Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория аттракции




Аттракция (от англ. attraction – притяжение, тяготение) – установка на другого человека обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции.

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

1. Физическая привлекательность (мужчины склонны любить женщин за внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины.)

2. Феномен «ровни» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто является им ровней не только по интеллектуальному уров-ню, но и по уровню привлекательности). В парах, где привлекательность была различной, обычно менее привлекательный имеет компенсирующее качество. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положитель-ных личностных качеств (это стереотип физической привлекательности – что красиво, то и хорошо; люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые являются счастливей, сексуальней, общительней, умней и удачливей, хотя не честнее или заботливее по отношению к другим людям; более привлекательные люди имеют более престижную работу, больше зарабатывают).

3. Частота взаимных социальных контактов, близость – географическое соседство (большинство людей вступают в дружбу и брак с теми, кто живет по соседству, учился в одном классе, работает в одной фирме, т.е. с теми, кто жил, учился, работал неподалеку; близость людям позволяет часто встречаться, открывать друг в друге черты сходства, обмениваться знаками внимания).

4. Сходство психоэнергетических характеристик двух людей (на неосознавае-мом уровне) обусловливает более легкое и комфортное взаимодействие людей, появление на психологическом уровне чувства симпатии друг к другу.

5. Отрицательно на аттракцию может влиять «эффект контраста» – например мужчинам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные жен-щины и их жены кажутся менее привлекательными, понижается сексуальная удовлетворенность собственным партнером после порнографических фильмов.

6. Сходство социального происхождения, сходство интересов, взглядов важно для установления отношений («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», — указывал Аристотель); а для продолжения отношений между людьми необходимы взаимодополнение, компетентность в области, близкой нашим интересам. Нам нравятся те, кому мы нравимся; если чувство собствен-ного достоинства человека было уязвлено какой-то предыдущей ситуацией, то ему в более значительной степени понравится новый знакомый, доброжела-тельно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как ихранее другой отверг, затро-нув тем самым их самолюбие).

7. Вознаграждающая теория привлекательности: теория, согласно которой нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.

8. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что партнеры получают от взаимоотношений, должно быть пропорционально вкладу каждого из них.

1.3.6 Когнитивный подход

Человек контактирует с другим человеком, осознает этого другого, себя и ситуацию, в которой идет контакт, причем не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает.

С точки зрения балансных теорий (Фр. Хайдер, Ньюком) поведение человека, его отношение к какому-либо объекту зависит от межличностных отношений с собеседником.

Выделяется три элемента:

Р – человек, глазами которого ситуация рассматривается,

О – другой человек (собеседник),

X – объект, с которым О – собеседник связан.

РОX — характер взаимоотношения.

1.3.7 Теория конфликтов

Теория конфликтов рассматривает конфликт как источник общественного развития.

Движущая сила развития взаимодействия людей – конкуренция (Р. Парк).

Конкуренция может принимать различные формы:

соревнование ⇒конфликт ⇒ приспособление ⇒ ассимиляция

Ассимиляция – процесс интеграции внешних объектов (людей, предметов, идей, ценностей) и бессознательных содержаний в сознание.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику;

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта.

Конфликт – это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одной стороны препятствует достижению целей другой, возникает конкуренция и соперничество как объективная ситуация конфликта. При этом наблюдается эмоциональное неприятие другого человека и тенденция к конкурентному взаимодействию людей. (М. Дойч)

Конфликты могут выполнять позитивную, конструктивную функцию:

1. Способствует определенному движению вперед, предотвращает застой.

2. В процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, находятся средства решения будущих конфликтов.

3. Конфликт – это отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия.

4. В конфликте снимается внутренняя напряженность, разряжаются агрессивные чувства, фрустрации, неврозы.

5. Конфликт – способ самоутверждения личности.

6. Внутригрупповой конфликт в проектной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности;

7. Межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы, т.к. необходимость решения кон-фликта приводит к кооперации, вовлечению членов группы в общую жизнь.

Основные конфликтогены: стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.