КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейский» вклад в новую парадигму 2 страница
Однако если посмотреть на структуру социально-психологического знания, как она утвердилась в отечественной традиции, то именно здесь эта интеграция и заявлена. Логика предмета обозначена таким образом, что общие характеристики общения и взаимодействия людей развертываются последовательно сначала в больших, позже в малых социальных группах и, наконец, в их проявлениях на уровне личности. Проблематика науки «выстраивается» в логическую схему, в рамках которой осуществляется анализ закономерностей поведения и деятельности индивидов, их межличностных отношений и вместе с тем включенность этих феноменов в макросоциальную структуру. Между тем «тоска» по подобной интеграции до сих пор характерна для современных дискуссий о предмете социальной психологии среди западных коллег. Некоторые из них предлагают иные решения для возможного объединения двух ветвей (например, выделение «третьей» социальной психологии, претендующей на роль своеобразного синтеза двух ветвей, причем чаще всего в данном случае апеллируют к символическому интеракционизму). Ясно одно, что взаимная информированность о различных вариантах была бы существенным вкладом в определение дальнейшей судьбы социальной психологии как науки. Кризис традиционных теоретических ориентации в западной социальной психологии еще раз показал, что проблемы лежат гораздо глубже расхождений между отдельными парадигмами. Характерно, что все четыре основных направления, весьма различных по своему теоретическому «рисунку», по исходным принципам понимания Человека и Общества, в равной мере испытывают существенные методологические затруднения. Справедливо отмечается, что при формировании новой парадигмы искать причины этих затруднений надо где-то глубже, не в сфере специальных социально-психологических теорий, а в более общей методологии, в эпистемологических принципах. Понятно, что простое провозглашение принципов общего «облика» новой парадигмы еще не означает построения целостной системы науки, которая должна включать в себя наряду с теоретическими и эпистемологическими основами еще и определенную стратегию исследований, набор методических средств, интерпретацию полученных результатов. Принятие и даже формулирование необходимых принципов — это важный, но лишь первый шаг: вторым шагом должна стать реализация этих общих принципов в конкретной практике исследований.
Общая теория и общая методология в любой науке включают в себя элементы философского знания. Реализация же общефилософских принципов анализа применительно к объекту данной науки происходит на уровне специальных теорий и специальной методологии. Именно они непосредственно взаимодействуют с конкретными методиками исследования, со всей исследовательской практикой. Поэтому, когда известны исходные философские принципы, очень важно проследить, каким образом возможен переход от них к каждому отдельному исследовательскому приему, так чтобы при этом не был утрачен целостный образ объекта исследования, заданный на наиболее высоких уровнях абстракции. Для социальной психологии это имеет особое значение: как показывает опыт ее развития на Западе, главный просчет возникает как раз из-за утери «социального контекста» в каждом отдельном исследовании, иными словами, из-за утери содержательной характеристики социального поведения, схватываемого на эмпирическом уровне. В отечественной социальной психологии разработаны некоторые принципы, позволяющие сделать акцент на этой проблеме. Можно назвать как минимум три из них. Во-первых, специфическая интерпретация природы межличностных отношений, рассмотренных как реализация общественных отношений. Во-вторых, объединение исследований групп и процессов — двух основных блоков социально-психологического знания (т.е. рассмотрение процессов коммуникации, интеракции и перцепции в контексте реальных социальных групп). В-третьих, анализ всех социально-психологических феноменов с точки зрения принципа деятельности. Введение этого принципа в систему психологического знания позволило обосновать понимание личности одновременно и как объекта, и как субъекта общественного развития, вскрыв специфику активности личности именно как специфику активности общественного человека. Для социальной психологии принцип деятельности позволяет интерпретировать саму социальную группу в качестве коллективного субъекта деятельности, что снимает проблему «социального контекста» для группы.
