Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Градация исторического процесса философии




Направления и школы западной и русской философии Примерная хронология Представители
ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ (до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.)
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.)
ДОСОКРАТИКИ (натурфилософия) До IV в. до н.э. Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др.
АФИНСКАЯ ШКОЛА V - IV вв.до н.э. Сократ, Платон, Аристотель
ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.):  
кинизм IV - III в. до н.э. Антисфен, Диоген Синопский и др.
эпикуреизм IV – I в.до н.э. Демокрит, Эпикур и др.
скептицизм IV – I вв.до н.э. Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа
стоицизм III до н.э. - II в. н. э. Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий
АТОМИЗМ V в. до н.э - I в. н.э. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар
НЕОПЛАТОНИЗМ   III – V вв.н.э. Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.)
АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА I-VIIIвв.н.э. Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.
СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.): Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский
томизм XIII-XIVвв. Фома Аквинский (Аквинат)
реализм IХ- ХIVвв. Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский
номинализм IХ-ХIVвв. И.Росцеллин, Пьер Абеляр.
оккамизм ХIII-ХIVвв. Уильям Оккам
МИСТИЦИЗМ ХШ-ХIVвв. Мейстер Экхарт
БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я Х-ХIVвв. Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.
ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)
ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ XIV-XVI вв. Данте, Петрарка, Савонарола,Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.
НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ(XVII-XVIII вв.)  
СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ XVII – XVIII вв. Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.
РАЦИОНАЛИЗМ XVII – XVIII вв. Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, И.Кант
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ XVIII в. Дж. Беркли, Д. Юм  
СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ XVIII в. Д.Юм, И.Кант
КУЛЬТ РАЗУМА (Просвещение) XVIII в. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.
КУЛЬТ ЧУВСТВА (Романтизм) XVII – нач. XIX вв. В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)  
СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ XVIII-XIX вв. И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XIX в. Л.Фейербах
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ XIX в. К.Маркс, Ф.Энгельс
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.   А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни) XIX в. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор  
ПОЗИТИВИЗМ XIX в. О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др.  
ПРАГМАТИЗМ XIX в. – нач. XX в. Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи  
НЕОКАНТИАНСТВО (Марбургская и Баденская шк.) XIX в. – нач. XX в. Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд
ГЕРМЕНЕВТИКА XIX в. – нач. XX в. Ф.Шлейермахер, В.Дильтей
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХХ в. Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд, М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ХХ в. М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ ХХ в. Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (неопозитивизм) ХХ в. Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел
ПСИХОАНАЛИЗ (фрейдизм и неофрейдизм) ХХ в. З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.
ГЕРМЕНЕВТИКА ХХ в. Г.Х.Гадамер
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ ХХ в. К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.
ИНТУИТИВИЗМ ХХ в. А.Бергсон, Н.Лосский
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ХХ в. Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц
КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ ХХ в. К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.
СТРУКТУРАЛИЗМ ХХ в. К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко
ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: XX в.  
Неотомизм XX в. Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.
Протестантизм XX в. К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.
Религиозный персонализм XX в. Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.
Религиозный экзистенциализм XX в. К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер
ПОСТМОДЕРНИЗМ II-ая пол.ХХв. – н.в. Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти, Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.
       

Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.

Таблица 2

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов и концепций
  БОГ (теология) Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм. Монотеизмв зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).
  ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Основа мировоззрения – космоцентризм. Космос– главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализмбытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).
  АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).
  АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия(стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).
  ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).
  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства. Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка – телеология: движение к высшему благу.

Таблица 3.

Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов и концепций  
  БОГ (теология) Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума, теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).
  ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Основа мировоззрения – теоцентризм, креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.
  АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души. Проповедь аскетизма и смирения.
  АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи.
  ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).
  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

 

 

Таблица 4

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

 

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов и концепций
  БОГ (теология) Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.
  ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Переход от геоцентрической парадигмымироздания на гелиоцентрическую. Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма: множество учений о субстанции, её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.
  АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) Становление мировоззренческого антро-поцентризмаигуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.
  АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) Моральный и нравственный дуализм: одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейскогоотношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма,«разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.
  ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.
  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

 

Таблица 5

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

Главные составляющие (части) философии Краткое содержание взглядов и концепций
  БОГ Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм.
  ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).
АНТРОПОЛОГИЯ (учение о человеке) Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).
АКСИОЛОГИЯ (учение о ценностях) Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.
ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) 1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.