Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательный материал по теме




Методика слушания музыки в младших классах

Цель – формирование муз. культуры как части духовной. В школьные годы закладываются эстетические критерии. Задача – научить учащихся эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Роль педагога – управление познавательной деятельностью учащихся.

Восприятие – психический процесс отражения в органах чувств воздействующих на них определенных предметов и явлений, активная познавательная деятельность, в которой включается прошлый опыт в виде знаний, представлений.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет) преобладает сенсомоторный характер музыкального восприятия (громкость, темп – образное содержание).

Психофизиологические особенности учащихся младших классов:

яркое воображение, конкретное мышление, непроизвольное внимание (игровые формы, наглядность).

Репертуар по слушанию включает произведения муз. классики, фольклор, современную музыку – на этой основе нужно воспитать музыкальную культуру учащихся. Незаменимы произведения Чайковского, Прокофьева, Бетховена, Грига. Возвышать чувства ребенка, помогать переживать нравственные ситуации – задача педагога. Дети этого возраста воспринимают музыку слитно, вовлекаясь в моторику, могут отключаться.

Внимание детей 1 класса характеризуется малой устойчивостью, слабой распределяемостью, неразвитой переключаемостью. В первый год обучения слушание проводится от полутора минут до 3. (В последствии доводить время слухового восприятия до 5 минут). Детям легче сосредотачивать внимание на яркой, ритмичной музыке, поэтому педагогу нужно тщательно отбирать из арсенала методов и приемов необходимые для слушания кантиленой музыки, чтобы не утомлялись нервные клетки. Перед слушанием необходимо ставить конкретные задачи, актуализировать прошлый опыт.

Четыре этапа слушания:

1. установка на восприятие – вводная беседа.

2. слушание (тишина, художественное исполнение музыки, доступность).

3. беседа, вопросы, фрагментальное слушание, наблюдение, дополнительные сведения о произведении, авторе, объяснение нового материала (средства выразительности, ключевое знание…).

4. заключительное слушание с учетом 1, 2, 3.

5. восприятие на уроках слушания в сравнении с новым произведением.

Нужно развивать послепроизвольное внимание – высокая сосредоточенность, ясность сознания, эмоциональный подъем (возможно в среднем и подростковом возрасте на сознательном уровне, в младшем – на интуитивном).

Методы – наглядные(план–схема для анализа в рисунках-символах теоретических понятий(автор, название произведения, выразительность, изобразительность, темп, размер, ритм, динамика, склад).

Суггестивные приемы воздействия: сопереживание, коммуникативные приемы – реплики преподавателя, жесты, мимика. Детям сложно говорить о музыке(а это – важная цель обучения), можно на первых порах использовать таблицу слов – синонимов.

торжественная нежная драматическая

праздничная ласковая напряженная

величавая, энергичная поэтичная неустойчивая

 

 

ризывная, фанфарная певучая

Проблемные методы – (проблемные вопросы)можно ли увидеть музыку?(Салманов «Вечер», Григ «Утро»), сопоставление пьес разных жанров с учебным заданием: найти признаки марша(«Марш» Прокофьева – под него можно маршировать, он четкий…), песни, танцы; использование активных движений – хлопки, движение кистями, пластическое интонирование; акустический аккомпанемент, вокализация музыкальных тем(«Клоуны» Кабалевского, «То мажор, то минор», «Утро» Грига).

Сюжетная канва, программность помогают ярче воспринимать произведение. Например, Чайковский «Сказка про Золушку»: «Сладкая греза», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков». «Сказка про Аленушку и Иванушку»: «Русская песня», «Нянина сказка», «Мужик на гармонике играет» (детские иллюстрации, игровые методы: - дети инсценируют сказку). Широко используются словесные методы –стихи, отрывки литературных произведений (детские книги о Моцарте, Бахе), детские рисунки и произведения живописи, прием сравнения музыкальных образов. Одна из форм обучения слушанию музыки- ведение творческих тетрадей, в которых дети записывают названия пьес, услышанных на уроке и вне занятий; музыкальные викторины (проверка усвоенного материала).

Последовательность развития восприятия музыки и музыкальной грамотности в младших и средних классах).