Разумеется, три названных принципа не исчерпывают ни методологической платформы социальной психологии, ни содержания ее теоретического знания. Речь идет лишь о том, что здесь предложены некоторые исходные варианты решения «вечных» вопросов социальной психологии. Названные принципы можно рассматривать как некоторый скелет, или остов, общей социально-психологической теории. Ее воплощение в ряде специальных теорий является делом не только сегодняшнего дня, но и будущего. Попытки, которые уже сделаны на этом пути, позволяют убедиться в том, что некоторые проблемы, казавшиеся тупиковыми в истории социальной психологии, могут приблизиться к разрешению. Нельзя, однако, думать, что здесь уже найдены все ключи к замкам, на которые заперты тайны человеческого поведения. Социальная психология — молодая наука: столетие ее существования — не возраст для постижения самых сокровенных тайн человека и общества. Чем более зрелые теории она сумеет выработать, тем более продуктивной окажется исследовательская практика. Один из самых важных уроков, который может быть извлечен из анализа судеб теоретического знания в социальной психологии Запада, состоит в том, что хорошая социальная психология не может существовать без хорошей теории, а хорошая теория — это нечто большее, чем просто непротиворечивая связь верифицируемых гипотез. Этот же урок неплохо усвоить и отечественной социальной психологии.
Поскольку в этой дисциплине, как в любой другой отрасли знания, существует определенная иерархия уровней анализа, здесь требуется некоторое время, чтобы сформулированные в общей теории и методологии принципы воплотились в реальную практику исследований. Такая практика лишь складывается сегодня как в социально-психологических исследованиях, развивающихся на Западе, так и в отечественной социальной психологии. Поэтому можно определенно сказать, что дискуссия по поводу обозначенных проблем представляется весьма продуктивной для поисков действительно новой альтернативной парадигмы этой дисциплины в XXI столетии. ЛИТЕРАТУРА Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. Адорно Т. Авторитарная личность. М., 1997. Айзер Р. За более прикладную социальную психологию//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Андреева Г. М. Методологические проблемы развития социально-психологических исследований в США//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. Андреева Г. М. Современные аспекты проблемы ценностей в социальном познании. М., 1974. Андреева Г. М. Социальная психология//Социология в России. М., 1998. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999. Анциферова Л. И. О теории личности в работах Курта Левина//Вопросы психологии. I960. № 6. Аронсон Э. Общественное животное. М., 1999. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Бассин Ф. В. Проблемы бессознательного. М., 1968. Блумер Г. Общество как символическая интеракция//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
Брунер Дж. О перцептивной готовности//Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 1975. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1998. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. Гоффман И. Представление себя другим//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии //Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. Джерджен К Социальная психология как история//Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии. М., 1987. Жуков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. Ионин Л. Г. Критика социальной психологии Джорджа Мида и его современных интерпретаций//Социологические исследования. 1975. № 1. Ионин Л. Г. Этнометодология//Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. Ионин Л. Г. Символический интеракционизм и феноменологическая социология между кризисом и стабилизационным сознанием//Очерки по теоретической социологии XX столетия. М., 1994. Келли Г. Две функции референтной группы//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Келли Г. Процесс каузальной аттрибуции//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Келли Г., ТибоДж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости/Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Клеман К. Б., Брюно П., Сэв Л. Марксистская критика психоанализа. М., 1976. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. Кон И. С, ШалинД. Н. Дж. Мид и проблема человеческого «Я»//Вопросы философии. 