Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Во всемирно-историческом процессе. Киевская Русь 3 страница




2. Почти два столетия продолжался процесс объединения русских княжеств Северо-Восточной Руси в единое государство. К началу XIV в. сложились экономические, социальные, духовные предпосылки образования единого русского государства. Ведущую роль играл внешнеполитический фактор – необходимость противостояния Орде, Ливонскому ордену, Великому княжеству Литовскому.

В процессе политического объединения на Руси можно выделить четыре этапа: 1. Конец XIII – первая половина XIV вв. Усиление Московского княжества и начало объединения русских земель во главе с Москвой. 2. Вторая половина XIV – начало XV вв. Успешное развитие процесса объединения и зарождения элементов единого государства. 3. Вторая четверть XV в. Феодальная война. 4. Вторая половина XV – начало XVI вв. Образование единого русского государства.

Широкие слои населения – и феодалы, и горожане, и крестьяне – были заинтересованы в централизации. Такой характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к концу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей.

Необходимо обратить внимание на особенности формирования единого государства на Руси: оно создается на феодальной основе и как многонациональное; на Западе – на капиталистической основе и как национальное. При всей хронологической близости образования централизованных монархий на Руси и в Западной Европе Российское государство отличалось от западных своей колоссальной территорией и ее непрерывным ростом, многонациональностью и особенностями организации власти. Это было огромное государство, площадь которого к началу XVI в. достигла 2,8 млн. км2.

С начала XIV в. тенденция к централизации Руси стала проявляться более отчетливо. Начинается новое возвышение Великого княжества Владимирского. Владимирский князь стоял во главе феодальной иерархии, территория его княжества включала достаточно плодородные земли, что привлекало сюда бояр. Великокняжеский престол, несмотря на призрачность своего величия, служил гарантией незыблемости границ княжества. Видимо поэтому борьба вокруг ордынского ярлыка между князьями не только не затихала, но и становилась все более яростной.

Наиболее ярыми претендентами на него были Московское и Тверское княжества, иногда в этот спор вмешивались Суздальско-Нижегородские и Рязанские земли. Борьба за Владимирский престол не являлась схваткой сторонников и противников единства русского государства. В ней решался вопрос, какое из княжеств станет ядром будущего объединения. Возможности Московского и Тверского княжеств были примерно равны с точки зрения защищенности их границ, удобства торговых путей, опыта князей и их качеств, как государственных деятелей. С 1310 до 1390 гг. произошло 19 междоусобных войн, только во время десяти из них имели место бои и взятия городов. Количество и сила ордынских нападений на Русь продолжали уменьшаться.

Как отмечал русский историк С.Ф. Платонов, возвышение и победа Москвы над своими конкурентами были предопределены многими причинами: ее географическим (срединным) положением, давшим ей и населению средства; личными способностями первых московских князей, которым нельзя отказать в умении пользоваться обстоятельствами, в их политической неразборчивости и хозяйственности. Москве помогло сочувствие к ней высшего духовенства, которое покинуло запустевший Киев и связало свою судьбу с Северо-Восточными землями (первым это сделал в 1299 г. митрополит Максим, переехавший во Владимир – на – Клязьме.)

Свою роль сыграла и политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника, а также отсутствие по – настоящему сильных соперников: Новгород не вмешивался в распри, а Тверь страдала от междоусобий местных князей. Нельзя обойти вниманием и сочувствие, проявленное к Москве русским боярством, которое всегда стремилось встать на сторону сильного и удачливого.

Апогея борьба между княжествами достигла при Иване I Даниловиче (Калите), правившем в 1325- 1340 гг. В 1327 г. он взял на себя подавление народного восстания в Твери против монгольских баскаков. В награду за это получил ярлык на великое княжение и право на сбор дани для Орды во всех русских землях. Он с большой энергией принялся за дело, обложив страну удвоенной данью, часть которой утаивал от хана. Московское боярство богатело и усиливалось, что привлекало феодалов из других земель. В 1328 г. столица княжества была перенесена из Владимира в Москву.

