Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский» вклад в новую парадигму 2 страница




Однако если посмотреть на структуру социально-психологи­ческого знания, как она утвердилась в отечественной традиции, то именно здесь эта интеграция и заявлена. Логика предмета обо­значена таким образом, что общие характеристики общения и вза­имодействия людей развертываются последовательно сначала в больших, позже в малых социальных группах и, наконец, в их про­явлениях на уровне личности. Проблематика науки «выстраивается» в логическую схему, в рамках которой осуществляется анализ зако­номерностей поведения и деятельности индивидов, их межличност­ных отношений и вместе с тем включенность этих феноменов в макросоциальную структуру. Между тем «тоска» по подобной интегра­ции до сих пор характерна для современных дискуссий о предмете социальной психологии среди западных коллег. Некоторые из них предлагают иные решения для возможного объединения двух вет­вей (например, выделение «третьей» социальной психологии, пре­тендующей на роль своеобразного синтеза двух ветвей, причем чаще всего в данном случае апеллируют к символическому интеракционизму). Ясно одно, что взаимная информированность о различных вариантах была бы существенным вкладом в определение даль­нейшей судьбы социальной психологии как науки.

Кризис традиционных теоретических ориентации в западной социальной психологии еще раз показал, что проблемы лежат го­раздо глубже расхождений между отдельными парадигмами. Ха­рактерно, что все четыре основных направления, весьма различ­ных по своему теоретическому «рисунку», по исходным принци­пам понимания Человека и Общества, в равной мере испытывают существенные методологические затруднения. Справедливо отме­чается, что при формировании новой парадигмы искать причины этих затруднений надо где-то глубже, не в сфере специальных со­циально-психологических теорий, а в более общей методологии, в эпистемологических принципах. Понятно, что простое провозглашение принципов общего «облика» новой парадигмы еще не означает построения целостной системы науки, которая должна включать в себя наряду с теоретическими и эпистемологическими основами еще и определенную стратегию исследований, набор ме­тодических средств, интерпретацию полученных результатов. При­нятие и даже формулирование необходимых принципов — это важ­ный, но лишь первый шаг: вторым шагом должна стать реализация этих общих принципов в конкретной практике исследований.

Общая теория и общая методология в любой науке включают в себя элементы философского знания. Реализация же общефило­софских принципов анализа применительно к объекту данной на­уки происходит на уровне специальных теорий и специальной методологии. Именно они непосредственно взаимодействуют с конкретными методиками исследования, со всей исследовательс­кой практикой. Поэтому, когда известны исходные философские принципы, очень важно проследить, каким образом возможен переход от них к каждому отдельному исследовательскому при­ему, так чтобы при этом не был утрачен целостный образ объекта исследования, заданный на наиболее высоких уровнях абстракции. Для социальной психологии это имеет особое значение: как пока­зывает опыт ее развития на Западе, главный просчет возникает как раз из-за утери «социального контекста» в каждом отдельном исследовании, иными словами, из-за утери содержательной ха­рактеристики социального поведения, схватываемого на эмпири­ческом уровне.

В отечественной социальной психологии разработаны некото­рые принципы, позволяющие сделать акцент на этой проблеме. Можно назвать как минимум три из них. Во-первых, специфичес­кая интерпретация природы межличностных отношений, рассмот­ренных как реализация общественных отношений. Во-вторых, объе­динение исследований групп и процессов — двух основных блоков социально-психологического знания (т.е. рассмотрение процессов коммуникации, интеракции и перцепции в контексте реальных социальных групп). В-третьих, анализ всех социально-психологи­ческих феноменов с точки зрения принципа деятельности. Введе­ние этого принципа в систему психологического знания позволи­ло обосновать понимание личности одновременно и как объекта, и как субъекта общественного развития, вскрыв специфику ак­тивности личности именно как специфику активности обществен­ного человека. Для социальной психологии принцип деятельности позволяет интерпретировать саму социальную группу в качестве коллективного субъекта деятельности, что снимает проблему «со­циального контекста» для группы.