1969. № 2. Кун М., МакПартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000. Леонтьев А. Н. Сознание, деятельность, личность. М., 1975. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997. МакГвайр В. Ин и Янь прогресса в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Митина С. М. Г. Гарфинкель//Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. Московией С. Общество и теория в социальной психологии//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Ньюком Т. Исследование согласия//Социология сегодня. М., 1965. Ньюком Т. Социально-психологическая теория интеграции индивидуального и социального подходов//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. М., 1997. Прайор К. Не рычите на собаку. М., 1997. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. М., 1999. Трусов В. П. Теория когнитивного диссонанса и его критика. Автореф. канд. дисс. Л., 1973. Тэшфел А. Эксперименты в вакууме//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Уэллс Г. Крах психоанализа. М., 1970. Феспгингер А. Введение в теорию диссонанса//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. Феспгингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. Фирсов Б. М., Асеев Ю. А. Проблемы речевого воздействия на аудиторию в зарубежной социально-психологической литературе. Л., 1973. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926. Харре Р. Вторая когнитивная революция//Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 2. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1999. Шихирев П. Н. Исследование социальной установки в США//Вопросы философии. 1973. № 2. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985. Шихирев П. Н. Современная социальная психология. М, 1999. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. Якимова Е. В. Введение//Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1976. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974. Ярошевский М. Г., Чеснокова С. А. Уолтер Кеннон. М., 1976. Abelson R. Psychological Implication//Abelson R. et al. (eds.). Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968. Argyle M. Social Interaction. London, 1969. ArmisteadN. etal. (eds.). Reconstructing Social Psychology. L, 1974. Aronson E. Dissonans Theory: Progress and Problems//Abelson et al. Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968. Asch S. E. A Perspective on Social Psychology//Koch S. (ed.). Psychology: A Study of a Science. N.Y., 1959. Asch S. E. Forming Impression of Personality//Journal of Abnormal and Social Psychology. V. 41.1946. Augoustinos M., Walker J. Social Cognition. London, 1996. BanduraA. Aggression: Social Learning Analysis. N. Y., 1973. BanduraA., Walters R. H. Adolescent Aggression. N. Y., 1959. BanduraA., Walters R. H. Social Learning and Personality Development. N. Y., 1965. Bennis W. G, Shepard H. A. A Theory of Group Development//Human Relations. V. 9.1956. Bion W. R. Experiences in Groups. London, 1961. Blumer H. Der Methodologische Standort des Symbolischen Interactionismus// Alltagwissen Interaction und Gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. 1937. № 1. Blumer H. Psychological Import of the Human Group//Sherif M., Wilson M. O. (eds.). Group Relations at the Crossroads. N. Y., 1953. Blumer H. Sociological Implications of the Thought of G. H. Mead//American Journal of Sociology. V. 71.1966. Blumer H. Symbolic Interactionism. Englewood-Cliffs, 1969. Blumer H. What is Wrong with Social Theory//American Sociologocal Review. V. 19. 1954. Borgatta E. F. (ed.). Social Psychology: Readings and Perspectives. Chicago, 1969. Borgatta E. F. Role and Reference Group Theory//Borgatta E. F. (ed.). Social Psychology: Readings and Perspectives. Chicago, 1969. Bradford L. P., Gibb J. R., Benne K. D. (eds.). T-group Theory and Laboratory Method. N.Y., 1964. Breikwell G. Integrating Paradigms, Methodological Implications//Approaches to Social Representations. Oxford, 1997. Cartwright D., Zander A. Group Dynamics. N. Y., 1968. Cole/nan J. С Psychology and Effective Behavior. Glenvew, 1969. Craig R., Clarizio H. Contemporary Educational Psychology. N. Y., 1975. Deaux K., Dane F., Wrightsman L. (eds.). Social Psychology in the 90s. Belmont, 1993. Denzin N. K. Symbolic Interactionism and Ethnomethodology//Douglas J. (ed.). Understanding Everyday Life. London, 1972. Deutsch M. Field Theory in Social Psychology//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading, 1968. Deutsch M., Krauss R. M. Theories in Social Psychology. N. Y., 1965. Doise W. Levels of Explanation in Social Psychology. Cambridge, 1986. DollardJ., Miller N. Personality and Psychotherapy. N. Y., 1950. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Evanstone, 1957. Fiske S. (ed) Affect and Cognition. N.Y., 1982. Fiske S., Taylor S. Social Cognition. N. Y., 1984. Flanders J. A Review of Research on Imitative Behavior//Psychological Bulletin. V. 69. 1968. Garfinkel H. Studies in Ethnometodology. Englewood Cliffs, 1967. Gergen K. Realities and Relationships. Soundings in Social Construction.N.Y., 1994. Getzels J. W., Cuba E. G. Role, Role Conflict and Effectiveness//American Sociological Review. V. 19. 1954. Goffman E. Interaction ritual. N. Y., 1982. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. N. Y., 1959. Good W. G. The Role-strain Theory//American Sociological Review. V. 20. 1955. Gross N, Mason W. S., McEachernA. W. Explorations in Role Analysis. N. Y., 1958. Guthrie R. V. (ed.). Psychology in the World Today. An Interdisciplinary Approach. London, 1971. Harre R. Social Beeing. Oxford, 1979. HeiderF. Attitudes and Cognitive Organizations//Journal of Psychology. V. 21. 1946. Heider F. Social Perception and Phenomenal Causality. N. Y., 1944. HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N. Y., 1958. HeissJ. Social roles//M. Rosenberg and R. H. Turner (eds.). Sociological Perspectives on Social Psychology. N.Y., 1981. Hickman С A., Kuhn M. Individuals and Economic Behavior. N. Y., 1956. Hollander E. P. Principles and Methods of Social Psychology. N.Y., 1967. Hollander E. P., Hunt P. G. (eds.). Classic Contributions to Social Psychology. N.Y., 1972. Homans G. С Social Behavior: Its Elementary Forms. N. Y., 1961. Hovland С I., Rosenberg M. J. (eds.). Attitude Organization and Change. New Haven, 1960. Hyman H. H. The Psychology of Status. N. Y., 1942. Insko C. A., Schopler J. Experimental Social Psychology. Text with Illustrative Readings. N. Y., 1972. IsraelJ. Stipulations and Construction in the Social Sciences//Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972. Jodelet D. Representation Sociale: un Domaine en Expansion//Le Representation Sociale. Paris, 1989. Kane Т., Josep H. I., Tedeschi J. Person Perception and the Berkowitz Paradigm for Study of Aggression//Journal of Personality and Social Psychology. V. 36. 1976. №6. KarpfF. American Social Psychology. N. Y., 1932. Katz D. Consistency for What? The Functional Approach//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968. Kelley H. H., Thibaut J. W. The Social Psychology of Groups. N. Y., 1959. Kendler H. H, Spence J. (eds.). Essays in Neobehaviorism. N. Y., 1971. Komarovsky M. Women in the Modern World: Their Education and their Dilemmas. Boston, 1953. Krech D. Psychological Theory and Social Psychology//Helson H. (ed.). Theoretical Foundations of Psychology. N. Y., 1951. Krech D., Crutchfield R., Ballashey E. Individual in Society. A Textbook of Social Psychology. N.Y., 1962. Kuhn M. H. The Reference Group Reconsidered//The Sociological Quaterly. V. 5. 1964. Kuhn M. H., McPartland T. S. The Empirical Investigation of Self-attitude// American Sociological Review. V. 19. 1954. Kuhn M. Major Trends in Symbolic Interaction Theory in the Past Twenty-five Years//The Sociological Quaterly. V. 5. 1964. № 1. Lindgren H. С (ed.). Contemporary Research in Social Psychology. N. Y., 1969. LindsmithA. R., Strauss A. L. Social Psychology. N. Y., 1956. Lindzey G. (ed.). The Handbook of Social Psychology. V. 1-5. Cambridge, 1954. Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. 2nd. ed. V.I— 5. Reading, 1968-1969. Linton R. The Study of Man. N. Y., 1936. Manis J. G, Meltzer B. N. (eds.). Symbolic Interaction. A Reader in Social Psychology. 2nded. Boston, 1972. McDavidJ., Harary H. Social Psychology: Individuals, Groups, Societies. N. Y., 1968. McDougall W. An Introduction to Social Psychology. London, 1908. McGrath J. Social psychology. A Brief Introduction. N. Y., 1970. McGuigan F., Lumsden D. (eds.). Contemporary Approach to Conditioning and Learning. Washington, 1973. McGuire W. J. Person Perception//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. V. 1. Reading, 1968. McGuire W. J. Social Psychology//Dodwell E. (ed.). New Horizons in Psychology. London, 1972. Mead G. H. Mind, Self, Society. Chicago, 1934. Meltzer B. N., PetrasJ. W. The Chicago and Jowa Schools of Symbolic Interactionism//Manis J. G., Meltzer B. N. (eds.). Symbolic Interaction. Boston, 1972. Merton R. K. Social Theory and Social Structure. N. Y., 1957. Merton R. К., КША. S. Contributions to the Theory of Reference Groups Behavior//Merton R. K. and Lazarsfeld P. F. (eds.). Continuities in Social Research. Glencoe, 1950. Miller N., Bollard J. Social Learning and Imitation. New Haven, 1941. Moscovici S. Phenomenon of Social Representations//Farr R., Moscovici S.