Уже к 1380 г. Москва усилилась настолько, что великий князь Дмитрий Иванович (в будущем «Донской») сумел вступить в открытую борьбу с Ордой. Отразив в 1375 г. очередные претензии тверского князя, он решил воспользоваться усобицами в стане монголов, где за 20 лет сменилось 20 ханов.

Куликовская битва, состоявшаяся в ночь с 7 на 8 сентября 1380г. имела огромное значение как в политическом, так и в психологическом плане. Она еще больше подняла значение Москвы как центра объединения русских земель, вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы. В то же время победа не означала освобождения от монгольского ига. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в. (1425-1453 гг.), получившей название «феодальной войны».

Феодальная война дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых, усиление зависимости Московского княжества от Орды. С другой стороны, она подтвердила необходимость процесса объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. Ход событий непрерывно убыстрялся, исподволь копившиеся предпосылки объединения, достигнув критической массы, подгоняли процесс консолидации земель. Он получил завершение в правление Ивана III (1462-1505 гг.). Княжение Ивана Васильевича явилось важнейшим этапом в процессе создания единого Русского государства: это время образования основной территории России, окончательного освобождения от монгольского ига и формирования политических основ централизованного государства.

Иван III был крупнейшим государственным деятелем, человеком больших политических замыслов и решительных начинаний. Умный, дальновидный, расчетливый, настойчивый, но осторожный и хитрый, он был достойным продолжателем дела своего отца Василия II, княжившего с перерывами с 1425 по 1462 гг.

Ивану III удалось изменить весь облик государства, превратить его из сильного княжества в мощную централизованную державу. К 1485 г. Иван III с большим успехом осуществил объединение под своей властью разных областей Великороссии. Иван III стал называться «Великим князем всея Руси». Время раздробленности закончилось. Единое русское государство получило название «Россия», «Российское государство». При Иване III был введен в 1497г. российский государственный герб - двуглавый орел. Московское государство стало известно в странах Западной Европы: установились дипломатические отношения с Германией, Венгрией, Данией и Турцией.

В социально-экономической и политической областях в XIV-XV вв. происходят серьезные перемены. Изменился принцип наследования: нормой стала передача княжеской власти и владений от отца к старшему сыну, а не к младшему брату. К концу XIV в. верховная власть перешла в руки московских князей. Одновременно шел процесс ограничения «свобод» бояр к перемещению: в договорах различных княжеств особо подчеркивался отказ принимать бояр и служилых людей из других княжеств. Подобное положение было выгодно сильным княжествам. Постепенно происходит, хотя и медленно, усиление дворянства одновременно с изменением его дворянского статуса. Помещики перестали селиться непосредственно при князьях и начали получать небольшие наделы на условиях несения воинской службы. Положение крестьян почти не изменилось: они имели практически те же вольности и права, что и в предыдущем столетии. Основные стороны их жизни по-прежнему регулировала община

XIV-XV вв. были отмечены бурным развитием ремесла и сельского хозяйства в Северо-Восточной Руси. Повсеместно происходит дифференциация существовавших технологий и появление новых. Так, в кожевенном производстве помимо сапожников появляются новые профессии: сумники, ременники, уздечники, чеботари и др.

Получили распространение на Руси водяные колеса и водяные мельницы, пергамент стал активно вытесняться бумагой, увеличился размер железных рабочих деталей сохи. Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Увеличилось количество домашних животных, а значит, и внесение органических удобрений на поля.

XV в. характеризовался интенсификацией церковной жизни на Руси. Это объяснялось двумя основными причинами:

1) ослаблением, а затем и падением византийского патриаршества, что усилило давление католицизма;

2) обострением процесса государственного размежевания православных народов в рамках Руси и Литвы.

