власти субъектов входят в единую систему исполнительной власти Федерации. На эту статью ссылался Конституционный Суд РФ, оправдавший назначение глав субъектов Федерации Президентом РФ.

5) Ч. 3 ст. 11 Конституции РФ дает право субъектам Федерации образовать органы власти, а ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, указывает, что субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему своих органов. Эти нормы не помешали фактического введения в 2004 г. назначения глав регионов Президентом РФ. (Сегодня выборы восстановлены). Конституционный Суд, отказываясь от принципов правового государства, счел, что если Конституция не требует прямо выбирать главу субъекта Федерации населением, то Президент РФ может сам его назначать.

6) Конституция РФ передает центру слишком широкий круг полномочий (ст. 71, 72), с которыми он справиться не может. Органы центральной власти вынуждены передавать часть своих полномочий в регионы (ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации»). Но после этого центр начинает осуществлять контроль над исполнением спущенных в регионы решений, ставит органы власти в регионах в подчиненное положение: вводит отчетность органов власти регионов об осуществлении переданных полномочий, начинает определять структуру органов, которым переданы полномочия, вводить контроль и надзор за осуществление органами их деятельности.

Найти государственную функцию, принадлежащую только региону, согласно ст. 73 Конституции РФ почти невозможно – отмечают исследователи[454].

7) Ч. 3 ст. 55 Конституции РФ позволяет ограничивать права человека и гражданина только федеральным законом. Это существенно сковывает деятельность региональных законодателей. Многие вопросы они могут регулировать только при наличии делегирования им полномочий федерацией.

8) П «в», «г», «д» ст. 72 Конституции РФ объявляют, что вопросы собственности на землю, недра, воду и другие природные ресурсы относятся к совместному ведению России и субъектов Федерации. Это означает, что центр объявляет все эти богатства своими, лишив субъекты материальной основы своей самостоятельности. Это было закреплено в федеральном законодательстве.

Конституция РФ фактически закрепляет редистрибутивный характер отношений не только в экономике, но и в политике. Центр сначала у всех все отнимает, а затем раздает отнятое в виде благодеяния. Это принцип деятельности любого административного государства и империи.

9) Конституция РФ не предполагает создания судебных систем регионов. Судоустройство относится к ведению Российской Федерации (пункт "о" статьи 71). Она устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности (пункт "г" статьи 71), устанавливает судебную систему Российской Федерации в целом, которая в силу статьи 118 (часть 3) определяется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами.

10) Конституционный Суд РФ постановил, что исходя из ст. 71 (п. «б» и «м») центр может по своему усмотрению располагать на территории любого субъекта Федерации производство и хранение химических и радиоактивных веществ и отходов их производства, без учета мнения населения этого субъекта Федерации[455]. Конечно, на деле, этот произвол, отчасти прикрытый Конституцией РФ, им творить не удается. Население возмущается и требует не размещать на территории своего проживания вредные производства.

КС РФ помогает центру расширять перечень вопросов, которые относятся к его компетенции и сужать перечень вопросов, являющихся предметом ведения регионов (Постановление КС РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П)[456].

Почти до конца ХХ века Россия шла по пути расширения власти регионов в направлении возникновения конфедерации и выхода из ее состава Чечни (образование Ичкерии). Вектор развития отношений между центром и регионами резко поменялся в начале XXI века. С этого времени начался процесс унитаризации отношений. Он заключается в следующем:

1) Регионы постепенно лишаются финансовой самостоятельности посредством перераспределения в пользу центра финансовых средств, собираемых в виде налогов. Большая их часть уходит в центр.

В России в начале 21 в. шла целенаправленная централизация государственных финансов в результате которой доля федерального бюджета в консолидированном бюджете России увеличилась с 45 % в 1998 г. до 57 % в 2003 г. В 2004 г. она превысила 60 % и имеет тенденцию к дальнейшему повышению [457].

Центр передает регионам функции (мандаты), которые требуют дополнительного финансирования без выделения на них средств. Примером является ФЗ № 122 от 24 августа 2004 г. о монетизации льгот. На попечение субъектов были переданы самые многочисленные группы льготников – более 21 млн. из 35,5 млн. чел. [458].

Все регионы превращаются в дотационные и их руководство вынуждено выпрашивать полученные с их территории средства для поддержания жизни в регионе. Населению выгодно выбрать руководство региона, которое лояльно к органам центральной власти и выпросит у них больше средств на свое существование.

Центр проводит следующую хитрую политику. В федеральных законах он вводит социальные права граждан (обещает им расширение различного рода выплат, повышения благосостояния), а реализацию этих норм навязывает регионам, не предоставляя для этого достаточно финансовых средств[459]. В результате, население смотрит на центр как на благодетеля, а на региональные органы власти, как на вредителей, не желающих выполнять приказы из Москвы.

Подобно Риму в Древние века Москва становится метрополией, существующей за счет эксплуатации провинций. Это наносит большой вред экономическому развитию России. Регионы задерживаются в своем развитии. Для их экономического роста нет стимула, поскольку производимые блага отнимаются в пользу центра. Если дотационные регионы будут развиваться, то у них отберут получаемые дотации. В стране очень слабый стимул что-то производить, поскольку есть возможность отнять с использованием государственных органов произведенное другими.

2) До 2000 г. в России был сильный Совета Федерации. Он состоял из глав регионов и глав их представительных органов. Он был похож на съезд удельных князей. После реформы 2000 г. в его состав стали входить только представители главы региона и регионального законодательного органа. Вскоре и их назначение стало определяться Администрацией Президента РФ, а не региональными органами власти. Совет Федерации, вместе с Государственной Думой был превращен в законорегистрационный орган при самодержавном Правителе, перестал отражать интересы регионов.

3) Органами, осуществляющими контроль за руководством регионов, являются незаконные Полномочные представители Президента РФ в неконституционных и незаконных федеральных округах. Федеральные округа созданы на основе указа Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. Они не предусмотрены ни Конституцией РФ, ни законом. В последнее время полпреды Президента РФ фактически берут на себя функции высших органов власти в округах, диктуя решения законодательным, исполнительным и судебным органам регионов. Их деятельность (принимаемые решения) в основном не документируется, так как противоречит Конституции и законам. Вместе с тем, доказать это, а так же обжаловать эти решения в силу их тайности нет возможности. Отмечается, что В.В. Путин фактически восстанавливает генерал-губернаторства, имевшие место в царской России[460].

4) Центральные органы власти, нарушая ч. 1 ст. 77 Конституции, вмешиваются в формирование органов власти в регионе.

В 2004 г. В.В. Путин отменил выборность глав субъектов Федерации под предлогом снижения террористической угрозы (после событий по захвату школы в Беслане). Отмена выборов глав регионов нарушала ст. 1 (демократия, республика), 3 (суверенитет и свободные выборы), ч. 2 ст. 55 (запрет умалять права) Конституции РФ. Она оправдывалась потребностью сохранения целостности страны и необходимостью роста управляемости регионов, т.е. укреплением суверенитета России (ст. 4 Конституции).

Главы регионов обязаны отчитываться не перед населением, а перед Президентом о своей деятельности. Президент утверждает перечень показателей эффективности деятельность органов исполнительной власти региона (ч. 1 и 2 ст. 26 – 32 ФЗ «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации», с поправками 2007 г.)[461]. Он издал Указ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». Создано несколько прецедентов увольнения глав регионов после того, как они не сумели обеспечить высокий процент голосования за «Единую Россию»[462].

Президент РФ отрешает от должности глав регионов на основании того, что они утратили его доверие (ч. 3.1. ст. 29.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных…»)[463]. Это еще раз показывает, что главы регионов превратились в личных слуг главы государства.

При пассивном населении главы регионов, фактически назначенные Президентом РФ (наместники), формируют послушные себе представительные органы в регионах и обеспечивают централизацию власти в стране типичную для унитарных империй. Население регионов фактически перестает использовать свое право на формирование собственных органов власти, закрепленное в ч. 1 ст. 77 Конституции РФ.

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 мая 2012 г. № 40-ФЗ[464] восстановил выборность глав регионов.

Гражданам позволили участвовать в плебисцитах, на котором они могут высказать свое доверие или недоверие тем лицам, которых правящая группа допускает к выборам. Свобода выдвижения кандидатов на пост глав регионов полностью уничтожена.

Кандидатами на должность главы региона могут быть только те лица, которые устраивают правящую группу. Чтобы стать кандидатом на пост главы региона человек должен «продраться» через массу административных барьеров, поставленных на его пути («сито», «бурелом»).

Для того, чтобы стать кандидатом, лицо должно собрать подписи депутатов муниципальных представительных органов или выборных глав муниципалитетов в размере 5-10 %. Точное число определяется законом региона. Фактически это доступно только лицам, поддержанным «Единой Россией». В некоторых регионах кандидатов могут выдвинуть коммунисты и «Справедливая Россия». Даже депутатов от оппозиции в муниципалитетах легко подкупить или запугать и заставить действовать по указке бюрократии. Практика прошедших в октябре выборов губернаторов показала, что на самом деле - это плебисциты о доверии кандидату от Президента РФ. Ему подбираются заранее проигрышные конкуренты.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» требует введения в них пропорциональных выборов половины депутатов законодательного органа (ч. 4 ст. 4). Это обеспечивает захват депутатских мест в законодательном органе региона партеобразным объединением «Единая Россия» и подчинение его правящей олигархии. Применяются иные средства не допустить представителей оппозиции в законодательные органы регионов. Оппозиционные партии снимают с выборов: (а) путем тщательной проверки подписей, в ее поддержку. При выявлении 10 % не качественных подписей в поддержку партии, она снимается с выборов. (б) путем административного давления на кандидатов от партии оппозиции во время проведения избирательной кампании. Партия отстраняется от выборов, если удается выдавить из ее списка 25 % состава. Оппозиционные партии не допускаются к региональным СМИ и не могут довести до сведения граждан свои программы, а значит, не могут победить на выборах.

Фактически Россия возвращается к порядку организации органов власти в регионах, который был в царской России во второй половине 19 в. Царь назначает губернаторов, при которых действуют дворянские собрания с совещательными функциями. Похожа эти система управления и на советскую, где партийная олигархия из Москвы направляла в регион первого секретаря регионального отделения партии. Он утверждался на пленуме регионального отделения партии (формально выбирался) и формировал под себя управляемые партийные и советские органы, в том числе организовывал выборы территориальных представительных органов власти (Советов).

5) Федерация по предмету совместного ведения вместо принятия законов, закрепляющих принципы правового регулирования, издает федеральные законы, подробно регулирующие все общественные отношения. Субъектам Федерации остается только полностью дублировать их в виде законов субъектов Федерации. Издание этих законов теряет всякий смысл.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» фактически устанавливает не принципы, а детальные нормы организации и деятельности органов власти в регионах.

Как уже отмечалось, федеральный законодатель навязал регионам смешанный порядок выборов в представительные органы власти (ч. 4 ст. 4 ФЗ), количество депутатов, которые должно быть в каждом регионе (ч. 3 ст. 4)[465]. Сегодня Президент РФ утверждает перечень типовых государственных должностей, на которые имеют право субъекты Федерации (ст. 2.1 ФЗ)[466].

Таким образом, федеральный законодатель нарушил КонституциюРФ, вышел за пределы своих полномочий. В п. «н» ст. 72 Конституции ему разрешается устанавливать только «общие принципы организации системы органов государственной власти», а не подменять население и законодательные органы власти регионов. Он грубо нарушил требование ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, которая ясно указывает, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации» грубо нарушает ст. 73 Конституции РФ, которая говорит о том, что вне полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации, субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Названный Закон подробно регламентирует деятельность органов субъектов Федерации, посягая на права субъекта (его населения).

Через фактически назначенное руководство регионов центр навязывает региону выгодное ему законодательство.

6) Все конституционные гарантии автономности субъектов Федерации не имеют ни какой силы в не правовом государстве, где кадры, а не право решают все. Правящая олигархия расставляет на руководящие посты в субъектах Федерации лично преданных или зависимых от нее людей, которые принимают те решения, которые от них требуют управленцы центра. Кроме того, наместники в регионах воздействуют на сознание большинства внушаемого населения и убеждают его в правильности решений центра.

Позитивное значение унитаризации России.

1) Преодоление феодальной раздробленности, которое имело место в 1990-е гг. и мешало его экономическому развитию.

2) Центр ограничил установление особо диктаторских режимов отдельных регионов, ограничил произвол местных «князей»[467].

3) Удалось остановить распад России, как единого государства (империи).

Негативное значение унитаризации

1) Воспрепятствование самостоятельному, демократическому развитию регионов при неспособности центра эффективно управлять огромной страной.

2) Рост иждивенчества регионов.

3) Обеспечение развития диктатуры одного человека в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.