(eds.). Social Representations. Cambridge; Paris, 1984. Moscovici S. Society and Theory in Social Psychology//Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972. Newcomb Т. М. An Approach to the Study of Communicative Acts//Psychological Review. V. 60. 1953. Newcomb Т. М. Personality and Social Change. N. Y., 1943. Newcomb Т. М. The Social Psychology. N. Y., 1950. Osgood С E., Suci G, Tannenbaum P. The Measurement of Meaning//Semantic Differential Technique. Chicago, 1968. Osgood С. Е., Tannenbaum P. The Principle of Congruity in the Prediction of Attitude Change//Psychological Review. V. 62. 1955. PiagetJ., Inhelder B. The Gaps in Empiricism//Koester A., Smythies J. R. (eds.). Beyond Reductionism: New Perspectives in the Life Sciences. London, 1968. Rapoport A., Chammach A. Prisoner's Dilemma. Ann Arbor, 1965. Rogers C, Polanyi M. (eds.). Man and the Science of Man. Columbus, 1968. Rogers C. Freedom to Learn. Columbus, 1969. Rokeach M. The Open and Closed Mind. N. Y., 1960. Rommetveit R. Language Games, Syntactic Structures and Hermeneutics//Tajfel H., IsraelJ. (eds.). The Context of Social Psychology. N. Y.; London, 1972. Rommetveit R. Social Norms and Roles. Minneapolis, 1955. Rose A. M. (ed.). Human Behavior and Social Processes. Boston, 1962. Rosenberg M. J. Discussion: on Reducing the Inconsistency Between Consistency Theories//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive Consistency. Chicago, 1968. Ross E. A. Social Psychology: an Outline and Source Book. N. Y., 1908. Sarbin Th. Role Theory//Lindzey G. (ed.). The Handbook of Social Psychology. Cambridge, 1954. Sarbin Th., Allen V. L. Role Theory//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading, 1968. Schutz W. С FIRO: A Three-dimensional Theory of Interpersonal Behavior. N.Y., 1958. SecordP. F, Васктап С W. Social Psychology. N. Y., 1964. Shaw M. E., Costanzo P. R. Theories of Social Psychology. N. Y., 1970. Sherif M. The Concept of Reference Groups in Human Relations//Sherif M. and Wilson M. O. (eds.). Group Relations at the Crossroads. N. Y., 1953. Sherif M., Sherif С Social Psychology. N. Y., 1948. Shibutani T. Reference Groups as Perspective//American Journal of Sociology. V. 60.1955. Silverman J. Crisis in Social Psychology: the Relevance of Relevance//American Psychologist. V. 26. 1971. Skinner B. F. Beyond Freedom and Dignity. N. Y., 1971. Sorokin P. A. Fads and Foibles in Modern Sociology and Related Sciences. Chicago, 1956. SteinerJ. D., Fishbein M. (eds.). Current Studies in Social Psychology. N. Y., 1966. Stouffer S. The American Soldier. Prinston, 1949. Strickland L., Gergen K. (eds.). Social Psychology in Transition. Toronto, 1976. Stryker S. Development in Two Social Psychologies: Toward an Appreciation of Mutual Relevance//Sociometry. V. 40. 1977. Stryker S. Review Symposium: Handbook of Social Psychology//American Sociological Review. V. 36. 1971. Stryker S., Stathem A. Symbolic Interaction and Role Theory//Handbook of Social Psychology. N. Y., 1985. Stryker S. Fundamental Principles of Social Interaction//Smelser N.(ed).Sociology. 2nd ed. N. Y., 1985. Tajfel H. Social and Cultural Factors in Perception//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. Reading, 1968. Tajfel H., FraserK. Introducing Social Psychology. L., 1978. Tajfel H., Israel J. (eds.). The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. N. Y.; London, 1972. Triandis H. Social Psychology and Cultural Analysis//Journal for the Theory of Social Behavior. V. 5.1975. № 1. Tversky A., Kahneman D. Judgement under Uncertainty: Heuristics and Biases// Science. V. 25.1974. Wann T. J. (ed.). Behaviorism and Phenomenology: Contrasting Bases for Modern Psychology. Chicago, 1964. Weingarten E., Sack F. Ethnometodologie. Frankfurt am Mein, 1976. Zayonc R. B. Cognitive Theory in Social Psychology//Lindzey G., Aronson E. (eds.). The Handbook of Social Psychology. V. 1. 1968. Zimbardo P. Cognitive Dissonans and the Control of Human Motivation//Abelson R. P. et al. (eds.). Theories of Cognitive ffongistp.nr.v Chicago, 1968.