Женитьба Ивана III на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога, в 1472 г. не только укрепила позиции московского самодержавия, но и повысила статус русской церкви. Во внутриполитической жизни деятельность русской церкви и особенно митрополита была направлена на поддержку московских князей и прекращение междоусобиц. Слово митрополита было далеко не последним в решении политических вопросов.

XV в. был временем активного роста помещичьего землевладения и постепенного оттеснения им боярского землевладения. Со второй половины XV в. начинается процесс активного распространения и юридического оформления поместной системы. Расширение социального слоя помещиков способствовало усилению централизованного московского государства.

Первые элементы юридического закрепощения крестьян стали появляться во второй половине XV в. Первым общегосударственным юридическим актом, ограничивающим свободу крестьянских переходов, был Cудебник 1497 г., согласно которому крестьяне могли «отказаться» от боярина или помещика, только один раз в году – в Юрьев день (осенний). Это был первый открытый шаг к установлению крепостничества на Руси.

В целом за время ордынского ига Русь прошла большой политический, экономический, социальный и культурный путь развития. Высокая интенсивность развития сопровождалась и высокой степенью социальной мобильности. Практически все боярские и наиболее богатые купеческие фамилии были сменены выходцами из более низких социальных слоев. Серьезному обновлению подверглись и княжеские роды.

Объединение русских земель в единое государство завершилось в первой четверти XVI в. великий князь Василий III был прозван «последним собирателем земли русской». Он положил конец системе уделов. В 1510 г. к Москве был присоединен Псков с его областью, в 1514 г. – Смоленск, в 1517 г. – Рязанское княжество, в 1517-1523 гг. – княжества Стародубское и Новгород – Северское.

Правление Василия III (1505-1533 гг.) падает на время экономического и политического подъема страны. Страна не подвергалась разорительным вторжениям иноземцев. Правительство не вело изнурительных войн. Усиление налогового гнета не достигло еще той степени, которая была характерна для середины XVI в. Все это не замедлило сказаться на экономике страны. Росли города, в которых увеличилось население, и возводились каменные здания церковных сооружений. Осваивались новые земли внутри страны, увеличивалось число сельских поселений на Севере, в ранее необжитых районах.

Все последующие задачи внутренней и внешней политики России будет решать сын Василия III Иван IV Грозный.

3. Пруссы - собирательное название племен, населявших в средневековье земли между устьями рек Вислы и Немана. Их предки, называемые античными историками «эстии» (т.е. «живущие на востоке»), впервые приходят в Прибалтику во II в. до н.э. Пруссы входили в единую балто-славянскую языковую общность. Древнепрусский язык относился к западной группе балтийских языков. Имя народа «пруссы» появилось в VIII в. н.э. – так их называли славяне балтийского Поморья. Сами себя они так никогда не называли, в их обиходе было принято именование групп людей согласно землям, которые они занимали: сембы - из Самбии, натанги - из Натангии, барты - из Бартии, вармы - из Вармии и т.д. Свою землю пруссы называли «Ульмигания», «Ульмигерия», «Ульмеригия». Эти имена имеют восточно-германское происхождение и обозначают «Островное царство». Вплоть до XII в. европейцы считали островом прародину пруссов - полуостров Самбия, окруженный водами Балтийского моря, заливов и рек Преголи и Деймы. Древние кельты и германцы называли землю пруссов «Озерикта» и «Аустеравия», что на русский язык переводится «Восточная страна».

С X в. Пруссия как страна пруссов упоминается в документах папской курии. Так в описи церковных имений римской католической церкви, которые подлежат христианизации, указана земля «Пруссия», за которой расположена «Руссия». Источником таких сведений была Польша, ближайший сосед пруссов. Польша приняла католичество в 966 г., входила в орбиту влияния папского Рима и стремилась подчинить соседей- язычников.

В начале XIII в. в Пруссии, по данным летописца Петра Дусбурга, существовало 11 земель: Помезания, Погезания, Галиндия, Бартия, Надровия, Скаловия, Вармия, Натангия, Самбия, Судовия, Сассовия (Любовия). Общая площадь земель составляла примерно 42 тыс. км.2 с населением около 170 тыс. человек. Границы земель были весьма условны. Территория нынешней Калининградской области (15,1 тыс. км.2) охватывает, кроме Самбии, северные части земель Натангии, Вармии и Бартии, полностью Надровии и южную часть Скаловии.

Какие существуют источники для изучения социального строя и культуры пруссов? Пруссы не имели письменности. Сохранились в рукописной копии XIV-XV вв. немецко-прусский словарь на 802 слова (составленный примерно в XIII в.); словарь на 100 слов, составленный доминиканским монахом Симоном Грунау в первой половине XVI в., а также 2 катехизиса, изданные параллельно на немецком и прусском языках в г. Кенигсберге в 1545 и 1561 гг. Прусский язык перестал существовать к концу XVII в. В то же время немецкими и российскими лингвистами отмечалось сохранение языка в географических названиях: река Преголя (по-прусски «Прегора») переводится как «бездонная, глубокая». Название земли Вармия произошло от прусского слова «красная» и объясняется широким распространением обрывистых берегов из красной глины на Вислинском (Калининградском) заливе.

Первые достоверные сведения о территории и населении юго-восточной Прибалтики появляются в трудах античных ученых Плиния Старшего, Помпония Мела, Корнелия Тацита, Клавдия Птоломея, Марка Аврелия Кассиодора. Во второй половине I в.н.э. в Риме возник большой спрос на янтарь. По янтарному пути, пролегавшему от города Аквилеи в Северной Италии через Нижний Дунай вниз по течению р. Вислы и юго-восточному берегу Балтийского моря, римские торговые караваны везли серебряные и бронзовые монеты, предметы быта, оружие. Пруссы обменивали эти товары на янтарь.

Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своем труде «Естественная история» поместил рассказ о поездке в 62 г. н.э. посланца императора Нерона за янтарем для устройства гладиаторских игр. Квинт Атилий Прима вместе с охраной добрался до страны янтаря и привез такое огромное количество янтаря, что «…сетки, защищавшие балкон деревянного цирка (театра) от диких зверей, скреплены были янтарем, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и все прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр». Воины из охраны Квинта Атилия Примы не устояли перед соблазном легкого обогащения: они отдавали нагрудные знаки отличия легионеров и воинские пояса местным жителям в обмен на «солнечный камень». По сообщению Плиния Старшего самый крупный кусок янтаря, привезенный тогда в Рим, весил 4,26кг. Само же население Самбии не слишком ценило сокровища, которыми изобиловала их земля.

Римский ученый Корнелий Тацит (55-117 гг. н.э.) сообщал: «…правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображения кабанов. Это у них, заменяющая оружие, - защита от всего, гарантирующая почитателю богини безопасность даже среди врагов…Они обыскивают море…и на берегу собирают янтарь, который сами называют «глэзиум». Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы… Собирается он в грубом виде, приносится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».

Впоследствии термин «эстии» сменяется новым этнонимом – «пруссы», который в форме «брутери», «прецун», «прутены», «брусы», «бороссы» будет фигурировать в европейских и восточных средневековых источниках, обозначая население, проживавшее между реками Висла и Неман.

Ценную информацию о материальной культуре, орудиях труда, предметах быта, одежде, снаряжении и оружии, внешнем облике пруссов дает археология. Первые археологические раскопки на территории Восточной Пруссии произошли в 1724 г., т.е. на 14 лет раньше, чем расчистки развалин города Помпеи близ г. Неаполя (1738 г.) Германские археологи и историки предвоенного времени внесли большой вклад в изучение истории пруссов. В 1844 г. в г. Кенигсберге создается Общество «Пруссия» по изучению древностей. К концу XIX в. накопились обширные материалы по истории края в архивах этого общества и в музейных хранилищах Королевского замка. К сожалению, многие материалы погибли во время штурма г. Кенигсберга в апреле 1945 г.

В послевоенный период 40-х – 60-х гг. на территории Калининградской области производились раскопки советскими археологами. С 1974 г. на территории Калининградской области ведутся археологические раскопки Балтийской экспедицией Института археологии РАН под руководством д.и.н., профессора В.И. Кулакова. Многолетние археологические исследования позволили сделать вывод о том, что материальная культура пруссов была достаточно высока. Они знали способы обработки бронзы, железа, дерева, кости; сами для себя изготовляли оружие, железные шлемы, кольчуги, орудия труда - ножи, серпы, топоры, пилы, косы-горбуши, рыболовные крючки, железные лемеха и т.д. Пруссы вели торговлю с соседями: Польшей, Швецией, Данией, Великим Новгородом, Киевом. Купцы этих стран привозили соль, изделия из золота и серебра, стеклянные и металлические украшения. Пруссы получали металлургическое сырье и готовые бронзовые изделия с Кавказа и Балкан.

К началу XIII в. ведущим направлением хозяйства у пруссов стало подсечное земледелие. Они сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо; выращивали лен, занимались огородничеством, бортничеством, а также рыбной ловлей, охотой на медведя, лося, черную куницу, возможно, и морской охотой на тюленя. Они выращивали крупный рогатый скот, свиней и лошадей, чье мясо шло им в пищу.

Древние пруссы были язычниками: они поклонялись солнцу, луне, звездам, грому, матери-земле, птицам, четвероногим, ужам, жабам. У них были священные рощи, поля, леса, реки, где они не смели рубить деревья, пахать, ловить рыбу. Большое значение пруссы придавали почитанию духов умерших. В день поминовения, осенью, на могилах оставляли шкуры лошадей, чтобы дух умершего мог добраться до родного дома, где возле порога его ожидали еда и питье.

Первое место в списке прусских богов занимал Окопирмс - бог неба и земли, вседержитель. За ним идут бог света - Звайгстикс и бог моря - Аутримпс. Следующий уровень занимали три бога, которые особо почитались: Перкунас - бог грома, молнии, дождя; Потримпс - бог молодости, плодородия; Патолс- бог смерти, подземного мира.

Боги прусского мировоззренчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными. Очень почитали пруссы огонь. Средневековые хронисты обращали внимание на обряды, связывавшие пруссов с окружающим миром: «Они, пруссы, запрещают нам (христианам) приближаться к священным рощам и источникам, ибо считают, что те становятся нечистыми от приближения христиан…».

С XII в. формируется территориально-административная структура пруссов. Основой прусского общества являлась земледельческая община, которая состояла из сельского поселения (деревни) или нескольких поселений. В общине было 12 дворов. Во главе общины стоял староста или старейшина. Группа общин составляла волость. Волостным административным центром служило укрепленное поселение (городище), в нем проживал управляющий округой. Волости объединялись в территориальные единицы – земли. Каждая прусская земля управлялась советом знати, среди которой в середине XIII в. выделяются особо могущественные роды: Сколо - в Самбии, Виды – в Вармии, Монте - в Натангии и др. Наследственные правители земель не смогли объединиться и враждовали между собой.

К моменту появления рыцарей Тевтонского ордена прусское общество можно охарактеризовать как патриархальное, в котором главную роль играли мужчины. Мужчина – прусс пользовался неограниченной властью в семье: он мог продать в рабство, убить сам или с помощью других любого члена семьи. Наследование имущества шло только по мужской линии. Воины – пруссы предпочитали брать в жены женщин с о. Готланда. Жен покупали, они находились полностью под властью мужа. Жена не могла сесть с хозяином дома за стол и каждый день должна была мыть мужу ноги. У пруссов имело место многоженство.

Примечательно, что число три у пруссов почиталось: три жены было у мужчины – прусса, три раза полагалось выпить на пиру или поминках, прусс должен был отдать треть своего достатка (или добычи) богам (через жреца), существовало три главных бога (грома, молодости, смерти), которые особенно почитались.

На территории Пруссии шел активный процесс дифференциации общества. В конце IX в. выделяются три социальные группы: знать, свободные и рабы. В категорию знати входили богатейшие, благороднейшие и «куниги» (князья). Прусская знать пила кобылье молоко (кумыс), а свободные общинники и рабы - медовуху. К XIII в. прусское общество значительно эволюционизировало: общинники расслаиваются на свободных и свободных зависимых. Изменения происходят и в слое знати («нобилей»): выделяются представители служилой знати - дружинники.

В XI-XII вв. прусские дружинники все больше превращались в наемников. По призыву отдельных польских князей они участвовали в междоусобных войнах. Под давлением жрецов в конце XI в. прусская дружина покинула родину предков. Они осели в центральной Литве, в районе Великого Новгорода, на северо-западе Белоруссии. Пруссы играли важную роль в создании позднейшего Литовского государства. Около 1165 г. в Великом Новгороде появилась «Прусская улица», на которой жили выходцы из Самбии. Это подчеркивает высокое социальное положение, занятое пруссами на новой родине. Согласно генеалогической легенде, родоначальником рода Романовых был сын прусского нобиля Гланды Камбилы Дивоновича Андрей Прусс, который был боярином на службе у великого князя Московского Ивана Калиты и его приемника Симеона Гордого. У Андрея Прусса было 5 сыновей, от которых произошло 17 старинных русских дворянских родов такие, как Боборыкины, Колычевы, Сухово-Кобылины, Шереметьевы, Коновницины, Неплюевы, Лодыгины, Образцовы и др. Есть основания предполагать прямое участие пруссов в создании древнерусского государства. Подтверждением этому служит первая княжеская эмблема Руси – «трезубец» князя Владимира Красное Солнышко. Трезубец является схематизированным знаком прусской жертвенной птицы, приносимой Верховным Жрецом богам ради процветания вверенного ему народа. Отсюда эмблема прусской дружины – серебряный (белый) ворон, явившийся первым геральдическим изображением средневековой Европы.

Прусские дружинники не смогли взять власть, преодолеть жреческое сопротивление и осуществить идею государственности. Жреческая идеология «священного царства» на рубеже XII-XIII вв. несла в себе изначально заряд саморазрушения для пруссов. Христианская цивилизация неумолимо надвигалась на пруссов, а фанатическая приверженность к языческим богам отгораживала их от влияния более высокой европейской культуры. Развалу прусского общества способствовала и местная знать - «нобили», стремившиеся к стабильному владению землей. Однако развитие феодальных отношений под властью жрецов было невозможным. Перспектива реального обретения почетного места в феодальной структуре толкала значительную часть прусского нобилитета на сотрудничество с крестоносцами. Из их среды к концу XII в. стал формироваться класс земледельцев-феодалов. Земельные наделы отводились нобилям, составляя основу их крупных хозяйств. Однако основная часть земельных угодий, куда входили и объявленные «святыми» леса и поля, по-прежнему принадлежала жрецам.

Уход профессиональных воинов-дружинников в Литву и другие страны открыл неограниченные возможности для укрепления власти жрецов, которые правили от имени языческих богов. На протяжении VIII-XIII вв. в Пруссии было 50 верховных жрецов, избиравшихся пожизненно. Они назывались Криве-Кривайто, у которых был обширный «штат» подчиненных ему жрецов. Верховный жрец Криве-Кривайто носил жезл с тремя загнутыми концами - символ его безграничной власти над душами пруссов. Центральная часть жезла имела вид верхней части мужской фигуры (бога солнца и огня Перкуно), по сторонам его изгибались две белые лошади. Поясом Криве - Кривайто служила обернутая вокруг тела 49 раз белая полотняная лента. Голову жреца украшала шапка с загнутым острым концом, которую венчал золотой, усыпанный янтарем шар. Через правое плечо Криве спускалась перевязь с изображением владыки богов - Перкуно.

Ближайшим помощником верховного жреца считался Эварт – Криве, имевший двухконечный посох и пояс, обертывавшийся вокруг тела семь раз. Затем следовал разряд жрецов – кривуле, выполнявших судейские функции. Посылаемый ими по деревням жезл с одним загнутым концом считался сигналом к сбору народных собраний. Поразителен факт обнаружения при раскопках в Новгороде Великом аналогичных по виду жезлов XII – XIII вв., имевших у горожан также священное значение.

Основную массу жрецов, осуществлявших как ритуальные, так и административные обязанности, составляли вайделоты. С жителей в пользу Криве – Кривайто взималась подать. Прибыль (треть состояния) от торговых и хозяйственных операций шла не на развитие земледелия, а в жертвенный костер и на содержание громоздкого аппарата жречества. Это свидетельствовало о регрессивном характере прусского общества.

Перед Пруссией открывалась перспектива образования первого в Балтии единого государства. Однако жреческо–административная структура прусского общества, впитавшая в себя видоизмененные родовые традиции, не позволила этого сделать. Попытки жречества в XII в. консолидировать на этой основе всех западных балтов также не увенчались успехом. Прусское общество сделало свой исторический выбор, пойдя по тупиковому пути развития. Прусское общество было разрушено крестоносцами: оно пожинало плоды своей искусственно поддерживавшейся с XI в. обособленности и консервативности. Вера в единых богов не могла стать причиной для появления общности государственного типа. Степень общественного развития Балтийского региона в конце X в. создала предпосылки для распространения христианской религии. Христианская вера утвердилась в Дании (960 г.), в Польше (966 г.), на Руси (988 г.). Пруссы же оставались язычниками, так как военные конфликты с соседями не способствовали принятию ими веры врагов.

Первая мирная миссия в Пруссию с несением Христианской проповеди принадлежит чешскому епископу Войтеку – Адальберту (955 – 997 гг.). Гибель Войтека в 997 г. от рук язычников явилась следствием враждебных отношений между поляками и пруссами в те годы. Подобная же участь постигла второго христианского проповедника Бруно в 1009 г., когда он пришел в Пруссию через Киевскую Русь. Около 1212 г. монах-цистерцианец Христиан осуществил мирную христианизацию пруссов Помезании и Погезании. Римский папа Иннокентий III в 1216 г. назначает Христиана первым епископом Пруссии. Но число обращенных в новую веру пруссов почти не росло. Они продолжали обожествлять таинственную силу природы, землю, солнце, гром, вековой дуб, считавшийся бессмертным. Тогда польские феодалы пытаются стимулировать процесс христианизации при помощи небольших по объему крестовых походов в 1222-1223 гг. Но это только усилило сопротивление язычников-пруссов. Дальнейший процесс христианизации Пруссии существенно омрачен насильственными действиями Тевтонского (немецкого) рыцарского ордена.

Завоевание Пруссии осуществлялось в течение 1233-1283 гг. Тактика завоевания территории была простой и надежной: завоевывается часть местности, на ней строятся оборонительные сооружения, затем города, происходит покорение местных жителей, затем призываются переселенцы из Германии и территория становится орденской, т.е. немецкой.

В отечественной историографии выделяется три этапа борьбы пруссов с Тевтонским орденом: 1233-1249; 1249-1260; 1260-1283 гг. Свою периодизацию процесса покорения Пруссии дает и орденский летописец Петр из Дусбурга. Он выделяет начальный этап (1231 -1240 гг.), когда были покорены первые шесть прусских земель (Любовия, Помезания, Погезания, Вармия, Натангия, Самбия) и еще три: первое, второе, третье «вероотступничество» пруссов (1249-1260, 1260-1274, 1274-1283 гг.). Обе эти периодизации в своей основе совпадают, но схема П. Дусбурга выглядит все же более естественной. Само завоевание Пруссии осуществлялось в форме специально организованных крестовых походов. В этих походах принимали участие не только рыцарские отряды из Германии, но и, особенно на начальном этапе покорения Пруссии, дружины польских князей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.