Разумеется, три названных принципа не исчерпывают ни ме­тодологической платформы социальной психологии, ни содержа­ния ее теоретического знания. Речь идет лишь о том, что здесь предложены некоторые исходные варианты решения «вечных» вопросов социальной психологии. Названные принципы можно рас­сматривать как некоторый скелет, или остов, общей социально-пси­хологической теории. Ее воплощение в ряде специальных теорий является делом не только сегодняшнего дня, но и будущего. По­пытки, которые уже сделаны на этом пути, позволяют убедиться в том, что некоторые проблемы, казавшиеся тупиковыми в истории социальной психологии, могут приблизиться к разрешению.

Нельзя, однако, думать, что здесь уже найдены все ключи к замкам, на которые заперты тайны человеческого поведения. Со­циальная психология — молодая наука: столетие ее существова­ния — не возраст для постижения самых сокровенных тайн чело­века и общества. Чем более зрелые теории она сумеет выработать, тем более продуктивной окажется исследовательская практика. Один из самых важных уроков, который может быть извлечен из анализа судеб теоретического знания в социальной психологии Запада, состоит в том, что хорошая социальная психология не может су­ществовать без хорошей теории, а хорошая теория — это нечто большее, чем просто непротиворечивая связь верифицируемых гипотез. Этот же урок неплохо усвоить и отечественной социаль­ной психологии.

Поскольку в этой дисциплине, как в любой другой отрасли знания, существует определенная иерархия уровней анализа, здесь требуется некоторое время, чтобы сформулированные в общей теории и методологии принципы воплотились в реальную практи­ку исследований. Такая практика лишь складывается сегодня как в социально-психологических исследованиях, развивающихся на Западе, так и в отечественной социальной психологии. Поэтому можно определенно сказать, что дискуссия по поводу обозначен­ных проблем представляется весьма продуктивной для поисков действительно новой альтернативной парадигмы этой дисципли­ны в XXI столетии.


ЛИТЕРАТУРА

Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

Адорно Т. Авторитарная личность. М., 1997.

Айзер Р. За более прикладную социальную психологию//Современная за­рубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Андреева Г. М. Методологические проблемы развития социально-психоло­гических исследований в США//Методологические проблемы соци­альной психологии. М., 1975.

Андреева Г. М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании. М., 1974.

Андреева Г. М. Социальная психология//Социология в России. М., 1998.

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999.

Анциферова Л. И. О теории личности в работах Курта Левина//Вопросы психологии. I960. № 6.

Аронсон Э. Общественное животное. М., 1999.

Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы//Современная зару­бежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного. М., 1968.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная зару­бежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Брунер Дж. О перцептивной готовности//Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975.

Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

Гоффман И. Представление себя другим//Современная зарубежная соци­альная психология. Тексты. М., 1984.

Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Джерджен К Социальная психология как история//Социальная психоло­гия: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987.

Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы со­циальной регуляции поведения. М., 1976.

Ионин Л. Г. Критика социальной психологии Джорджа Мида и его совре­менных интерпретаций//Социологические исследования. 1975. № 1.

Ионин Л. Г. Этнометодология//Энциклопедический социологический сло­варь. М., 1995.

Ионин Л. Г. Символический интеракционизм и феноменологическая со­циология между кризисом и стабилизационным сознанием//Очерки по теоретической социологии XX столетия. М., 1994.

Келли Г. Две функции референтной группы//Современная зарубежная со­циальная психология. Тексты. М., 1984.

Келли Г. Процесс каузальной аттрибуции//Современная зарубежная со­циальная психология. Тексты. М., 1984.

Келли Г., ТибоДж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимос­ти/Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Клеман К. Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Кон И. С, ШалинД. Н. Дж. Мид и проблема человеческого «Я»//Вопросы философии. 1969. № 2.

Кун М., МакПартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и приклад­ных исследованиях. М., 1980.

Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

Леонтьев А. Н. Сознание, деятельность, личность. М., 1975.

Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.

МакГвайр В. Ин и Янь прогресса в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Митина С. М. Г. Гарфинкель//Энциклопедический социологический сло­варь. М., 1995.

Московией С. Общество и теория в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Ньюком Т. Исследование согласия//Социология сегодня. М., 1965.

Ньюком Т. Социально-психологическая теория интеграции индивидуаль­ного и социального подходов//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997.

Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1997.

Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М., 1999.

Трусов В. П. Теория когнитивного диссонанса и его критика. Автореф. канд. дисс. Л., 1973. Тэшфел А. Эксперименты в вакууме//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

Уэллс Г. Крах психоанализа. М., 1970.

