Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционный подход к изучению истории




Характерная особенность традиционного подхода к изучению истории состоит в восприятии исторических свидетельств и утверждений авторитетов в исторической науке как непреложных, не подверженных пересмотру истин. Такой подход квалифицируют обычно как некритический, догматический и, во всяком случае, не исследовательский и не творческий

Какие аргументы в защиту такой точки зрения выдвигают его сторонники?

Поскольку исторические события нельзя наблюдать непосредственно, то знания о них можно получить только из тех источников, которыми историки располагают о прошлом. Таковыми источниками являются: исторические свидетельства о тех или иных событиях и процессах, происходивших в прошлом; это, прежде всего, письменные источники - летописи, исторические хроники, политические и юридические документы, экономические и торговые соглашения, переписка официальных лиц, воспоминания и мемуары видных деятелей изучаемого периода истории, короче - все то, что конкретно отображает экономическую, политическую и духовную жизнь определенной эпохи, народа и государства. Об уровне материальной культуры стран и народов судят по сохранившимся орудиям производства, а о духовной культуре - по произведениям литературы и искусства. В дальнейшем эта первичная информация подвергается анализу и обобщению специалистами-историками; именно они чаще всего и выступают в качестве авторитетов. Однако, всякий безымянный автор исторического сообщения, а тем более, летописец может считаться таким же авторитетом; по крайней мере, многие из них были очевидцами событий, и поэтому впоследствии более ученые авторитеты опирались именно на их информацию.

Отсюда очевидно, что любой историк, приступая к изучению тех или иных событий, происходивших в прошлом в определенное время в той или иной стране, должен опираться на исторические свидетельства и авторитеты. Не располагая иными данными, он в принципе должен верить этим источникам, ничего в них не изменяя, не добавляя и не исправляя. В самом деле, если историк что-то добавит от себя или сделает исправление в источнике, то где гарантия того, что это вмешательство не изменит смысла и достоверности прежнего свидетельства. А если он попытается опровергнуть это свидетельство, то какие основания и аргументы сможет привести в защиту собственной точки зрения. Таким образом, задача историка заключается лишь в том, чтобы как можно точнее и полнее воспроизвести содержание исторического источника.

Такой подход к изучению истории, не допускающий критики источника, и называют догматическим потому, что он исключает самостоятельный анализ и собственные размышления историка. Подобный взгляд на историю отличается даже от взгляда на нее с позиций обыденного познания, основанного на здравом смысле, тем, что последний не исключает критики, когда суждения человека не согласуются с реальным положением вещей. Сопоставляя такие суждения с данными наблюдений, он в состоянии критиковать и исправлять их. Ничего подобного не дано историку, который судит о прошлом, базируясь только на данных исторических источников, так как в принципе лишен возможности наблюдать это прошлое. В результате вся цель исторического познания сводится только к бесконечному повторению одних и тех же исторических свидетельств и суждений авторитетов. Но с таким мнением вряд ли согласится любой работающий историк, даже если он придерживается в теории точки зрения обыденного познания, поскольку на практике фактически всегда производит отбор данных источника, их уточнение и исправление, а нередко и критику. Такая деятельность уже выходит за рамки обыденного познания и, во всяком случае, не может рассматриваться как догматический и некритический подход к истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.