[1] См.: Шихирев П. Н. Современная социальная психология в США. М., 1979; Он оке. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1985; Он же. Современная социальная психология. М., 1999, и др. [2] См., например: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997; Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998; Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситу'ация.'м., 2000, и др. [3] Своеобразной вехой в развитии социальной психологии МакГвайр считает выход в свет в 1968 г. «Руководства по социальной психологии», изданного Г. Линд-сеем и Э. Аронсоном [The Handbook of Social Psychology. Lindzey G., Aronson E. (eds.), 1968], полагая, что это издание свидетельствует о конце эры, о моменте, когда социальная психология начинает развиваться «в новых направлениях» [McGuire, 1972, р. 219]. [4] Укоренившийся русский перевод этих теорий как «теорий среднего ранга», строго говоря, не передает точное содержание, вкладываемое Мертоном в это понятие. Гораздо ближе к нему немецкий перевод — «Mittlerer Reichweite Theorien», т.е. «теории среднего радиуса действия». В нем схвачена мысль Мертона, что предложенные им теории представляют собой средний уровень не только в смысле широты предлагаемых обобщений, но и с точки зрения объема той сферы социальной реальности, с которой имеет дело теория. [5] Любопытно, что эта работа, которая так и называется «Социальная психология в 90-х» («Social Psychology in the '90s»), повторяет серию своеобразных «отчетов» о развитии американской социальной психологии по десятилетиям. Кстати, в работе «Социальная психология в 70-х» («Social Psychology in the '70s») фигурируют еще четыре теоретические ориентации, в том числе психоаналитическая. [6] В полном объеме эта проблема обсуждается в современной психологии социального познания. Здесь к упомянутым вопросам прибавляется еще и дискуссия о роли ценностей в самом процессе познания социальных явлений не только исследователем, но и «обыденным» человеком. Интересно, что видный вклад в обсуждение этой проблемы вносят в том числе и многие американские авторы [см. подробнее: Андреева, 2000]. [7] Здесь обстоятельно не рассматривается скиннеровская интерпретация подражающего поведения, поскольку, строго говоря, социально-психологическая проблематика не разрабатывалась Скиннером. Его некоторые последние работы, в частности «По ту сторону свободы и достоинства», апеллирующие к социальной психологии, являются прямой экстраполяцией принципов, вычлененных в анализе поведения животных, на область социально-политической жизни. Известно, что эта позиция получила негативную оценку в зарубежной и отечественной литературе. Представление о некоторых практических приложениях подхода Скиннера можно получить, например, в книге К. Прайор «Не рычите на собаку». [8] Бандура предпочитает термин «моделирование» термину «имитация», использованному Миллером. Он полагает, что имитация в представлении большинства связана лишь с точным копированием того, что делает модель, тогда как моделирование предполагает более широкий психологический эффект, с его точки зрения. [9] Так, по справедливому замечанию С. Бергера и У. Ламберта, элементы бихевиоризма интегрированы во многие групповые исследования, но в целом данная область остается мало затронутой анализом с позиций подхода S—R [Lindzey, Aronson, 1968-1969, p. 155]. [10] В связи с тем, что работа Л. Фестингера «Теория когнитивного диссонанса» полностью переведена на русский язык [Фестингер Леон. Теория когнитивного диссонанса/Пер, с англ. СПб., 1999], для удобства читателя все ссылки в дальнейшем тексте будут сделаны именно на это издание. При этом возможно некоторое разночтение в переводах, выполненных нами с английского текста, и переводов, имеющихся в русском издании, что, впрочем, не влияет на содержание.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |