Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единство и целостность исторического процесса




Проблему единства человечества и его истории часто искали в общности его происхождения, а также неизменности природы человека как биологического существа. Такие представления, возникшие в эпоху Просвещения, продолжали оказывать влияние на историков, социологов и экономистов XIX в., не говоря уже о философах истории. Однако на вопрос: изменилась ли природа человека в течение последних шести тысяч лет? - наука дает отрицательный ответ. Разумеется, в ходе истории происходят непрестанные изменения в знаниях и умениях человека, в его сознании и самосознании, но его биологическая природа осталась неизменной. Поэтому изменения, происходящие в историческом процессе, не могут быть объяснены с помощью чисто биологических свойств, которые остались неизменными, а означает, что для объяснения -единства исторического процесса мы обязаны выйти за пределы биологической природы человека и общих корней его происхождения. Следовательно, для выявления причины этого единства мы должны обратиться к анализу социальных процессов, носителем которых выступает человек.

Исходной предпосылкой существования человека как исторического существа является стремление к взаимному объединению с подобными себе существами. Без такого объединения было бы невозможно взаимопонимание людей, а значит и обмен результатами своей деятельности;

Исторический процесс можно интерпретировать двояко. Во-первых, как единый, целостный процесс развития человеческого общества, с выделением определенных стадий, соответствующих исторически возникающим общественно-экономическим формациям. Во-вторых, как плюралистический процесс возникновения, сосуществования и обособленного развития отдельных стран, регионов, цивилизаций. Первая точка зрения, которую с полным правом можно назвать системной, была доминирующей в философии истории, хотя и защищалась сторонниками разных направлений в философии и мировоззрения в целом. С религиозной точки зрения идея единства исторического процесса, как указывалось выше, обосновывалась на принципе провиденциализма, согласно которому божественная воля направляет историю к заранее предустановленной цели. Идеологи Просвещения видели единство истории в объективном характере закономерностей развития общества, аналогичным законам природы. Сторонники идеализма выводили такое единство из существования единой идеи, мысли, сознания или ощущения, с помощью которых они конструировали исторический процесс. Материалисты подчеркивали объективный характер экономических и социологических законов, присущих различным социально-историческим системам, странам, государствам и цивилизациям.

Плюралистический взгляд на историю сформировался значительно позже, но он имел своих предшественников; его сторонники утверждают, что социально-исторические образования - конкретные общества, их системы, страны, государства и цивилизации - возникают и развиваются обособленно друг от друга. Они появляются, растут, достигают расцвета и потом исчезают, не оказывая никакого влияния, друг на друга. Именно подобный взгляд, в определенной мере, был присущ античным представлениям о круговороте истории. В дальнейшем он получил развитие в новом подходе к истории у Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Его еще рассматривают как цивилизационный подход; ни о каком целостном историческом процессе здесь говорить не приходится. Вся история превращается в этом случае в совокупность изолированных друг от друга социально-исторических образований, - цивилизаций, возникающих и развивающихся, полностью автономно, а значит какие-либо отдельные стадии или эпохи в истории выделять не приходится.

Плюралистический взгляд на историю исключает развитие человеческого общества в планетарном масштабе. Не случайно, поэтому в последние годы он тесно смыкается с «теориями» о конце истории, согласно которым западная цивилизация уже достигла своего потолка и поэтому не нуждается в дальнейшем совершенствовании. Отвергая идею об истории, как взаимосвязанном процессе развития различных стран, государств, цивилизаций и культур, такие идеологи стремятся противопоставить Запад остальному миру. Вместо поиска решения глобальных проблем человечества и, прежде всего, экологической проблемы, они озабочены в первую очередь сохранением благ цивилизации для золотого миллиарда человечества, что неизбежно грозит конфликтами и военными столкновениями.

Четкое осознание того, что человечество составляет единую планету людей, а его история представляет собой общий, целостный процесс развития социально-исторических систем, существовавших в прошлом, дает единственно правильный ориентир для оценки исторических событий и процессов и понимания истории в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.