Жанровые особенности: ПТМ (Три варианта марша Кабалевского: игрушечный, детский, для физкультурников); танец – Кабалевский «Полька», Рахманинов «Полька», Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица» - пульс с покачиванием; песня – Гладков «Колыбельная», рнп «Во поле береза», Филиппенко «Веселый музыкант» (киты встречаются), средства выразительности в жанрах; песенность – «Утро» Грига; танцевальность – «Золотые рыбки» Щедрин балет «Золотой петушок».; маршевость – «Танец с кубками» Чайковского из балета «Спящая красавица»,

1. Изобразительность в музыке – звукоподражания – «Песня жаворонка» Чайковского; Прокофьев «Петя и волк».

2. Выразительность музыкального образа – Шуман «Первая утрата»; Чайковский «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла». Главное – труд души ребенка, в сопричастности с проблемами:, отраженными в музыкальных произведениях, ведь посредством музыки мы подводим ребят к вечным проблемам: счастье - несчастье, любовь, война - мир, красота. Дети узнают о специфике балета, оперы, симфонии. Добро побеждает зло в борьбе (как и в жизни) «Неаполитанская песня» - «Неаполитанский танец» из балета Чайковского «Спящая красавица»; «Во поле береза стояла» - 4 симфония Чайковского.

3. Элементы музыкального языка. Педагог доводит до детей мысль о том, что музыка воздействует комплексом средств выразительности: лад, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, переживаниями человека (см. план анализа). Бетховен «Веселая – грустная»(dur, moll, темп, динамика); «Сладкая греза» Чайковского (форма).

4. Интонация как ядро музыкальной мысли. «Болтунья» Прокофьева, «Три подружки» Кабалевского, изобразительная интонация – «Полет шмеля» Римского-Корсакова, выразительная интонация – «Перепелочка».

5. Тема – мысль «Прелюдия» Шопена (Ля мажор), вариации – Чайковский «Камаринская», рондо – рондо Фарлафа из оперы Глинки, «Руслан и Людмила».

6. В средних – старших классах – музыкальный образ, муз. драматургия.

Методический разбор: Чайковский «Марш деревянных солдатиков».

Установка: Золушка у ворот дворца, только она ступила хрустальной туфелькой на одну ступеньку – раздался?..Определите, что звучит, кто встречает Золушку?

Беседа + анализ: фрагментальное слушание – признаки марша? Игрушечного(высокий, средний регистр; хрупкость, острота); форма – хлопнуть в ладоши на границах разделов(см.план анализа)).

Вывод: все средства выразительности направлены на выявление игрушечного, сказочного марша.

 

Тема 4.Методика разучивания одноголосой песни на уроках музыки в 1 – 8 классах..

Предварительная подготовка учителя. Проведение четырех видов анализа: общего, музыкально-теоретического, вокально-хорового, исполнительского. Разучивание песни на первом уровне в общеобразовательной школе. Установка на восприятие в разных классах. Варианты демонстрации произведения школьникам. Беседа о характере музыки, средствах выразительности. Разучивание слов в 1 классе, мелодии со словами по фразам. Методы обучения: показ учителя голосом, дирижерским жестом. Словесные методы, использование инструмента в возрастных группах: 6-9 лет, 10-11 лет, 12-14 лет. Наглядные методы при разучивании одноголосных песен. Применение ручных знаков относительной сольмизации, ручного нотного стана Г.Струвэ. Обучение слабоинтонирующих учащихся. Работа над дыханием, прикрытым звукообразованием чистым интонированием, ритмом. Продолжение работы над дыханием, звукообразованием, дикцией, ансамблем на втором уроке. Методы, приемы вокально-хорового обучения: метод показа, упражнения, вокализирование мелодий на слог и т.д. Исполнение произведения на третьем уроке, детальная шлифовка. Работа над планом исполнительского развития, итоговое исполнение, методический анализ с педагогическим моделирование одноголосных произведений для 1, 5, 8 классов.

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

владеть информацией по теме, уметь моделировать работу с учащимися над одноголосной песней.

Литература:

Школяр Л. «Музыкальное образование в школе» с.145-148; Дмитриева Л. «Методика муз. воспитания» с. 91-111; Халабузарь А. «Теория и методика муз. воспитания» сс.97-120; Алиев Ю. «Настольная книга учителя музыки» с.105-108,192-193, 226-249..

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.