Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология межличностных отношений 2 страница




Национальность. Этнические нормы об слоил ива ют общи­тельность, рамки поведения, правила формирования межлично­стных отношении. В разных этнических общностях межперсо-

Психология межличностного взаимодействия ________________________ УЦ

нальные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр

Некоторые свойства темперамента влияют на формирование межличностных отношений Экспериментально установлено, что хо­лерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а фтегмагики и меланхолики испытывают затруднения Закрепление межличностных отношении в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерике сангвиником» затруднено Устойчивые межперсональ­ные связи образуются в парах «меланхолик сфлегматпком>>, «мелан­холик с сангвиником* и «флегматике сангвиником* (Обозов, 1979).

Состояние здоровья Внешние физические недостатки, как правило, негативно сказываются на «Я-концепции» и в конечном итоге затрудняют формирование межличностных отношений.

Временные заболевания влияют на общительность и устойчи­вость интерперсональных контактов Заболевания щитовидной железы, различные неврозы и др, связанные с повышенной воз­будимостью, раздражительностью, тревожностью, психической неустойчивостью и пр., — все это как бы «раскачивает» межлич­ностные отношения и негативно впияет на них

Профессия Межличностные отношения формируются во всех сферах жизнедеятепьности человека, но наиболее устойчивыми являются те. которые появляются в результате совместной трудо­вой деятельности В ходе выполнения функциональных обязанно­стей не только закрепляются деловые контакты, но и зарождают­ся и развиваются межличностные отношения, которые в дальней­шем приобретают многосторонний и глубокий характер Если по роду профессиональной деятельности человеку приходится по­стоянно общаться с людьми, то у него появляются навыки и уме­ния установления межличностных контактов (например, у юрис­тов, журналистов и др)

Опыт общения с людьми способствует приобретению устойчи­вых умений и навыков интерперсональных отношений, основан­ных на социальных нормах регуляции, с представителями разных групп в обществе (Бобнева, 1978) Опыт общения позволяет прак­тически осваивать и применять разнообразные нормы общения с рахчичными людьми и формировать социальный контроль за про­явлением своих эмоции

Самооценки Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с инди­видуально-психологическими качествами партнера по общению,

172_________________________________________________Глава 3

с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит в интерперсональные от­ношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных от­ношений, го они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер.

Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраи­ваться к стилю межличностных отношений, которые предлагают-ся партнером по общению В то же время это может вносить опре-' ' деленную психическую напряженность в межличностные отноше-

ния в связи с внутренним дискомфортом личности

Потребность в общении, установлении межличностных кон­тактов с людьми является фундаментальной характеристикой чело­века Вместе с тем среди людей встречаются лица, у которых по­требность в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) несколько завышена. Дружеские межличностные от­ношения чаще всего формируются с одним человеком или не­сколькими лицами, а аффилиаиия и альтруизм, как правило, про­являются ко многим людям Результаты исследований свидетель­ствуют, что помогающее поведение выявлено у людей, обладающих эмпатией, высоким уровнем самоконтроля и склонных принимать самостоятельные решения. Показателями аффилиативного пове­дения являются положительные вербальные высказывания, про­должительные контакты глаз, дружелюбное выражение лица, уве­личенное проявление вербальных и невербальных знаков согласия, доверительные звонки по телефону и др Изложенная характерис­тика аффилиативного поведения по форме напоминает стадию дружеских отношений, а ее показатели — критерии развития поло­жительных межличностных отношений. В ходе исследований были высланы личные качества, затрудняющие развитие межличностных отношений. В первую группу вошли самовлюбленность, высокоме­рие, заносчивость, самодовольство и тщеславие Ко второй группе относятся догматизм, постоянная склонность не соглашаться с партнером. Третья группа включала двуличие и неискренность (Ку-ницына, Казаринова, Погольша, 2001)

Процесс формирования межперсональных отношений. Он включа­ет динамику, механизм регулирования (эмпатию) и условия их развития.

Динамика межличностных отношений. Интерперсональные от­ношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной

Психология межличностного взаимодействия _____________________ 173

зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы меж­личностных отношений, но не рассматривает их динамику. Аме­риканские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отно­шений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие дру­зья), но анализируют их несколько изолированно, не раскрывая ход их развития (Huston, Levinger, 1978).

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, при­ятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабле­ния межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого эта­па зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социо­культурных и профессиональных норм общества, к которому при­надлежат будущие партнеры по обшению.

Приятельские отношения формируют готовность — неготов­ность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это являет­ся благоприятной предпосылкой к дальнейшему обшению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддер­жки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Меж­личностные отношения на этой стадии характеризуются устойчи­востью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отно­шений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию парт­неров по общению (Снелл. 1990, Дерябо, Ясвин, 1996; Кузин, 1996),

При исследовании дружеских (доверительных) отношений наи­более интересные и глубокие результаты получены И. С. Коном, Н. Н. Обозовым, Т. П. Скрипкиной (Обозов, 1979; Кон, 1987, 1989; Скрипкина, 1997). По мнению И. С. Кона, дружеские отно­шения всегда имеют общее предметное содержание — общность интересов, целей деятельности, во имя которой друзья соединя­ются (объединяются), и одновременно предполагают взаимную привязанность (Кон, 1987).

174____________________________________________________ Diana 3

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностнои поддержки друг другу, между друзьями могут су­ществовать и определенные разногласия Можно выделить утили­тарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу Дружеские отношения проявляются в различной форме от межличностной симпатии до взаимной потребности в обще­нии Такие отношения могут развиваться к<ж в официальной об­становке, так и в неофициальной Дружеские отношения, по срав­нению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью (Кон, 1987) Друзья откровенно обсуждают друге другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности обшаюшихся и общих знакомых.

Важной характеристикой дружеских отношений является до­верие Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпи­рические корреляты доверия людей к другим людям и к себе (Скрипкина, 1997)

Интересные результаты по проблеме доверительных отношений получены в исследовании, проведенном под руководством В. Н Ку-ницынои на студенческой выборке. «Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью какдове-рительные, партнерские, из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверитель­ные и паржерские Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение парт­нерских отношении с другим значимым человеком Если в ходе на­копления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношении с людьми, то отношения дове­рия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью» (Куни-цына, Казари нова, Погольша, 2001) Дружба может ослабляться и прекращаться, если кто-либо ич друзей не сможет сохранить доверя­емые ему секреты, не защитит друга в его отсутствие, а также ревни­во относится к другим его взаимоотношениям (Аргайл, 1990)

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются ин­тенсивными контактами психологической насыщенностью и большей значимостью При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчи­вость, честность и социальную доступность Дружеские отноше-

Психология межличностного взаимодействия _____________________175

ния в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возра­сте акцент на психологическую интимность как важнейший при­знак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утра­чивают свой ореол тотальности* (Кон, 19S7, с. 251).

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинако­вый с ними жизненный опыт и ценности.

Недостаточно изучена проблема критериев дружеских отно­шений. Одни исследователи относят к ним взаимопомощь, вер­ность и психологическую близость, другие указывают на компе­тенцию в общении с партнерами, заботу о них, поступки и пред­сказуемость поведения.

Эмпатия как механизм развития межличностных отношений. Эм-патия — это отклик одной личности на переживаний другой. Одни исследователи считают, что это эмоциональный процесс, дру­гие — эмоциональный и когнитивный процесс. Высказываются противоречивые мнения по поводу того, является ли данный фе­номен процессом или свойством.

Н. Н. Обозов рассматривает эмпатию как процесс (механизм) и включает в него когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. По его мнению, эмпатия имеет три уровня.

В основе иерархической структурно-динамической модели лежит когнитивная эмпатия (первый уровень), проявляющаяся в виде понимания психического состояния другого человека без из­менения своего состояния.

Эпюрой уровень эмпатии предполагает эмоциональную эмпатию, не только в виде понимания состояния другого человека, но и сопере­живания и сочувствия ему, эмпатического отреагирования. Данная форма эмпатии включает два варианта. Первый связан с простейшим сопереживанием, в основе которого лежит потребность в собственном благополучии. Другая, переходная форма от эмоциональной к дей­ственной эмпатии, находит свое выражение в виде сочувствия, в осно­ве которого лежит потребность в благополучии другого человека.

Третий уровень эмпатии — высшая форма, включающая ког­нитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Она в полной мере выражает межличностную идентификацию, которая является не только мысленной (воспринимаемой и понимаемой) и чувственной (сопереживаемой), но и действенной. На этом уровне эмпатии проявляются реальные действия и поведенческие акты по оказанию гюмоши и поддержки партнеру по обшению (иногда такой стиль поведения называется помогающим). Между

176 _________________________________________________Глава 3

тремя формами эмпатии существуют сложные взаимозависимос­ти (Обозов, 1979). В изложенном подходе достаточно убеяительно и логично обоснованы второй и третий уровни эмпатии (эмоцио­нальная и действенная). Вместе с тем ее первый уровень (когни­тивная эмпатия), связанный с пониманием состояния других лю­дей без изменения своего состояния), является, по нашему пред­ставлению, чисто когнитивным процессом.