Феспгингер А. Введение в теорию диссонанса//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Феспгингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

Фирсов Б. М., Асеев Ю. А. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе. Л., 1973.

Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926.

Харре Р. Вторая когнитивная революция//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2.

Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999.

Шихирев П. Н. Исследование социальной установки в США//Вопросы философии. 1973. № 2.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985.

Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М, 1999.

Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Якимова Е. В. Введение//Социальная психология: саморефлексия марги­нальности. Хрестоматия. М., 1995.

Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976.

Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.

Ярошевский М. Г., Чеснокова С. А. Уолтер Кеннон. М., 1976.

Abelson R. Psychological Implication//Abelson R. et al. (eds.). Theories of Cogni­tive Consistency. Chicago, 1968.

Argyle M. Social Interaction. London, 1969.

ArmisteadN. etal. (eds.). Reconstructing Social Psychology. L, 1974.

Aronson E. Dissonans Theory: Progress and Problems//Abelson et al. Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968.

Asch S. E. A Perspective on Social Psychology//Koch S. (ed.). Psychology: A Study of a Science. N.Y., 1959.

Asch S. E. Forming Impression of Personality//Journal of Abnormal and Social Psychology. V. 41.1946.

Augoustinos M., Walker J. Social Cognition. London, 1996.

BanduraA. Aggression: Social Learning Analysis. N. Y., 1973.

BanduraA., Walters R. H. Adolescent Aggression. N. Y., 1959.

BanduraA., Walters R. H. Social Learning and Personality Development. N. Y., 1965.

Bennis W. G, Shepard H. A. A Theory of Group Development//Human Rela­tions. V. 9.1956.

Bion W. R. Experiences in Groups. London, 1961.

Blumer H. Der Methodologische Standort des Symbolischen Interactionismus//

Alltagwissen Interaction und Gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. 1937. № 1. Blumer H. Psychological Import of the Human Group//Sherif M., Wilson M. O.

(eds.). Group Relations at the Crossroads. N. Y., 1953. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of G. H. Mead//American

Journal of Sociology. V. 71.1966.

Blumer H. Symbolic Interactionism. Englewood-Cliffs, 1969. Blumer H. What is Wrong with Social Theory//American Sociologocal Review.

V. 19. 1954.

Borgatta E. F. (ed.). Social Psychology: Readings and Perspectives. Chicago, 1969. Borgatta E. F. Role and Reference Group Theory//Borgatta E. F. (ed.). Social

Psychology: Readings and Perspectives. Chicago, 1969. Bradford L. P., Gibb J. R., Benne K. D. (eds.). T-group Theory and Laboratory

Method. N.Y., 1964. Breikwell G. Integrating Paradigms, Methodological Implications//Approaches

to Social Representations. Oxford, 1997. Cartwright D., Zander A. Group Dynamics. N. Y., 1968. Cole/nan J. С Psychology and Effective Behavior. Glenvew, 1969. Craig R., Clarizio H. Contemporary Educational Psychology. N. Y., 1975. Deaux K., Dane F., Wrightsman L. (eds.). Social Psychology in the 90s. Belmont,

1993. Denzin N. K. Symbolic Interactionism and Ethnomethodology//Douglas J. (ed.).

Understanding Everyday Life. London, 1972. Deutsch M. Field Theory in Social Psychology//Lindzey G., Aronson E. (eds.).

The Handbook of Social Psychology. Reading, 1968. Deutsch M., Krauss R. M. Theories in Social Psychology. N. Y., 1965. Doise W. Levels of Explanation in Social Psychology. Cambridge, 1986. DollardJ., Miller N. Personality and Psychotherapy. N. Y., 1950. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Evanstone, 1957. Fiske S. (ed) Affect and Cognition. N.Y., 1982. Fiske S., Taylor S. Social Cognition. N. Y., 1984. Flanders J. A Review of Research on Imitative Behavior//Psychological Bulletin.

V. 69. 1968.

Garfinkel H. Studies in Ethnometodology. Englewood Cliffs, 1967. Gergen K. Realities and Relationships. Soundings in Social Construction.N.Y.,

1994. Getzels J. W., Cuba E. G. Role, Role Conflict and Effectiveness//American Sociological Review. V. 19. 1954. Goffman E. Interaction ritual. N. Y., 1982.

Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., 1959. Good W. G. The Role-strain Theory//American Sociological Review. V. 20. 1955. Gross N, Mason W. S., McEachernA. W. Explorations in Role Analysis. N. Y., 1958. Guthrie R. V. (ed.). Psychology in the World Today. An Interdisciplinary Ap­proach. London, 1971. Harre R. Social Beeing. Oxford, 1979. HeiderF. Attitudes and Cognitive Organizations//Journal of Psychology. V. 21. 1946.

Heider F. Social Perception and Phenomenal Causality. N. Y., 1944.

HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y., 1958.

HeissJ. Social roles//M. Rosenberg and R. H. Turner (eds.). Sociological Perspec­tives on Social Psychology. N.Y., 1981.

Hickman С A., Kuhn M. Individuals and Economic Behavior. N. Y., 1956.

Hollander E. P. Principles and Methods of Social Psychology. N.Y., 1967.

Hollander E. P., Hunt P. G. (eds.). Classic Contributions to Social Psychology. N.Y., 1972.

Homans G. С Social Behavior: Its Elementary Forms. N. Y., 1961.

Hovland С I., Rosenberg M. J. (eds.). Attitude Organization and Change. New Haven, 1960.

Hyman H. H. The Psychology of Status. N. Y., 1942.

Insko C. A., Schopler J. Experimental Social Psychology. Text with Illustrative Readings. N. Y., 1972.

IsraelJ. Stipulations and Construction in the Social Sciences//Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972.

Jodelet D. Representation Sociale: un Domaine en Expansion//Le Representa­tion Sociale. Paris, 1989.

Kane Т., Josep H. I., Tedeschi J. Person Perception and the Berkowitz Paradigm for Study of Aggression//Journal of Personality and Social Psychology. V. 36. 1976. №6.

KarpfF. American Social Psychology. N. Y., 1932.

Katz D. Consistency for What? The Functional Approach//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968.

Kelley H. H., Thibaut J. W. The Social Psychology of Groups. N. Y., 1959.

Kendler H. H, Spence J. (eds.). Essays in Neobehaviorism. N. Y., 1971.

Komarovsky M. Women in the Modern World: Their Education and their Di­lemmas. Boston, 1953.

Krech D. Psychological Theory and Social Psychology//Helson H. (ed.). Theo­retical Foundations of Psychology. N. Y., 1951.

Krech D., Crutchfield R., Ballashey E. Individual in Society. A Textbook of Social Psychology. N.Y., 1962.

Kuhn M. H. The Reference Group Reconsidered//The Sociological Quaterly. V. 5. 1964.

Kuhn M. H., McPartland T. S. The Empirical Investigation of Self-attitude// American Sociological Review. V. 19. 1954.

Kuhn M. Major Trends in Symbolic Interaction Theory in the Past Twenty-five Years//The Sociological Quaterly. V. 5. 1964. № 1.

Lindgren H. С (ed.). Contemporary Research in Social Psychology. N. Y., 1969.

LindsmithA. R., Strauss A. L. Social Psychology. N. Y., 1956.

Lindzey G. (ed.). The Handbook of Social Psychology. V. 1-5. Cambridge, 1954.

Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. 2nd. ed. V.I— 5. Reading, 1968-1969.

Linton R. The Study of Man. N. Y., 1936.

Manis J. G, Meltzer B. N. (eds.). Symbolic Interaction. A Reader in Social Psy­chology. 2nded. Boston, 1972.

McDavidJ., Harary H. Social Psychology: Individuals, Groups, Societies. N. Y., 1968.

McDougall W. An Introduction to Social Psychology. London, 1908.

McGrath J. Social psychology. A Brief Introduction. N. Y., 1970.

McGuigan F., Lumsden D. (eds.). Contemporary Approach to Conditioning and Learning. Washington, 1973.

McGuire W. J. Person Perception//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Hand­book of Social Psychology. V. 1. Reading, 1968.

McGuire W. J. Social Psychology//Dodwell E. (ed.). New Horizons in Psychol­ogy. London, 1972.

Mead G. H. Mind, Self, Society. Chicago, 1934.

Meltzer B. N., PetrasJ. W. The Chicago and Jowa Schools of Symbolic Interactionism//Manis J. G., Meltzer B. N. (eds.). Symbolic Interaction. Boston, 1972.

Merton R. K. Social Theory and Social Structure. N. Y., 1957.

Merton R. К., КША. S. Contributions to the Theory of Reference Groups Behavior//Merton R. K. and Lazarsfeld P. F. (eds.). Continuities in Social Research. Glencoe, 1950.

Miller N., Bollard J. Social Learning and Imitation. New Haven, 1941.

Moscovici S. Phenomenon of Social Representations//Farr R., Moscovici S.(eds.). Social Representations. Cambridge; Paris, 1984.

Moscovici S. Society and Theory in Social Psychology//Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972.

Newcomb Т. М. An Approach to the Study of Communicative Acts//Psychological Review. V. 60. 1953.

Newcomb Т. М. Personality and Social Change. N. Y., 1943.

Newcomb Т. М. The Social Psychology. N. Y., 1950.

Osgood С E., Suci G, Tannenbaum P. The Measurement of Meaning//Semantic Differential Technique. Chicago, 1968.

Osgood С. Е., Tannenbaum P. The Principle of Congruity in the Prediction of Attitude Change//Psychological Review. V. 62. 1955.

PiagetJ., Inhelder B. The Gaps in Empiricism//Koester A., Smythies J. R. (eds.). Beyond Reductionism: New Perspectives in the Life Sciences. London, 1968.

Rapoport A., Chammach A. Prisoner's Dilemma. Ann Arbor, 1965.

Rogers C, Polanyi M. (eds.). Man and the Science of Man. Columbus, 1968.

Rogers C. Freedom to Learn. Columbus, 1969.

Rokeach M. The Open and Closed Mind. N. Y., 1960.

Rommetveit R. Language Games, Syntactic Structures and Hermeneutics//Tajfel H., IsraelJ. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972.

Rommetveit R. Social Norms and Roles. Minneapolis, 1955.

Rose A. M. (ed.). Human Behavior and Social Processes. Boston, 1962.

Rosenberg M. J. Discussion: on Reducing the Inconsistency Between Consisten­cy Theories//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968.

Ross E. A. Social Psychology: an Outline and Source Book. N. Y., 1908. Sarbin Th. Role Theory//Lindzey G. (ed.). The Handbook of Social Psychology. Cambridge, 1954.

Sarbin Th., Allen V. L. Role Theory//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Hand­book of Social Psychology. Reading, 1968.

Schutz W. С FIRO: A Three-dimensional Theory of Interpersonal Behavior. N.Y., 1958.

SecordP. F, Васктап С W. Social Psychology. N. Y., 1964.

Shaw M. E., Costanzo P. R. Theories of Social Psychology. N. Y., 1970.

Sherif M. The Concept of Reference Groups in Human Relations//Sherif M. and Wilson M. O. (eds.). Group Relations at the Crossroads. N. Y., 1953.

Sherif M., Sherif С Social Psychology. N. Y., 1948.

Shibutani T. Reference Groups as Perspective//American Journal of Sociology. V. 60.1955.

Silverman J. Crisis in Social Psychology: the Relevance of Relevance//American Psychologist. V. 26. 1971.

Skinner B. F. Beyond Freedom and Dignity. N. Y., 1971.

Sorokin P. A. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. Chi­cago, 1956.

SteinerJ. D., Fishbein M. (eds.). Current Studies in Social Psychology. N. Y., 1966.

Stouffer S. The American Soldier. Prinston, 1949.

Strickland L., Gergen K. (eds.). Social Psychology in Transition. Toronto, 1976.

Stryker S. Development in Two Social Psychologies: Toward an Appreciation of Mutual Relevance//Sociometry. V. 40. 1977.

Stryker S. Review Symposium: Handbook of Social Psychology//American So­ciological Review. V. 36. 1971.

Stryker S., Stathem A. Symbolic Interaction and Role Theory//Handbook of Social Psychology. N. Y., 1985.

Stryker S. Fundamental Principles of Social Interaction//Smelser N.(ed).Soci­ology. 2nd ed. N. Y., 1985.

Tajfel H. Social and Cultural Factors in Perception//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading, 1968.

Tajfel H., FraserK. Introducing Social Psychology. L., 1978.

Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology: A Critical Assess­ment. N. Y.; London, 1972.

Triandis H. Social Psychology and Cultural Analysis//Journal for the Theory of Social Behavior. V. 5.1975. № 1.

