Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический образ носителя просторечия




Носитель просторечия помолодел, стал более или менее образован и социально значим. Чистых «просторечников» почти нет. Типично просторечные формы могут функционировать на фоне вполне литературной речи как вкрапления. Редкий носитель современной литературной речи не имеет просторечных погрешностей. Но тем не менее «просторечник» легко узнаваем. Его речь характеризуют не столько уровень образования и среда, сколько определенные качества личности, ее особый психолингвистический склад:

· открытость, непосредственность в обращении: девушка, мужчина, женщина, старик, братан;

· приоритет содержания речи над ее формой;

· пренебрежение формулами речевого этикета.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Как различаются литературная речь и просторечие с лингвистической точки зрения?

2. Что понимается под просторечием?

3. Существует ли норма просторечия?

4. Каковы нравственные представления носителей просторечия?

5. Охарактеризуйте стереотипы поведения носителей просторечия.

6. Каковы эстетические представления носителей просторечия?

7. Чем различаются плеоназм и тавтология?

8. Какие лингвистические особенности просторечия вы знаете?

9. Какие психологические черты речевого портрета носителя просторечия можно выделить?

 

Домашнее задание

1. Определите тип плеонастичности в представленных словосочетаниях: жестикулировать руками, дальнейшее будущее, коллеги по работе, ноябрь месяц, патриот своей Родины, красивое украшение, новое открытие, будьте взаимно вежливы друг к другу, в конечном итоге, местные аборигены, совместное сотрудничество, популярный бестселлер, другая альтернатива, каждая минута времени, наследие прошлого, во сне присниться, ценное сокровище.

2. Запомните ударение в следующих словах: газопровод, дебет, жалюзи, завсегдатай, заплесневеть, иначе, каталог, кулинария, кухонный, маркетинг, новорождённый, расценено, характерный (человек), характерный (признак), шасси, щавель, эксперт.

3. Найдите по 5 примеров лексических, синтаксических и формообразующих плеоназмов и запишите их.

 

4. Прочитайте предложения, найдите стилистические ошибки, объясните причину их появления и напишите исправленный вариант: Я тебя наберу после работы. В августе месяце были зафиксированы нулевые цифры по инфляции. Пока никто не видит, что мы сделали какие-то уроки из кризиса. Я рассчитываю выйти на окончательный текст договора к декабрю. Мы нашли нормальное понимание друг с другом. Я страшно благодарен Вам за поддержку. Меня заверили, что по людям, забравшим картины, сейчас работают сыщики. Обидно, что одна из самых красивых отечественных актрис не может себе позволить богатых нарядов и дорогих драгоценностей. Он сочиняет музыку, ни на что не похожую. Я тебе отзвонюсь вечером.

5. Вставьте пропущенные буквы и запомните правописание следующих слов: а…ревиатура, абон…мент, аген…ство, агре…ивный, апе…яция, а…истент, а…ортимент, а…оциация, а…аше, а…ракцион, ба…аст, ба…отироваться, дил…тан…ский, д…скред…тировать, диску…ио…ый, ди…онанс, ди…еренциация, и…игрировать, и…итация, инди…ерентный, и…овация, инте…ектуальный, интриган…тво, ка…икатура, ко…егиальный, коло…альный, ко…ентатор, ко…уникабельный.

Рекомендуемая литература

Обязательная литература

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект. – М., 2005.

Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. – М., 1995.

Дополнительная литература

Горелов Г.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 2006.

Грачев М. Интервенция криминального языка // Наука и жизнь. – 2009. – № 4.

Культурные табу и их влияние на результат коммуникации: сб. научн. трудов. – Воронеж, 2006.

 


Тема 8. Русское коммуникативное поведение

 

В 1960 году американский антрополог К. Оберг ввел понятие «культурный шок», которое характеризует состояние людей, неожиданно открывших для себя иную культуру, резко отличающуюся от принятой в его сообществе.

Но существует также и коммуникативный шок. Он возникает при неожиданном соприкосновении с незнакомым, чуждым речевым поведением. Для устранения коммуникативного шока необходимо системное описание коммуникативного поведения, которое можно разделить на три вида: национальное, групповое и личностное.

 

Современное русскоязычное общество разбито на две социальные группы: носители литературного языка и носители просторечия (между ними существуют двуязычные прослойки).

В последнее время заметно усилилась пропагандистская поддержка носителей просторечия, что особенно заметно в сфере средств массовой информации. Утрачивается культура доверия, доброжелательности. Наблюдаются попытки реабилитации конфронтационной модели массового сознания.

К сожалению, языковая политика в современном государстве отсутствует. Приоритетами являются развитие сырьевого и военно-промышленного комплекса. Несмотря на то, что 2007 год был объявлен Годом русского языка, это событие стало не более чем прокламацией. В отношении русского языка и литературы общество пребывает в состоянии апатии. Между тем, в других странах отношение к государственному языку весьма серьезное. Во Франции, например, есть Министерство французского языка.

В условиях формирования глобального коммуникатив-
ного пространства необходимо нивелировать, сглаживать национально-специфические особенности коммуникативного поведения.

В результате системных исследований была выделена параметрическая модель русского коммуникативного поведения, объединяющая его вербальные и невербальные характеристики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.