Как свидетельствуют результаты эксперимента!ьных исследо­ваний в России и за рубежом, симпатия является одной из основ­ных форм проявления эмпатии Она обусловлена принципом по­добия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей Приниип подобия представлен в многочисленных работах И. С Кона, Н. Н. Обозова. Т. П. Гавриловой, Ф. Хайдера, Т. Нью-кома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Если принцип подобия у общающихся не проявляется, то это гово­рит об индифферентности чувств Когда же у них фиксируется несоот­ветствие и особенно противоречие, то это влечет дисгармонию (дисба­ланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии.

Как показывают результаты исследований, чаще всего межлично­стные отношения основываются на принципе подобия (сходства), а I иногда и на принципе дополнительности. Последний выражается в

I' том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов

и др. люди бессознательно, а иногда и осознанно, выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. На основе этого могут развиваться позитивные межперсональные отношения.

Проявление симпатии может интенсифицировать переход от одной стадии межличностных отношений к другой, а также рас­ширять и углублять интерперсональные отношения. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

Очень близко к понятию «эмпатия» понятие «синтониость», под которым понимается способность приобщаться к эмоцио­нальной жизни другой личности, обусловленная потребностью в эмоциональном контакте. В отечественной литературе данное по­нятие встречается довольно редко

Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как свойства личности формируется эмоциональная отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей, Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут об­ладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийно-

Психология межличностного взаимодействия ______________________t_77

сти экспериментально определялся в исследованиях Т П. Гаври-ловой и Н. Н. Обозова. Лииа с высоким уровнем эмпатии прояв­ляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоцио­нальны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контак­тов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

Эмпатия может проявляться не только в реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного ис­кусства, в театре и т. д.

Эмпатия как механизм формирования межличностных отно­шений способствует их развитию и стабилизации, позволяет ока­зывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональ­ное и деловое импонирование.

Условия развития межличностных отношений. Межличностные от­ношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину (Росс, Нисбетт, 1999).

В городских условиях по сравнению с сельской местностью до­статочно высокий темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень общественного контроля. В результа­те — большое количество межличностных контактов, их кратковре­менность и проявление функционально-ролевого общения. Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъяв­ляют более высокие психологические требования к партнеру. Что­бы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегруз­ками, материальными ресурсами и т. д.

Исследования за рубежом свидетельствуют, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг другу. По-види­мому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем быстрее меж­личностные отношения между ними ослабляются и прекращаются. Пространственная близость особенно влияет на межличностные от­ношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

Важное значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе кото­рой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической сре­дой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д.

178____________________________________________________ Глава 3

Общеизвестно, что межличностные отношения быстро разви­ваются (проходят все этапы вплоть до доверительного) в опреде­ленных местах (например, в больнице, поезде и др.). Данное явле­ние, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от вне­шних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельнос­тью и пространственной близостью. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных усло­виях у нас проводится не очень много.

Значение временного фактора в интерперсональных отноше­ниях зависит от того, в какой конкретной социокультурной среде они развиваются (Росс, Нисбетт, 1999).

По-разному влияет временной фактор в этнической среде. В во­сточных культурах развитие межличностных отношений как бы растя­нуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляюших исследования влияния временного фактора на меж­личностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.

Для измерения различных аспектов межличностных отноше­ний существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика межличностных отношений Т. Лири (доминирова­ние—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-,. сортировка» (зависимость—независимость, общительность—не-

!|, общительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест опи-

сания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, ком­промисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпати-ческих тенденций А, Меграбяна и Н. Эпштейна, методика уровня эчпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупо­ва для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские мето­дики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изуче­нию импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.

Проблема межличностных отношений в отечественной и зару­бежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в насто­ящее время проводится весьма мало, Перспективными проблема­ми являются: совместимость в деловых и межличностных отноше­ниях, социальная дистанция в них, доверительность в разных ти­пах интерперсональных отношений и ее критерии, а также осо­бенность межперсональных связей в различных видах професси­ональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Психология межличностного взаимодействия _________________________Г79




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.