Tversky A., Kahneman D. Judgement under Uncertainty: Heuristics and Biases// Science. V. 25.1974.

Wann T. J. (ed.). Behaviorism and Phenomenology: Contrasting Bases for Modern Psychology. Chicago, 1964.

Weingarten E., Sack F. Ethnometodologie. Frankfurt am Mein, 1976.

Zayonc R. B. Cognitive Theory in Social Psychology//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. V. 1. 1968.

Zimbardo P. Cognitive Dissonans and the Control of Human Motivation//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive ffongistp.nr.v Chicago, 1968.

 


[1] См.: Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979; Он оке. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985; Он же. Современная социальная психология. М., 1999, и др.

[2] См., например: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997; Аронсон Э. Обще­ственное животное. М., 1998; Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситу'ация.'м., 2000, и др.

[3] Своеобразной вехой в развитии социальной психологии МакГвайр считает выход в свет в 1968 г. «Руководства по социальной психологии», изданного Г. Линд-сеем и Э. Аронсоном [The Handbook of Social Psychology. Lindzey G., Aronson E. (eds.), 1968], полагая, что это издание свидетельствует о конце эры, о моменте, когда социальная психология начинает развиваться «в новых направлениях» [McGuire, 1972, р. 219].

[4] Укоренившийся русский перевод этих теорий как «теорий среднего ранга», строго говоря, не передает точное содержание, вкладываемое Мертоном в это понятие. Гораздо ближе к нему немецкий перевод — «Mittlerer Reichweite Theorien», т.е. «теории среднего радиуса действия». В нем схвачена мысль Мертона, что пред­ложенные им теории представляют собой средний уровень не только в смысле широты предлагаемых обобщений, но и с точки зрения объема той сферы соци­альной реальности, с которой имеет дело теория.

[5] Любопытно, что эта работа, которая так и называется «Социальная психоло­гия в 90-х» («Social Psychology in the '90s»), повторяет серию своеобразных «отчетов» о развитии американской социальной психологии по десятилетиям. Кстати, в рабо­те «Социальная психология в 70-х» («Social Psychology in the '70s») фигурируют еще четыре теоретические ориентации, в том числе психоаналитическая.

[6] В полном объеме эта проблема обсуждается в современной психологии соци­ального познания. Здесь к упомянутым вопросам прибавляется еще и дискуссия о роли ценностей в самом процессе познания социальных явлений не только иссле­дователем, но и «обыденным» человеком. Интересно, что видный вклад в обсуж­дение этой проблемы вносят в том числе и многие американские авторы [см. под­робнее: Андреева, 2000].

[7] Здесь обстоятельно не рассматривается скиннеровская интерпретация под­ражающего поведения, поскольку, строго говоря, социально-психологическая про­блематика не разрабатывалась Скиннером. Его некоторые последние работы, в частности «По ту сторону свободы и достоинства», апеллирующие к социальной психологии, являются прямой экстраполяцией принципов, вычлененных в ана­лизе поведения животных, на область социально-политической жизни. Известно, что эта позиция получила негативную оценку в зарубежной и отечественной лите­ратуре. Представление о некоторых практических приложениях подхода Скиннера можно получить, например, в книге К. Прайор «Не рычите на собаку».

[8] Бандура предпочитает термин «моделирование» термину «имитация», ис­пользованному Миллером. Он полагает, что имитация в представлении большин­ства связана лишь с точным копированием того, что делает модель, тогда как моделирование предполагает более широкий психологический эффект, с его точ­ки зрения.

[9] Так, по справедливому замечанию С. Бергера и У. Ламберта, элементы бихе­виоризма интегрированы во многие групповые исследования, но в целом данная область остается мало затронутой анализом с позиций подхода S—R [Lindzey, Aronson, 1968-1969, p. 155].

[10] В связи с тем, что работа Л. Фестингера «Теория когнитивного диссонанса» полностью переведена на русский язык [Фестингер Леон. Теория когнитивного диссонанса/Пер, с англ. СПб., 1999], для удобства читателя все ссылки в дальней­шем тексте будут сделаны именно на это издание. При этом возможно некоторое разночтение в переводах, выполненных нами с английского текста, и переводов, имеющихся в русском издании, что, впрочем, не влияет на содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.117 сек.